Кирпичи партии
«
О том, что «Единую Россию» ожидают серьезные перемены после выборов президента, заговорили на самых разных уровнях. Многие с нескрываемым энтузиазмом подхватили эту тему и уже вынесли на повестку дня самые разнообразные сценарии преобразований внутри партии. Среди обсуждаемых: возможность переименования, версия о создании трех блоков, перспектива смены лидера и даже апокалипсический прогноз о закате «Единой России» как политической структуры. Судя по оценкам федеральных и региональных экспертов, политологов, а также самих членов партии, ни один из этих вариантов пока не стоит отметать. В реготделении «ЕР» не отрицают возможности партийной реформы, тем более что о ее необходимости заговорили первые лица страны. Впрочем, это не мешает им уверенно заявлять, что «Единая Россия» с политического небосклона никуда не исчезнет.
Блоки ничто, имидж все
По мнению политолога Дмитрия Олейника, до тех пор пока сохраняется депутатская фракция, партия «Единая Россия» будет существовать и с ней ничего кардинального не случится, по крайней мере, до следующих выборов. «У нас еще никогда ни одна партия, имеющая фракцию в Госдуме, не распалась. Но при этом ее политическое будущее может быть самым разным», – размышляет эксперт. – Пока ясно одно, что «Единая Россия» будет меняться. Но я уверен, что преобразования будут носить не фундаментальный характер», – заявляет депутат областной думы Денис Фадеев. Его коллега, член «Единой России» Николай Семенец вообще ничего не слышал о каких-то конкретных вариантах реструктуризации «Единой России». По его словам, на прошлой неделе в пятницу состоялся региональный политсовет, на котором «не было сказано ни слова о каких-то изменениях».
Однако на федеральном уровне они активно обсуждаются. Один из рассматриваемых вариантов – создание трех отдельных блоков, а в перспективе и трех разных думских фракций. В этом случае, как предполагается, фракции будут основаны на базе уже существующих клубов «Единой России». В итоге должны оформиться три политических направления: либеральное, консервативное и патриотическое. Уже обсуждаются даже конкретные партийные рокировки. Либеральный клуб во главе с Ольгой Крыштановской объединится с либерально-консервативным клубом политического действия «4 ноября» депутата Владимира Плигина. Консервативная политическая платформа будет создана на базе социально-консервативного клуба, который курировал депутат Юрий Шувалов, а патриотическая – на базе государственно-патриотического клуба, возглавляемого Ириной Яровой.
По словам депутата облдумы, единоросса Дениса Фадеева, руководитель фракции в Госдуме Андрей Воробьев опроверг эти слухи. «Однако дискуссия по поводу изменений продолжается», – добавляет он.
Московский политолог, президент Института национальной стратегии Станислав Белковский считает, что разделение партии на несколько блоков приведет не к планируемым позитивным результатам, а к потери, по его мнению, главного достоинства партии – ее единства. «На мой взгляд, если партия лишится этого актива, базирующегося на административном ресурсе, или если она будет расчленена на несколько блоков, это не укрепит ее позиции, а, наоборот, подорвет их, – заявил «Взгляду» политолог. – Тем более что раньше на роль лидера либеральной части «Единой России» планировался Михаил Прохоров. Сейчас ясно, что он все-таки будет создавать свою партию». Безусловно, получат свое дальнейшее развитие и партийные клубы, уверены члены «Единой России». «С момента запуска этого проекта они системно и успешно работают, но о создании блоков, которые могут потом перерасти во фракции, однозначно речи не идет. Фракция у «Единой России» одна, и она своего единства терять не будет», – соглашается с мнением политолога депутат Госдумы от Саратовской области Ольга Баталина.
Депутат облдумы Павел Большеданов также скептически относится к делению партии и взамен предлагает свою формулу партийного успеха: «Люди, харизма и правильно выбранный путь». По его мнению, это та триада, которая обеспечит партии привлекательность в глазах избирателей, а значит, явится залогом дальнейшей ее жизнеспособности. «Единая Россия» – это прежде всего люди, а не блоки. Мы боремся за симпатии электората, а как бы правильно ни была структурирована партия, само по себе вряд ли что-то выйдет», – считает он. Но, как и большинство, соглашается, что изменения необходимы. «О них говорили даже приближенные к правительству люди, которые являются лидерами партии», – еще раз напоминает Большеданов.
Готовы к преображению
Фактически первый пробный шаг в сторону поиска политической формы, способной объединить под знаменами «ЕР» еще большее количество людей и различных коалиций, был сделан тогда, когда на базе «Единой России» возник Объединенный народный фронт. «По сути дела Народный фронт задумывался как определенная альтернатива «Единой России», как дымовая завеса, которая должна была немного заслонить партию», – заявляет политолог Александр Пантелеев.
Необходимость таких преобразований и поиска нового имиджа возникла, по мнению политологов, в связи со снижением рейтинга партии власти, что в итоге привело к не столь значительному по сравнению с предыдущей думской кампанией результату на выборах в Госдуму: в 2011 году партия набрала практически на 15 процентов меньше голосов, чем в 2007-м. Все это дало повод для разговоров о том, что партия как политический бренд себя изживает. По словам Николая Семенца, «ЕР» сама открыто заявляет о том, что ее рейтинг несколько упал: «Тот, кто во власти, всегда надоедает больше всех».
«Определенное колебание рейтинга «Единой России» есть. Связано это с тем, что все трудности и проблемы современного российского общества за последние 15-20 лет, даже те, к которым «Единая Россия» объективно не причастна, ассоциируются с правящей партией. В связи с этим, хотим мы этого или нет, необходимо всегда поддерживать свой имидж и постоянно завоевывать симпатии населения», – считает Фадеев. В то же время госдеп Николай Панков не согласен с мнением о снижении доверия к партии и не разделяет упаднических настроений внутри нее. «Единая Россия» имеет фракцию в Государственной думе и имеет три площадки, но никаких фракций, никаких блоков, никаких распадов, расколов в ней не будет. Партия как была, так и остается единым монолитом. Все остальное не более чем слухи», – категорично заявляет он. В отличие от него Семенец не сомневается, что изменения все же будут происходить. «Надо перестраиваться», – делает вывод депутат.
Партия как политический организм должна находиться в непрерывном движении, потому что в противном случае либо замедлит свое развитие, либо вообще остановится, что будет означать политическую смерть. Судя по всему, реформирование коснется не только «Единой России», но и вообще партийного законодательства, которое будет трансформироваться в сторону еще большей либерализации. В частности, несколько упростится порядок создания и регистрации партий. В связи с этим многие политологи полны оптимистических ожиданий по поводу партийного многообразия. «Я не исключаю, что часть единороссов перейдут в новые структуры, но это не будет означать раскола «Единой России» как такового. Сама партия сохранится», – уверен Белковский.
Не расслабляться!
Тем временем эксперты сходятся во мнении, что многопартийность пойдет на пользу «ЕР». «Уже в ближайшем октябре новые партии, зарегистрированные по новому закону, скорее всего смогут принять участие в региональных выборах, что кардинально меняет партийный расклад», – утверждает политолог Игорь Семенов. Как считает политолог Александр Пантелеев, вопреки расхожему мнению, либерализация партийного законодательства создаст лишь видимость многопартийности. «Единая Россия» будет слоном среди карликов, среди более мелких партий, не имеющих социальной базы, соответствующего финансирования и организационной структуры», – комментирует политолог. Однако Ольга Баталина не согласна с такой постановкой вопроса.
Она считает, что спрос на многопартийность, который в обществе на сегодняшний день есть, будет удовлетворен, но: «Это не значит, что завтра у нас на политическом небосклоне появится большое количество сильных и мощных партий-долгожителей. Но, тем не менее, чем больше выбор у избирателей, тем сложнее будет побеждать «Единой России». Поэтому я не согласна с тезисом, что создание новых более мелких партий льет воду на мельницу «Единой России». Ей придется существовать в условиях сильной партийной конкуренции, – аргументирует она. – Это не только конкуренция с действующими политическими структурами, но и с некой моделью идеальной партии в сознании людей. Поэтому сегодня к «Единой России» существует серьезный запрос на большую открытость, динамичность, эффективность в решении конкретных вопросов».
Смена караула
Еще одним вероятным сценарием партийного развития называют возможность смены лидера «Единой России». По одной из версий, ее может возглавить будущий премьер-министр Дмитрий Медведев. «Если Дмитрий Анатольевич действительно согласится заниматься партией, то перемены, я думаю, будут значительные, – уверен Александр Пантелеев. – Команда фактически поменяется, будут другие подходы. Саратовской партийной организации тоже придется перестраиваться. Придется взаимодействовать с людьми, с которыми у региональных партийных лидеров еще не сложились теплые отношения и еще нет взаимных обязательств».
О смене лидера партии свидетельствует, по мнению политологов, довольно прохладное в последнее время отношение к партии Владимира Путина, который сейчас старается дистанцироваться от «ЕР». В качестве подтверждения этой версии ее сторонники указывают на то, что он никогда не был членом правящей партии и даже, когда произносил свою речь на Манежной площади, после своей победы в президентской гонки, ни разу не упомянул о «Единой России». «Было такое мнение, что Путин отошел от партии. Но думаю, что оно не совсем обосновано. Скорее это свидетельствует о том, что Владимир Путин строго соблюдает Конституцию РФ, в которой определено, что президентский пост является беспартийным. Поэтому президентская выборная кампания шла, опираясь на широкие общественные силы, а именно на Народный фронт. Но Путин всегда поддерживал и сейчас поддерживает партию, которая выдвинула его в качестве кандидата», – утверждает Денис Фадеев.
Другим, казалось бы, невероятным, но в то же время серьезно обсуждаемым и, возможно, в перспективе осуществимым проектом является идея разделения «Единой России» на две партии. Есть мнение, что в результате размежевания должны появиться две политические силы – партия под условным названием «Народная», которая будет рассчитана на левоцентристский электорат, и оставшаяся «Единая Россия», которая займет правоцентристскую нишу и будет опорой правительства Дмитрия Медведева. После появления провластной левой партии «Единой России» ничего не останется, кроме как уходить направо. По мнению политолога Игоря Семенова, это вполне реальный сценарий, и, возможно, уже в мае-июне на съезде может быть объявлено о создании двух партий, партией власти из которых будет только одна.
«Траектория переноса титула «партии власти» с «ЕР» на ОНФ или «Народную партию» кажется очевидной. Менее очевидна другая развилка – на чем именно будет строиться новая партия, в чем будет её главная «фишка». Вариант с «едросовским» акцентом на гарантию стабильности уже не проходит. Более вероятен другой инерционный вариант – фокус внимания на заботу о простых людях, социальный патернализм и привлечение отзывчивого электората периферии, блестящим образцом которого как раз и является главный архитектор ОНФ Вячеслав Володин, – прогнозирует политолог.
В любом случае две провластные партии способны закрыть два противоположных фланга политического спектра, удовлетворив тем самым запросы как правоориентированных крупных городов, так и патерналистски настроенной периферии. Однако, по мнению Ольги Баталиной, сама «ЕР» вряд ли будет смещаться в одну из этих сторон и сохранит свои прежние позиции: «Единая Россия» будет меняться и, я думаю, более быстрыми темпами, чем это происходило раньше. Но от этого она не утратит своего центристского характера, последовательного курса на стабильное развитие России».
Активное обсуждение темы партийного строительства и дальнейшей судьбы «Единой России» свидетельствует о том, что запрос на изменения существует.
Игнорировать его уже нельзя. Что характерно, проявляется он не только в общественной дискуссии, но и в мнениях видных единороссов. Значит, ветер перемен проник даже в наглухо закрытые головы и политсоветы.
Елена Талпэу, “Взгляд” (22.03.2012)