27 декабря 2011, 7:53

Не клуб по интересам

»

758b5d0d8163f1dc7032a7eb259dc626

Ровно 10 лет назад, 1 декабря 2001 года, была создана партия «Единая Россия». К имениннице относятся по-разному, но не считаться с ее присутствием на российском политическом поле не получится по объективным причинам. Возникновение партии совпало с годовщиной президентства Владимира Путина, взявшего власть в свои руки гораздо более жестко и бескомпромиссно, чем даже его предшественник Борис Ельцин. И в стране началась новая эпоха.

Война «Единства» и «Отечества»

Характерной особенностью новой партии стало объединение под своими знаменами непримиримых оппонентов, общественно-политических организаций «Единство» и «Отечество – вся Россия», враждовавших между собой так, что нынешние межпартийные войны меркнут на их фоне. Особенно острое противостояние наблюдалось в Саратовской области. «Единство» тогда представляло власть, а мы были в оппозиции,  – вспоминает старый солдат политического фронта Николай Семенец, руководивший тогда реготделением «Отечества». – И было мочилово по полной программе: не так коммунистам доставалось, сколько нам, потому что «Отечество» считало нас главным своим противником. Вячеслав Викторович Володин вынужден был тогда уехать в Москву и стал там одним из руководителей «Отечества».

Для представителей двух противоборствующих партий решение об объединении было сродни удару молнии. Сливаться в экстазе с вчерашними врагами тогда не хотелось многим. Но в Москве собрали всех и объяснили политику партии. Новой. «Мы тогда стали пытаться наводить мосты, проводили встречи-консультации, порой было непросто принимать решение, приходилось собираться по нескольку раз, прежде чем удалось провести учредительную конференцию», – рассказывает Семенец.

«В то время в обществе царил бандитский беспредел, неплатежи давили всех. Сложно было себе представить, что можно как-то выстроиться и идти к чему-то нормальному. Когда власть начала набирать силу, у нее появилась необходимость в серьезной политической поддержке. Тогда к нам и пришло осознание того, что на выборы нужно идти партией, по партийным спискам. Даже самые яркие, грамотные депутаты по одиночке ничего не смогли бы сделать. И  лишь создав фракцию, мы начали постепенно оформляться как серьезная политическая сила», – описывает свое видение тех процессов единоросс и экс-депутат Госдумы Юрий Зеленский.

2 марта 2002 года Саратовское региональное отделение «ЕР» официально появилось на свет. Можно сказать, в муках. Однако внутренние противоречия еще долго продолжали сотрясать новоиспеченную партию. Так и не  сумев прийти к идейному консенсусу, откололась группа Константина Ионова, входившего ранее в «Единство», на почве политических разногласий был исключен из партии одиозный Александр Мирошин.

Первым секретарем политсовета только что созданного отделения стал Сергей Суровов, руководителем исполкома  был назначен Николай Семенец.

Наблюдатели сходятся в мнении, что для регионального отделения «ЕР» знаковым стал 2004 год, когда партия вышла из-под руководства Московской, 72. «Никогда федеральная партийная организация, которая управляется региональными чиновниками на местах, не станет общей силой, – комментирует Зеленский, сменивший позже в партийной должности Суровова. – Это осознание пришло по большому счету снизу, и партия начала выстраиваться под общую идеологию, которая принималась на съездах, а не решениями в кабинетах губернаторов и глав администраций».

Самодостаточные

Чуть позже была создана фракция в облдуме, в районах появились партячейки, которые до этого были, по выражению одного из экспертов, «фикцией». Примерно в то же время партия окрепла и количественно. Появилась возможность влиять на принятие важных законотворческих решений.

Партийные функционеры тех лет отмечают, что самый главный местный партийный проект за все десять лет – принятие областного закона о ветеранах труда, дающий право за продолжительную работу получать звание без регалий и наград. «Этот закон был принят по инициативе партии, и сегодня порядка 90 тысяч саратовцев пользуются этой льготой, и популярнее закона я еще не видел. Хотя есть сетования губернатора, что закон затратный, порядка миллиарда рублей на него идет в год. Его даже пытались в целях экономии приостановить, но этого, конечно, не будет», – заявил  Николай Семенец.

Юрий Зеленский добавляет к этому достижения на бюджетной ниве. По его мнению, бюджеты 2004-го, 2005-го и 2006 годов были сверстаны с хорошей перспективой. Они стали социально ориентированными, но при этом оставались сбалансированными. Дополнительные социальные полномочия опирались на доходную часть бюджета. «Мы ставили жесткую задачу перед властью – укреплять доходную базу. Сегодня же этого нет – одни долги, 33 млрд рублей долгов», – сокрушается Зеленский.

Преемник Семенца Сергей Овсянников, которому Николай Семенец, по его выражению, «сдал исполком», возглавляет ныне таможенную службу. После избрания Зеленского в Госдуму местное отделение возглавил Петр Глыбочко, сегодня функции руководителя исполняет Валерий Радаев.

Успехи реготделения экс-депутат и банкир Зеленский объясняет харизмой отдельных личностей, а свою мотивацию – желанием сделать что-то полезное и важное для области и страны: «В политическом движении важен лидер, у партии это Владимир Путин. А Володин – это был наш региональный Путин, мы вокруг него объединились, и ему удалось нас увлечь этими идеями. Мы же ведь все самодостаточные люди, я же пришел в партию, будучи начальником ГУ Центробанка и ушел с депутатов на ту же должность. Я перед собой никаких карьерных задач не ставил, как и многие другие, пришедшие в партию. Значит, им это нужно – быть в команде знаковых людей».

Что до местной специфики, то ее, по мнению Зеленского, не существует в природе. Нельзя строить партии по областному принципу. Рязанской или тамбовской партии быть не может, может быть только клуб по интересам.

Если это будут разрозненные рязано-тамбовско-саратовские группировки, тогда всё, партии «крышка», говорит он.

Елена Балаян, “Взгляд” (01.12.201