Та, которой можно все.
Та, которой можно все.
«
«Саратовводоканал» оставил без воды почти полгорода
«Взгляд» не раз обвиняли в особой нелюбви к директору «Саратовводоканала» Ларисе Абрамовой. «Аналитики» даже пытались усмотреть в этом некий политический подтекст. То, что произошло во вторник, со всей очевидностью продемонстрировало – МУПП и его руководство это наша общая БЕДА, а регулярные журналистские публикации о нарушениях, которые допускает «Саратовводоканал», не пустословные «наезды», а хроника боевых действий. На этот раз рвануло так, что без воды осталось без малого полгорода – десятки тысяч семей! И это лишь один эпизод нашего водного существования. Наступление на горожан ведется по всем фронтам – текут трубы, не работают пожарные гидранты, засоряются водохранилища. И все это с молчаливого одобрения правоохранительных органов.
Из-за аварии, произошедшей в ночь с понедельника на вторник на водопроводном комплексе №3 МУПП «Саратовводоканал» без горячей и холодной воды остались Ленинский, большая часть Волжского, частично Заводской, Кировский, Октябрьский и Фрунзенский районы. Во вторник утром в администрации Саратова состоялось экстренное совещание, посвященное ЧП. По оценкам экспертов, ремонтные работы по восстановлению водоснабжения могут занять около трех недель. К середине вторника главы районов уже составили реестры организаций, отключенных от подачи воды. Как сообщил ИА «Взгляд-Инфо» глава администрации Ленинского района Александр Фролов, пострадало много объектов соцсферы: школы, больницы, детские сады.
В тот же день в магазины города хлынул поток желающих купить питьевую воду. К слову, подвоз воды в пострадавшие районы «Саратовводоканалом» не был организован должным образом – питьевой водой обеспечивались только соцучреждения, да и то не все. Не были готовы к покупательскому буму и магазины – к вечеру в большинстве из них бутилированная вода закончилась. Утром в среду зампред правительства Александр Стрелюхин заверил ИА «Взгляд-Инфо», что водоснабжение города будет восстановлено, пока – по временной схеме. «Трассы будут постепенно набивать водой, чтобы не произошло дополнительных аварий, связанных с гидроударами и возможными вторичными порывами».
К тому моменту, когда верстался номер, в полной мере последствия аварии оценены не были.
А ну вас всех… в болото
В отличие от тех, кто чувствует себя пострадавшими в глобальном катаклизме и это придает им уверенности в том, что проблемой будут заниматься сразу несколько уровней власти, граждане, сражающиеся с «Саратовводоканалом» в одиночку, не могут утешиться общественным резонансом. На них не обращают внимания годами, несмотря на то, что корень проблемы тот же – наплевательское отношение «Водоканала» к вверенному его заботам хозяйству.
Примерно так можно обозначить позицию руководителя МУПП «Саратовводоканал» Ларисы Абрамовой по отношению к жителям города. Многим саратовцам приходится жить в условиях повышенной влажности, деля свой кров с полчищами комаров.
Вот уже два месяца, как во дворе дома № 60 по ул. Мясницкой произошло рядовое для Саратова событие – прорвало старую трубу под землей. Вода пропитала землю, и дом оказался в настоящем болоте. «Скрытая течь воды во дворе дома», – обозначил мастер МУПП «Саратовводоканал» болотное безобразие в предписании (без номера) об устранении обнаруженного им дефекта. Указал срок устранения 3 дня и имя устранителя – «частное лицо». Кто именно – не указано. Просто частное лицо. Надо полагать, что это лицо – образ собирательный из лиц жильцов «промоченного» дома.
Что важно, в предписании имеется ссылка на Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, которые давно отменены. Но «Саратовводоканалу» это показалось несущественным – отписали жильцам и на том успокоились. А то, что вода, утекающая сквозь скрытую течь, это не что иное, как ущерб для всех потребителей, которым придется расплачиваться корректировками, коммунальщиков не беспокоило.
Кроме того, водоканальцы объяснили жителям дома, что течет из трубы, которая проложена во дворе, а они ее ремонтом заниматься не должны. На их попечении труба магистральная. Все остальное их не касается. Однако и жильцы-собственники тоже не обязаны содержать трубу, именуемую внутриквартальной. Где же выход?
Согласно действующему Постановлению правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г. (им утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), за счет средств собственников содержатся и ремонтируются только те коммунальные сети, которые находятся внутри дома. Пунктом 8 данных Правил установлена граница ответственности – стена дома. А при наличии общедомовых счетчиков – «место соединения коллективного прибора учета» . Итак, по закону подобных предписаний в адрес жильцов быть не должно. Существуют также действующие (а не отмененные, на которые ссылается «Саратовводоканал») Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации. Пунктом 87 Правил перечислены обязанности водопроводно-канализационного хозяйства, в частности: «принимать меры по сокращению утечек, потерь и нерационального использования питьевой воды»… Видимо, для саратовского «Водоканала» является рациональным, когда питьевая вода щедро пропитывает землю. И таких болотистых мест в городе становится все больше. Действительно, какая разница, куда течет питьевая вода – в образующиеся ли городские болотца, в подвалы ли домов, просто ли рекой льется по улицам. Какая разница, если потребители все равно заплатят?
Хитрость Ларисы
Оказывается, на выдумки не только голь хитра. И вот «Саратовводоканал» в лице Абрамовой пошел на подлог. Свинью подложили небольшому кооперативному дому, членам ЖСК «Кооператор». А точнее – подложили жильцам трубу. Городской водопровод, обслуживающий дома, расположенные на ул. Рабочей между ул. Чапаева и Вольской, аж с 1974 года, вдруг по воле руководства муниципального предприятия «Саратовводоканал» стал… отказным, бесхозным. МУПП перестал его обслуживать с 2000 года. При этом никаких договоров о передаче на обслуживание трехсотметровой трубы, по которой поступает питьевая вода горожанам, ни с кем не заключалось. Просто в «Саратовводоканале» решили, что трубой должен озаботиться ЖСК «Кооператор».
Пятиэтажка, о которой идет речь, заселена малообеспеченными гражданами. Содержать трубу длиной в один квартал им просто не по карману. Но несмотря на то, что эта труба не значится ни в техническом паспорте кооператива, ни в каком-либо другом документе, «Саратовводоканал», заключая в 2000 году договор на отпуск воды и прием сточных вод, немного схитрил. Он несколько изменил формулировку предыдущих договоров. Если раньше, когда директором «Водоканала» был Николай Николаиди, граница ответственности обозначалась как «узел врезки водопроводного ввода d 100 мм в городской водопровод d 200 мм по ул. Рабочая», то в «абрамовском» договоре граница та же, только водопровод уже не городской, а «находящийся на балансе ЖСК «Кооператор». Как мог председатель ЖСК подписать такое?! Может, потому что фамилия у него такая – Торопыгин? Однако шутки шутками, а труба к моменту подписания договора была уже порядком изношена. И об этом прекрасно знали в «Саратовводоканале». А вот члены правления и пайщики ЖСК узнали о «сделке» значительно позже. Новые председатели ЖСК пытались исправить ситуацию – переписать договор и вернуть трубе городской статус, но неудачно. Даже прокуратура района отмахнулась от них отпиской: мол, между кооперативом и «Водоканалом» имеются договорные отношения и следует обратиться в суд…Но ведь нет в договоре ни слова о том, что труба передана на содержание «Кооператору» на оговоренных условиях или без оных. Договор заключен на отпуск воды, и речь в нем шла о границе ответственности. А она, граница, в 2000 году оставалась на том же месте – проходила по стыку двух труб: 100 мм и 200 мм. И ведь любому здравомыслящему человеку ясно как белый день, что ответственность кооператива начинается от стыка и длится по 100-миллиметровой трубе в сторону дома. А не наоборот! Неужели и это надо доказывать? Тогда скажите, господа прокуроры, где наступает ответственность «Водоканала»? Ведь если «Кооператор» несет ответственность по обе стороны границы – и за 100-миллиметровую трубу и за 200-миллиметровую, получается, что в 2000 году он подписал договор сам с собой? И подписал, скорее всего, под давлением со стороны водяного монополиста. Разве может со сменой руководства «Водоканала» автоматически меняться статус водопровода, который при старых руководителях был городским, а при Абрамовой отошел в эксплуатационное обслуживание ЖСК, у которого и лицензии на ремонт водопроводов нет и быть не должно?
Прибыльное дельце
В отсутствие внимания к проблеме со стороны прокуратуры, попытаемся ответить на поставленные вопросы. На ул. Рабочей произошел не какой-то уникальный случай, все просто и узнаваемо: «Саратовводоканал» с помощью бумажной хитрости ушел от своих прямых обязанностей по содержанию внутриквартальных сетей. Водопровод стал бесхозным, и его… прорвало. Да не поперек, а вдоль. Фонтаном рвануло с такой мощностью, что залило весь квартал. По законам жанра (как известно, на саратовской «сцене» поставщики ЖКУ дают нам нескончаемый трагикомический сериал) водопровод рвануло ночью – с 9 на 10 августа. Началось с того, что в эту ночь случился пожар – горел старый дом на ул. Рабочей. Приехали пожарные, включили гидрант, и, видимо, старый водопровод не выдержал резкого увеличения напора воды. Труба лопнула, когда пожарные уже уехали. Мощным потоком вода заливала улицу несколько суток! Так утверждают представители ЖСК, обратившиеся во «Взгляд». Они сообщили также, что водоканальцы наотрез отказывались даже перекрывать текущую воду. Отключили фонтан только после того, как председателя «Кооператора» в правительстве области буквально заставили заплатить «Водоканалу» 7 тыс. руб. Теперь эти деньги придется собирать с жильцов кооперативной пятиэтажки, половина которых получает субсидии, то есть люди официально признаны бедными.
Но не в бедности дело. Возмутительно то, что власти района, города, области и прокуратура поддерживают «Водоканал» в его стремлении не исполнять основные функции муниципального предприятия водопроводно-канализационного хозяйства. С какой стати собственники дома должны содержать – и тем более ремонтировать – городской водопровод? К тому же вполне может так оказаться, что труба, о которой идет здесь речь, числится на содержании «Саратовводоканала», а значит, горожане уже оплачивают ее ремонт, платя за воду по тарифам. Получается, что районная администрация вместе с прокуратурой просто-напросто помогают «водяным» вымогать деньги у населения? Кстати, на руках «Кооператора» имеется несколько предписаний от «Саратовводоканала». Первое датировано 26 июля 2007 года. В нем требование устранить течь на «отказном» водопроводе и угроза выставить к оплате счет за непроизводительную утечку питьевой воды в объеме 144 куба за 4 часа! Вот это интенсивность! Как, оказывается, выгодно переписывать городские водопроводы на содержание частным лицам. А в случае течи можно долго не приходить на помощь, не перекрывать воду, чтобы ее утекло как можно больше. Тогда выставленный счет за «непроизводительные потери» будут выглядеть впечатляюще. Может быть, потому и текут по Саратову реки, превращая наши дворы в болота, что госпожа Абрамова поставила утечку воды на коммерческие рельсы? Точнее, направила в нужное русло.
Экология власти
Создается ощущение, что среди всех муниципальных предприятий Саратова МУПП «Саратовводоканал» находится на особом положении. Водоканальцам можно всё: закон для них не указ, санитарные нормы – сущая чепуха, безопасность саратовцев – детская выдумка, а экологическое благосостояние города – глупая шутка. Безусловно, такое обвинение требует фактов, и они есть. Причем некоторые исходят как раз от тех, кто должен надзирать за соблюдением законности, а не способствовать обратному.
На прошлой неделе редакция получила письмо из прокуратуры области, в котором дается подробный анализ обстоятельств, отраженных в статье «Взгляда» «Басня Ларисы Абрамовой» (№ 32 от 13.08.09). В материале говорилось об игнорировании МУПП «Саратовводоканал» положений Водного кодекса РФ. Говорилось в статье о том, что ведомство Ларисы Васильевны сочло возможным производить сброс сточных вод без соответствующей документации. Срок лицензии на водопользование СРТ 00263 БВ2ЗХ, выданной МУПП «Саратовводоканал» в конце 2005 года, благополучно истек к ноябрю 2008-го. За это время успело измениться законодательство. Практика лицензирования была отменена, предприятия обязали оформлять договоры водопользования, в нашем случае – водным объектом является Волгоградское водохранилище. Но, как сообщает облпрокуратура, «Саратовводоканалом» были отправлены материалы для оформления водопользования лишь в марте 2009 года. То есть спустя три месяца (!) после истечения срока действия прежней лицензии. И «возмездие» настало. Как отчитывается прокуратура: «По результатам проверки в отношении МУПП «Саратовводоканал», прокуратурой города было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 7.6 КоАП РФ. Генеральному директору вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. По результатам рассмотрения дела предприятие признано виновным, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.». 10 тысяч! Чуть больше размера средней зарплаты по области заплатило богатейшее городское МУПП за то, что в течение нескольких месяцев пользовалось ресурсами Волгоградского водохранилища без законных оснований!
Но это еще не все. «…Должностные лица «Саратовводоканала», – скрупулезно уточняет прокуратура области, – виновные в несвоевременном оформлении разрешительной документации, привлечены к дисциплинарной ответственности. Таким образом, факты нарушения водного законодательства МУПП «Саратовводоканал» проверялись, принятые меры реагирования достаточны, нарушение устранено». Проверку по факту отсутствия у «Водоканала» лицензии с 29 марта по 29 декабря 2005 года (в тот период, когда Водный кодекс еще требовал именно лицензирования. – Авт.) проводило также СУ СК при прокуратуре области. По ее результатам в возбуждении уголовного дела в отношении Ларисы Абрамовой было отказано за отсутствием в ее действиях состава преступления.
Доводы о незаконности оформления водного объекта в пользование «Саратовводоканала», изложенные в газете, в настоящее время, как сообщает прокуратура, исследуются Саратовской межрегиональной природоохранной прокуратурой.
Исследуется…Исследовать, уважаемые господа прокуроры-следователи, можно бесконечно, перекидывая исследуемый объект из одного ведомства в другое, из другого – в третье, из третьего – в первое и так по кругу… А в это время объект будет продолжать творить беззаконие ровно столько, сколько захочет. Очень удобная позиция у наших «исследователей». Почти как у тех генералов из известной сказки Салтыкова-Щедрина. Вот только у классика мужик смог прокормить двух генералов, а Лариса Васильевна спокойно умудряется кормить троих. И ничего? И ничего!
Княгиня Пожарская
И ничего особенно страшного как будто и не происходит в абрамовской структуре. Вот только авария следует за аварией, трубы рвутся без конца. Почти полгорода сидит без воды, а во многих пожарных гидрантах ее почему-то попросту нет. И гори оно всё синим пламенем!
О плачевном состоянии гидрантного хозяйства города «Взгляд» уже писал. Напомним: по информации ГУ МЧС, 2382 пожарных гидранта в Саратове находятся на балансе МУПП «Саратовводоканал», 300 (!) из них неисправны. Еще несколько неработающих гидрантов было обнаружено в самый критический момент – во время тушения недавнего пожара в торговых павильонах, расположенных по ул. Барнаульской, 1 (популярного у жителей Заводского района рынка «Шарик»). Тогда безопасность целого микрорайона оказалась в прямой зависимости от грамотной работы «Водоканала». И они в очередной раз… подвели. Воды в «водоисточниках» не оказалось.
Однако в черных красках ситуация видится только журналистам и тем, кто пострадал от пожара. В областном же ГУ МЧС уверены – у Абрамовой всё в порядке: «Ежемесячно проводятся совместные совещания руководящих сотрудников ГУ МЧС России по Саратовской области и соответствующих должностных лиц МУПП «Саратовводоканал», на которых обсуждаются необходимые вопросы по ремонту противопожарного водоснабжения и иные текущие вопросы обеспечения пожарной безопасности города Саратова. Ежегодно к окончанию срока отработки графика производства работ по ремонту пожарных гидрантов, принадлежащих МУПП «Саратовводоканал», процент неисправных пожарных гидрантов, находящихся на балансе этой организации, составляет 2,5–5,5% , что ниже, чем в среднем по России».
Журналисты – люди гуманитарного склада ума, и все же мы попытались произвести собственное вычисление. Как уже говорилось, из 2382 гидрантов, принадлежащих «Водоканалу», не работает 300. Получается более 13%. Откуда же взялись те проценты, которые «ниже, чем в среднем по России?». Вопрос остается открытым, а значит, можно делать любые предположения. Например, такое: Лариса Абрамова – фигура особая, знакомая со многими влиятельными людьми, многими должностными лицами, опекаемая и оберегаемая (возможно, как живительный источник постоянной материальной поддержки). Благодаря обширным связям Абрамова пользуется заведомой и тотальной индульгенцией на ВСЁ. Ей можно провоцировать пожары и обезвоживать целые районы, пользоваться природными ресурсами без документов и вешать на обывателей содержание городских коммунальных сетей, а главное – выглядеть при этом в отчетах вполне респектабельно. «Что же мы, не наворуем?» – вопрошает Абрамова перед видеокамерой. И это тоже разрешено муниципальной чиновнице. Завидный иммунитет.
газета “Взгляд” 17.09.2009
фото (директор МУП “Саратовводоканал” Л.Абрамова):