25 марта 2009, 4:46

У жителей Саратовской области хотят отнять мечту. Надежда на ее осуществление грела наши души последние три года.

У жителей Саратовской области хотят отнять мечту. Надежда на ее осуществление грела наши души последние три года.

«

Ипатов в цуцванге.

Мы надеялись, что «западные ворота Казахстана» вот-вот распахнутся, и через саратовский транспортный коридор хлынет поток грузов не только с сопредельной территории, но и из Китая со Средней Азией. Но, похоже, не суждено нам открыть для этих партнеров окно в Европу. Как выяснилось, создание транспортно-логистического центра (фундамента приграничной экономической зоны) на территории области – под большим вопросом.

Начнем с того, что на реализацию проекта требуется 863 миллиона долларов, или без малого 27 миллиардов рублей. Сумма по нынешним кризисным временам астрономическая, но средства на воплощение приграничной мечты найти можно. Например, в госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк»), которая впоследствии должна стать держателем 100% акций транспортно-логистического центра. Но и Саратовская область должна вложиться. Сейчас от нас требуется 20 миллионов рублей, дабы подготовить качественную инвестиционную заявку для «Внешэкономбанка». Однако главная проблема не в деньгах, а в одном большом «но».

Пока областные министры таскали проект международного центра приграничного сотрудничества по выставкам разным и форумам (даже в Каннах с ним побывали), призы и хвалебные отзывы получали, нарисовались конкуренты – Оренбург, Татарстан и Самара. И все же не так страшны конкуренты, как неоднозначная позиция федерального центра. Если Минтранспорта РФ вроде бы за нас, то Минрегионразвития РФ Саратовскую область в качестве основной «точки входа» зарубежных грузопотоков не видит, поскольку все больше смотрит в сторону Оренбурга.

Зато у нас есть определенные конкурентные преимущества. Во-первых, Акимат Западно-Казахстанской области, где, собственно, и находится Таскала. Зарубежные соседи спят и видят, как в полную силу заработает международный центр. Кстати говоря, еще в сентябре 2008 года правительство губернии и Акимат соответствующее соглашение подписали.

Основная же надежда и опора области пребывает в столице. Кто, как не суперлоббист Саратовщины Вячеслав Викторович Володин, поспособствует открытию точки входа на территории губернии? Хотя, с другой стороны, было бы у вице-спикера Госдумы такое желание, конкуренты и вякать не посмели бы. По всей видимости, наш главный козырь так и останется в рукаве.

А между тем депутаты облдумы стали проявлять к этой теме большой интерес. Даже тематический «круглый стол» организовали. Все пытались выяснить, имеет ли этот проект право на существование, насколько целесообразна его реализация. Судили-рядили битых два часа, но к единому знаменателю так и не пришли. Выделить из бюджета деньги на технико-экономическое обоснование, конечно, можно. Но где гарантия, что в итоге нам обломится более-менее приличный кусок транзитного пирога? А если совсем забыть о мечте «Озинки-Таскала»? Но не поставит ли это большой крест на развитии области в будущем? В общем, куда ни кинь – всюду клин. То есть губернатор Павел Ипатов.

Именно Павлу Леонидовичу придется решать, нужна нам приграничная экономическая зона или нет. Ох, не позавидуешь господину губернатору в этой ситуации! Ведь все, что ни скажет по этому поводу Ипатов, может быть использовано против него. Не захочет в кризис 20 миллионов рублей из тощего бюджета вырывать, значит, не думает о будущем вверенного ему региона. А если согласится, но пролоббировать проект в столице не удастся, так местные единороссы тут же могут обвинить Павла Леонидовича в недостаточной активности. Или еще хуже – в неэффективном использовании бюджетных средств, а то и в нецелевке.

Пока облдума на каникулах, губернатор может спать относительно спокойно. Ведь когда отдохнувшие парламентарии вновь примутся за законотворческую работу, Павлу Леонидовичу будет явно не до сна.

Юлия Клименко, “Газета Наша версия” (07.08.2009)