10 апреля 2010, 10:07

ЦИРКОВОЙ ФОКУС ПО УДАЛЕНИЮ НЕУГОДНЫХ КОНКУРЕНТОВ С РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК.

ЦИРКОВОЙ ФОКУС ПО УДАЛЕНИЮ НЕУГОДНЫХ КОНКУРЕНТОВ С РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК.

«

ЦИРКОВОЙ ФОКУС ПО УДАЛЕНИЮ НЕУГОДНЫХ КОНКУРЕНТОВ С РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК.

Так случайно вышло, но именно в дни смены программ в Саратовском цирке имени братьев Никитиных, на наш взгляд, образовавшуюся паузу заполнило другое, не менее весёлое и потому увлекательное мероприятие, смахивающее на цирковой фокус или игру в «поддавки», по-простецки в кругах транспортников называемые тендером (конкурсом) по наделению маршрутами на перевозки общественным пассажирским транспортом. Проходило оно, правда, не на арене и без зрителей, а в кабинете председателя профильного комитета Саратовской городской администрации тоже, по случайному совпадению, имеющего фамилию Никитин.

 

Любому заглянувшему в этот достаточно тесный кабинет Николая Владимировича и хотя бы в течение минут 10 – 15 минут увидевшему и послушавшему всё там происходящее сразу станет ясно, что он присутствует на мероприятии с заранее спланированным исходом. Это как в цирке выдают за чистейшую правду номер с подсадными, якобы из числа зрителей, своих хорошо обученных артистов цирка. Народ принимает этот фокус за чистую монету, безмерно радуется за умеющих всё «подсадных уток». Какие и кому могут быть претензии за этот милый обман, если довольны и зрители, и организаторы маленького шоу-обманчика?

 

В конкурсе же по автоперевозкам тоже наглядно демонстрируемый розыгрыш, но с элементами шутовства, лукавства, недоработками и обмана с далеко идущими правовыми последствиями. Какой там, к чёрту, элемент состязательности многочисленных претендентов для работы на маршрутах, какой там внимательный анализ работы претендента за минувший год, какая, к чёрту, оценка им же продекларированных обещаний-обязательств, какой скрупулёзный подсчёт баллов, который практиковался ещё два года назад и всё равно вызывавший массу споров, акций протеста и судебных исков, если теперь все эти ранее обязательные условия выхолощены и выработаны всего четыре донельзя смешных пункта. И чего же ради весь этот шум, солидные взоры двенадцати членов комиссии – шести депутатов гордумы и шести представителей городской администрации? Да, представляется, всё ради одной цели – в прямом и переносном смысле слова убрать с дороги последний десяток ещё оставшихся и ещё не задушенных конкурентов, потенциально возможных и предлагающих лучшие варианты и условия обслуживания, вставших на пути, как можно предположить, трёх заранее выбранных участников перевозок – МУПП «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ), Автокомбинат № 2 и «Межгородтранс».  Ну, ладно, пусть двигают автобусные Автокомбинат и «Межгородстранс», но зачем же продолжать усиленно втаскивать в этот рынок перевозок большими и малыми автобусами электротранспортников, у них что, нет больше забот о трамваях и троллейбусах, они обновили весь в большинстве своём хилый подвижной состав, отремонтировали контактную сеть и донельзя гнутые-перегнутые трамвайные пути, езда по которым своего рода тяжелейшее, на грани психологического срыва испытание для пассажиров на тему «Войду в вагон – выйду ль я здоровым и невредимым»? Это муниципальное ведомство, кстати, ещё в прошлом году в своём Уставе не имевшее пункта о перевозках автобусами большой вместимости, усиленно проталкивали и, дав всего 33 процента маршрутов, при наделении ими старались хотя бы соблюдать нормы приличия.

 

Сегодня при проведении той же акции под названием «Дадим электротранспортникам как можно больше маршрутов!» члены комиссии даже не старались соблюдать нормы приличия, без какого-либо обсуждения и заслушивания претендентов, которых вынудили дружно сидеть в ожидании известий о своей фактически уже решённой судьбе в тесном Никитинском «предбаннике». Один из них, на несколько секунд внимательно склонившись над заявками, предлагал отдать предпочтение СГЭТ, остальные дружно поддакивали и голосовали. Когда же вдруг ни у одного из проталкиваемых сильных аргументов не хватало, комиссия предлагала оставить одного из этих трёх организаций. Один вроде бы пообещал систему ГЛОНАСС с биотуалетами установить на конечных остановках (про ГЛОНАСС горадминистрация, помнится, нам уже рассказывала сказки, но на выделенные на них миллионные «бабки» почему-то купила заграничные иномарки-членовозы. Другой обещал возле конечной остановки у стадиона «Волга» громкое оповещение пассажиров устроить. Третий обещал на 50 процентов обновить подвижной состав. Четвёртый, если такой неожиданно появлялся, уверял, что поставит остановочный павильон, и всем им верили, потому что неугодный для членов комиссии конкурент этой троицы обещал обновление на 10 процентов. Хотя требовалось верить наличию уже имеющейся материально-технической базы. Но поскольку СГЭТ базы, как утверждают, не имеет, то благодаря членам комиссии вышел в единоличные лидеры, и ни у одного из конкурентов не вызывает сомнения, что он получит 70 или даже 85 процентов всех маршрутов, то есть, станет монополистом на рынке перевозок, что, на наш взгляд, будет противоречить антимонопольному законодательству. Но на это нарушение областная антимонопольная служба, как заверил нас один из перевозчиков, год назад обращавшийся туда по этому же поводу, внимания не обращает и утверждает, что всё в порядке, закон соблюдён. Областная прокуратура хотя бы пообещала разобраться, да до сих пор упорно молчит, даже заявителей не оповестила о расследовании антикоррупционной деятельности.                                   

 

— Отсутствие в Уставе СГЭТ пункта о перевозках автобусами большой вместимости, – убеждал меня член комиссии и бывший глава городского транспортного управления Андрей Иващенко, – не является препятствием для перевозок им такими автобусами. А что касается отдаваемого ему предпочтения, то да, это действительно так, поскольку СГЭТ является муниципальным предприятием, и его надо поддержать.

 

Как поддерживали его год назад, все очень хорошо помнят до сих пор: считали свершившимся фактом лишь заявленное намерение в случае отдачи маршрутов приобрести автобусы, но купили только шесть из множества заявленных, да и то за счёт городской казны, не обращали внимания на отсутствие обязательной специальной ремонтно-технической базы, условий для прохождения водителями предрейсового медицинского осмотра, наконец, просто гаражей и мест стоянок. Сегодня же от этого членами комиссии усиленно порождаемого (или надуваемого – как кому нравится) монстра на рынке перевозок вообще фактически ничего не требуется. Они даже не проверяют правильность приводимых этим претендентом сведений и вслепую им верят, что во вторник, на второй день заседания комиссии, вынудило одного из сидевшего в «предбаннике» усиленно потопляемого претендента возмутиться, войти в кабинет и заявить, что в прошлом году у СГЭТ было несколько дорожно-транспортных происшествий. «Где? – тут же хором вопрошала комиссия, – их в справке из транспортного управления нет». И это было аргументом. Хотя, как утверждает этот претендент, ссылаясь на опубликованные недавно агентством СБК сведения из дорожной инспекции, такие происшествия у СГЭТ были, и количеством 116. «Да, у меня было одно ДТП, – честно признался он, – но не по вине водителя автобуса, а из-за плохих дорожных условий, суд сейчас рассматривает это дело, к тому же оно случилось с работающим на моём маршруте автобусом, который принадлежит частному предпринимателю Турунтаевой (по имеющимся у меня документам и как подтвердил мне Иващенко, жене депутата гордумы и первого секретаря горкома КПРФ Геннадия Турунтаева. Впрочем, участником этого действа был ещё один коммунист и депутат гордумы, руководитель молодёжного союза КПРФ Тимур Коньков. Активный участник и штатный оратор чуть ли не на всех митингах протестов оппозиции, молодой борец за справедливость и против гнёта современного российского капитализма теперь почему-то не осознавал, что сам творит или помогает творить беззаконие и произвол – автор.). Я за два года значительно обновил на маршрутах №№ 90, 69, 6 и 2 подвижной состав, да, согласен, он старый, но его капитально отремонтировали, я сохранил для пассажиров убыточный маршрут № 69, держал на нём три единицы и убытки покрывал за счёт других, прибыльных маршрутов. Что сейчас стало с девяностым, когда его год назад отдали СГЭТ, у которого два нарушения? Он стал деградирующим. Если вы хотите и дальше убивать другие маршруты, то действуйте в том же духе! Если ещё больше, что СГЭТ должна заниматься прокуратура. Пусть СГЭТ представит паспорта всех заявленных для участия в тендере автобусов»! 

 

— А вы докажите, что СГЭТ совершил ДТП! – вместо проверки техпаспортов предлагали нисколько не смущённые члены комиссии.

 

— Докажу, – убеждал оппонент, – и что тогда будем делать, изменять решение комиссии, забирать у СГЭТ маршрут или наказывать за предоставление неверных сведений, то есть за подлог?

 

— У СГЭТ вообще нет нарушений, – вставил слово до этого молчавший депутат Якименко, – вот справка из транспортного управления за подписью Галушко!

 

Галушко – это тот начальник МУ «Транспортное управление», который в прошлом году обвинялся в получении взятки, но областным судом, к удивлению облпрокуратуры, был оправдан.    

 

Галушко поверили и на этот раз и снова предпочли горячо обожаемый членами комиссии СГЭТ, который только во вторник таким манером получил ещё 14 маршрутов. Два других, безусловно, он получит по воле транспортного управления, куда комиссия направит два лота, где СГЭТ был всего одним претендентом. Тут уж надо было бы просто обладать верхом административно-депутатской несознательности, чтобы не вручить два маршрута владельцу трамваев и троллейбусов.    

   

Отпихнув от себя два лота с одним только претендентом, комиссия тут же беззастенчиво, несмотря на гневные протесты из «предбанника» представителей, оставила не у дел Автобазу «Турист» и ООО «АРиАЛ». Представитель «АРиАЛа» пожаловалась мне, что год назад у них отобрали 11 маршрутов, сегодня же оставили с «нулём», то есть, обладающую хорошей базой организацию удалили с рынка пассажирских автоперевозок в пользу не обладающего практически ничем конкурента, кроме широко и охотно раздаваемых обещаний о намерениях.

 

Когда оставались не «проголосованными» ещё четыре намеченных к обсуждению во вторник лота, в том числе и имеющих прямое отношение к маршруту № 75, принадлежащего Автокомбинату № 2, Николай Никитин вдруг прервал заседание и перенёс его на шесть вечера, что-то невнятно сказав про необходимость произвести технические доработки в документах. Каких именно – предпочёл умолчать. Но было ясно, что это административное ухищрение было вызвано по воле прессы возникшей неудобной ситуацией. Накануне агентство «Взгляд-инфо» распространило информацию, что ОАО «Автокомбинат № 2», возглавляемое Андреем Беляковым, может оказаться в центре крупного скандала». Что же случилось? Как поведало агентство, обслуживающие семьдесят пятый маршрут автобусы «Богдан» в рейс «выходят без лицензии и лицензионных карточек, что является грубейшим нарушением законодательства о перевозках». По версии агентства, в начале  минувшего марта имевшую лицензию на этом маршруте предприниматель Ирина Кислова после расторжения договорных отношений с бизнесменом Геннадием Байзульдиновым забрала лицензионные карточки. По закону и логике, с этого самого момента автобусы красного цвета не имели права выходить на  маршруты. Но они, представьте себе, выходили. Знали ли об этом нарушении в транспортном управлении? Возможно, знали, но почему-то молчали, молчат и дают «зелёный» лишённому лицензии автокомбинату на перевозки. Почему? Наверное, потому что он в некоем закрытом для посторонних (то есть, неугодных перевозчиков) списке особо приближённых и сиятельных лиц на рынке пассажирских перевозок, к которым откровенно и беззастенчиво проявляют ничем не прикрытую благосклонность члены комиссии, превратившие так называемый конкурс, по мнению остающихся не у дел многочисленных перевозчиков, в обыкновенную профанацию.  

http://mvsaratov.3dn.ru/news/cirkovoj_fokus_po_udaleniju_neugodnykh_konkurentov_s_rynka_passazhirskikh_perevozok/2010-04-13-621

фото: http://www.migraciya.ucoz.ru/migra/marshrutki_15.jpg