29 декабря 2012, 4:53

Атипичный подполковник

«

своих публикациях газета «Взгляд» неоднократно выступала с жесткой критикой силовиков разных уровней. Доставалось и сотрудникам ГИБДД, что не удивительно, учитывая, сколько городских происшествий напрямую касается этого, пожалуй, одного из самых проблемных ведомств. Да и градус общественного недовольства в отношении к гаишникам не раз накалялся до предела. В общем-то, к такому положению вещей все давно привыкли – может ли быть иначе? Однако в последнее время что-то странное начало твориться в силовых структурах региона. Когда следователи спасают детей из пожара в загоревшемся детском саду, это еще можно как-то объяснить. Ну, накатил на сотрудников из органов приступ благородства, с кем не бывает… Но когда восторженные отзывы раздаются в отношении руководства того самого проблемного гаишного ведомства, причем не в одном, а сразу в нескольких совершенно разнонаправленных СМИ, тут уж поневоле задумаешься – неужели и вправду изменения стали очевидными?

В РИТМЕ ТЯЖЕЛОГО РОКА

Недавно интернет-портал «Лица Саратовской губернии» провел опрос, предложив своим пользователям выбрать самых популярных саратовских силовиков, деятельность которых, по их мнению, идет на пользу региону.
Первое место занял глава УФСБ России по Саратовской области Олег Гайденко. За ним, всего на один процент отставая по количеству голосов, идет начальник городской ГИБДД Дмитрий Колчин. «Человечище! Правда, может на себя вызвать гнев руководства за излишнюю порядочность и симпатию горожан. Готовый начальник областного ГИБДД!» – вещали участники голосования.
Но не только рядовые горожане отзываются о Колчине как о крайне нетипичном силовике, действительно болеющем за свое дело. «Взгляд» решил выяснить, в чем дело, и встретился с Дмитрием Колчиным, что называется, лицом к лицу. Оказалось, что в характеристиках в его адрес есть доля истины. Нетипична даже его внешность: у подполковника живые, непосредственные реакции, говорит Колчин просто и прямо, с ним не испытываешь чувства неловкости, которое возникает, когда человеку приходится юлить.
Во время разговора возникает ощущение, что подполковнику не чуждо представление о чести и вообще офицерском долге.
Однако от атипичной для человека в погонах поэзии перейдем к типичной прозе. Как выяснилось, Колчин – потомственный полицейский, его отец всю жизнь проработал в системе МВД. Был  начальником УВД Новоузенска и Энгельса, потом перешел на должность замначальника УФСИН по Саратовской области. Отец начинал с простого опера,  часто рассказывал сыну, как проводил задержания преступников. Милицейская романтика его привлекала. Так сложилось, что даже в армию он попал в систему МВД и был направлен служить во внутренние войска. Когда пришел из армии, за спиной был лишь газовый техникум, но в то время техническое образование уже позволяло идти на офицерскую должность. И отец предложил на выбор либо пойти работать начальником отряда исправительной колонии, либо рядовым инспектором в городскую ГАИ. Дмитрий выбрал ГАИ, и вот в августе его пребыванию в этом ведомстве исполняется уже 20 лет.
9 лет Колчин служил рядовым инспектором ДПС. На вопрос, почему не пошел работать опером и не скучает ли по романтике, отвечает, что в ГАИ романтики ничуть не меньше. Также приходилось неоднократно задерживать преступников на дорогах. Особенно в 90-е годы. Его приход на службу совпал с разгулом преступности. Вспоминает, как однажды, находясь в ночном патруле, задержал фуру с большой партией видеомагнитофонов, каждый из которых по тем временам стоил больших денег. Водитель команде остановиться не подчинился, поэтому не обошлось без преследования. Было заведено уголовное дело, а молодому инспектору выписали благодарственную премию.
Задерживать преступников приходится и сейчас. Подчиненные Колчина уверяют, что в таких ситуациях подполковник никогда не теряется. «Он привык к рискованным ситуациям, всегда принимает решения быстро, не раздумывая и в правильном направлении. Если надо преследовать, значит, надо преследовать, – рассказывает заместитель Колчина Юрий Носов. – А еще Дмитрий Николаевич очень коммуникабельный, с ним всегда можно поговорить на любые темы, будь то семья или рыбалка. Даже про тяжелый рок однажды с ним говорили». Госинспектор безопасности дорожного движения, капитан полиции Оксана Махно добавляет, что давно работает в органах МВД, но такого нетипичного руководителя встречает впервые.

ПОБОРОТЬ В СЕБЕ КОЛХОЗ

Через 9 лет инспектор Колчин стал командиром отделения, потом командиром взвода, замкомандира батальона. В 2009-м батальон был реорганизован в полк, и его назначили командиром полка. Начальником ГИБДД города стал в 2010-м.
Признает, что не все из его сотрудников ведут себя на дорогах идеально и тому есть объяснения. «Мир на месте не стоит, молодежь стала более распущенной, и эти люди идут работать к нам. Отсюда порой и грубость, и весь этот колхозный уровень. Но с переходом в полицию требования к кандидатам ужесточились. Теперь при поступлении на службу необходимо иметь высшее специальное образование, и даже малейшее привлечение к административной ответственности в прошлом может стать для человека препятствием, его просто не примут. В два-три раза увеличилась и зарплата. По данным, звучащим на совещаниях, число сотрудников, привлеченных за превышение полномочий, значительно упало. То ли это потому, что нас сократили на двадцать процентов, то ли все-таки уровень коррупции уменьшился», – высказывает надежду подполковник, добавляя, что причиной конфликта зачастую становится и полное отсутствие у саратовцев культуры вождения. И если бы инспекторы не действовали жестко, то хаос на дорогах был бы тотальным.
Особенно, если учесть, что количество транспорта в Саратове растет в геометрической прогрессии. Только в прошлом году число машин в нашем городе увеличилось на 60 тысяч (!) единиц. Несмотря на это, количество ДТП удалось сократить. Если за пять месяцев минувшего года в Саратове произошло 208 аварий, то в этом – 189. Уменьшилось и число погибших – 13 против 21.
По словам Колчина, произошло это благодаря правильной расстановке приоритетов. Водителей на дорогах штрафовать стали… меньше. Это не значит, что инспекторы стали более лояльными, но теперь они обращают внимание в первую очередь на те нарушения, которые как раз и ведут к аварийности. Автомобилисты со стажем наверняка помнят время, когда на дорогах штрафовали даже за банальное отсутствие брызговиков, недолжный внешний вид машины, нарушение правил маневрирования, поворот не с того ряда и так далее. Сегодня эти нарушения по-прежнему не приветствуются, но в большей степени личный состав ориентируют на куда более серьезные вещи: выявление водителей в нетрезвом состоянии и превышение скоростного режима.  Вот первое и главное, на что инспекторам приказано обращать внимание. И это отчасти уже дало результат.  Удалось сократить вал «административки». Если в прошлом году в день в Саратове на дорогах штрафовали тысячу человек, то в этом – всего 200.

ОХОТА, РЫБАЛКА
И КИТАЙСКАЯ ХОХЛАТАЯ

Чтобы повысить контроль над подчиненными и тем, как они ведут себя при исполнении, Колчин мечтает обзавестись специальными камерами-регистраторами, которые устанавливаются в патрульной машине и снимают происходящее во всех четырех направлениях. От такой всевидящей камеры не укрыться не только нарушителю ПДД, но и самому инспектору, и он просто вынужден вести себя адекватно.
Такой опыт уже принес свои плоды в Волгограде. Стоит такая камера 16 тысяч. Но поскольку горГИБДД не финансовый орган и не имеет своего счета, самостоятельно приобрести регистраторы ведомство не может. Подали предложение в областное ГУВД, и вроде бы там им заинтересовались. Так что рано или поздно такие камеры скорее всего появятся и в Саратове.
Но его мысли не только о работе. Дмитрий Колчин женат, у него две дочки. Одной  скоро исполнится 6 лет, а младшая совсем кроха – ей  3 месяца. Старшую дочь по утрам сам отвозит в садик, потом с чистой совестью идет на работу. Недавно расчувствовался и купил ей лысую собаку – китайскую хохлатую. Говорит, что жена была в шоке.
Из увлечений – охота и рыбалка, правда, в последнее время на эти удовольствия не хватает времени.
Уверяет, что сильно переживает, когда в городе происходит резонансное ДТП и гибнут люди. Или, не дай Бог, дети. «Когда число аварий растет и чувствуешь, что упускаешь из-под контроля город, я собираю подчиненных и говорю: понимаете, вот пострадавший человек, у него ведь есть семья, не дай Бог, эта беда и до вашей семьи доберется. Я и сам за родных переживаю. Все-таки родной город, друзей-автомобилистов у нас масса, и не хочется, чтоб кто-то погиб из-за нашей недоработки или из-за того, что какой-то пьяный беспредельщик вылетит и покалечит людей, – рассуждает подполковник. – Жена у меня тоже ездит на машине. Иногда делает мне замечания, звонит и говорит: знаешь ли ты, начальник ГИБДД, что у тебя город – сплошная пробка? Я говорю: где ты находишься? Она сообщает. Спасибо, говорю, за информацию».

ОСТАНОВИТЬ
ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Человеку стороннему, наверное, сложно понять, как и за что можно любить службу в ГИБДД. Что вдохновляет человека? Что стимулирует, кроме тех преференций, которые дает пресловутое превышение? Но Дмитрий Колчин говорит, что свою работу действительно любит и иной для себя не представляет. И ему почему-то веришь. Ему обидно видеть ролики в Интернете, на которых его коллеги предстают совсем не в том виде, в котором положено быть сотруднику ДПС. Он волнуется за коллектив, ведь со многими людьми работает уже 20 лет. И понимает, что если ведомство перестанет оправдывать свое предназначение, то полетят головы сначала руководства, а потом и личного состава. Благо такие примеры есть: в Грузии и Украине ГАИ вообще в какой-то момент решили упразднить.  «А ведь многие пришли сюда по призванию», – говорит Колчин о своих подчиненных.
Свои доходы подполковник не скрывает. Из имущества владеет доставшейся от родителей дачей, квартирой на 1-й Дачной и домом в Зональном поселке. Мечтает купить катер и говорит, что по нынешней зарплате вполне может себе позволить взять кредит.
Фактически в своей должности Колчин работает неполных два года – для кардинальных изменений срок довольно малый. И это вселяет  надежду, что с течением времени ситуация изменится и то противостояние, которое, увы, еще идет на дорогах между рядовыми автолюбителями и инспекторами ГИБДД, когда-нибудь все-таки прекратится. Если не везде, то хотя бы в нашем городе.
Елена БАЛАЯН

Алексей БИТЮЦКИЙ, председатель Саратовского отделения Общероссийского общества «Движение автомобилистов России»: «Система, сложившаяся в этой сфере, не предполагает прихода в нее хороших людей»

– Конфликтов у нас с городской ГИБДД не было, но как правозащитник я не могу однозначно хорошо оценить работу этой службы.  Главная проблема – это отсутствие взаимоуважения участников дорожного движения, но часть вины за это лежит и на сотрудниках ГИБДД. Конечно, прежде всего это рядовые сотрудники, но так или иначе шишки всегда летят на начальство. Система, сложившаяся в этой сфере, не предполагает прихода в нее хороших людей и истинных профессионалов своего дела.  Но я не исключаю, что это все же может произойти. Если Дмитрий Колчин действительно относится к такому типу людей, то остается только порадоваться за саратовских автолюбителей и ждать перемен.

Геннадий МАКАРЕНКО, руководитель Саратовской региональной общественной организации «Правовая защита»: «Отношение сотрудников правопорядка к автолюбителям стало совсем другим»

– Я в советское время преподавал в Саратовской специальной школе милиции, где готовили в том числе и инспекторов дорожного движения. Так вот им советовали не карать водителей, а идти им на помощь. Сейчас я не вожу машину и редко сталкиваюсь с ГИБДД, но мне кажется, что отношение сотрудников правопорядка к автолюбителям стало совсем другим. ГИБДД – это концентрированный срез общества, его положительных и отрицательных черт. Контроль в этом случае просто необходим. Надеюсь, Колчин в состоянии обеспечить этот контроль. Я за то, чтобы такой человек оставался на своей должности.

Виктор МАРКОВ, депутат Саратовской городской думы: «Надо уничтожить «палочную» систему»

– Господин Колчин, начиная со своего внешнего вида и заканчивая манерой разговора, вызывает только позитивные эмоции. Юрий Носов, его заместитель, тоже совсем не типичный гаишник. Я уверен, что, если они проработают какое-то время, на наших дорогах многое изменится. Рыба гниет с головы, поэтому от начальства зависит очень многое. Надо уничтожить «палочную» систему, когда водителей ловят в тех местах, в которых трудно не нарушить, переосмыслить рассмотрение дел в мировых судах, где любые показания инспекторов почему-то всегда принимают за непреложную истину. Таких моментов очень много. Сотрудники инспекции должны предотвращать аварии, стоять не после опасного места, а до него. По-моему, это кодекс чести инспектора, о котором сейчас, к сожалению, забыли.

Николай ПАНКОВ, депутат Госдумы РФ: «В том, что сейчас видны определенные сдвиги в работе ГИБДД, заслуга Колчина»

– На мой взгляд, при уже сформированных органах полиции структура ГИБДД улучшила свою работу. Нельзя сказать, что полностью все налажено и решены все проблемы, но нельзя отрицать и того, что видит каждый житель Саратова, в том числе и я.  Работники ГИБДД стали активно участвовать в регулировании движения на улицах города не только в будни, но и в выходные, праздничные дни. Стало меньше пробок. Посмотрите на работу инспекторов на загородных маршрутах, в направлении на Усть-Курдюм, на объездных дорогах, и вы увидите, что улучшения есть. Стало больше сотрудников честных, порядочных, действительно переживающих за свою профессию, в том числе и Дмитрий Колчин, который старается навести порядок на дорогах города. И это его заслуга в том, что в работе ведомства видны определенные сдвиги. Конечно, хотелось бы, чтобы положительных моментов было больше, но для этого нужно время.

Александр ЛАНДО, председатель Общественной палаты Саратовской области: «Он производит впечатление»

– У нас вопросов к ГИБДД, конечно, всегда много. Я, надеюсь, что Колчин, как и обещал на одном из круглых столов, будет жестким образом наводить порядок на улицах города. Хоть я с ним и пуд соли не съел, но я много слышал хороших отзывов о нем. На самом деле, приятно с ним общаться, достаточно толерантный, культурный человек. Во всяком случае, он производит впечатление. Важен, конечно, еще и профессионализм, и выполнение тех функций, которые перед ГИБДД стоят. Но делать окончательные выводы еще рано – Колчин на этом посту сравнительно недолго находится.
ИСТОЧНИК: газета Саратовский взгляд,    № 24 (322) 28 июня – 4 июля 2012 г.

http://sarvzglyad.ru/?news_id=4932