31 декабря 2012, 1:49

Настольные праймериз

«

Автор: Сергей Щукин

Автор фото: коллаж Саши Пряниковой

Уже 28 июня в Саратовской области стартуют праймериз — предвестник выборов в областную думу. Две недели «Единая Россия» вместе с участниками Общероссийского народного фронта (ОНФ) будут выбирать людей, которые потом станут кандидатами в депутаты регионального парламента. По опыту прежних праймериз можно сказать: процедура это скучная, невнятная для стороннего наблюдателя и вполне соответствует своему скучному и невнятному названию.

Кто выбирает? Кого выбирают?
Праймериз как внутрипатийное предварительное голосование «Единая Россия» ввела еще в 2007‑м. В прошлом году партию власти облекли в общественную оболочку — ОНФ, чтобы создать видимость всенародной поддержки. В США праймериз еще более грандиозны, там они проводятся с 1842 года и обязательны. В нашей стране также хотели узаконить эту процедуру для всех партий, но оппозиционеры отказались от такого «подарка»: мол, не лезьте к нам, это наше сугубо личное дело, как мы отбираем своих кандидатов. Да и потом, у других партий в распоряжении нет такого административного ресурса и финансовых возможностей, как у «ЕР». Поэтому праймериз так и осталось западным модным словечком исключительно в лексиконе единороссов.
22 мая президиум регионального политсовета «ЕР» и координационный совет ОНФ одобрили регламент праймериз в области. Это довольно длинный документ с множеством пунктов и подпунктов. Корреспондент «Резонанса» попытался понять с его помощью, как же все-таки в регионе будет проходить первичное голосование. Тем более никаких иных документов, прописывающих правила такой «игры», в России нет. В отличие от других стран.
Первые же фразы регламента озадачивают. Во водной части сказано: праймериз — это голосование «по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе списка кандидатов (кандидатами) в депутаты». Чуть ниже уточняется, что такие выборы «не являются процедурой выдвижения региональным отделением списков кандидатов в депутаты Саратовской областной думы». То есть победившие совсем не обязательно становятся кандидатами куда-либо, как это происходит в тех же США. Как тут не вспомнить прошлогоднюю фразу первого заместителя главы Администрации Президента Вячеслава Володина, что результаты праймериз — еще не гарантия прохождения в Госдуму, что будут учитываться активность и прежние успехи и заслуги человека.
— Процедурой выдвижения региональным отделением списка кандидатов в депутаты Саратовской областной думы является проведение региональной конференции, которая проводится после праймериз, — уточняет руководитель губернского исполкома «ЕР» Лариса Кузнецова. — Сначала праймериз выявляют победителей, а потом этих победителей выдвигаем на конференции. Мы проводим праймериз уже не первый раз, не было до этого момента случая, чтобы победитель праймериз не был выдвинут в качестве кандидатуры на выборах.
В Саратовской области такого действительно не замечено. Только вот в нашем регионе праймериз выигрывают исключительно нужные люди. И далеко не всегда нужные простым партийцам. Зато в других регионах подобные оказии случались. Например, в январе в Ярославле провели праймериз по определению кандидатов на пост мэра. По результатам народного голосования победил заместитель градоначальника Сергей Ястребов, однако политсовет «ЕР» не захотел его утверждать. Президент Дмитрий Медведев тогда выразил недовольство, но факт остается фактом: если благодаря какому-то чуду в праймериз и выиграет человек, неугодный известной партии, его попросту не утвердят. Разве это демократия?
В сентябре прошлого года политологи отмечали, что в ряде регионов списки победителей праймериз сильно отличаются от перечней кандидатов в думу. Например, певец Иосиф Кобзон выиграл праймериз в Забайкальском крае, хотя не участвовал в них: не посещал площадки и не рассказывал о своей программе выборщикам. Точно так же в Госдуму попали Станислав Говорухин и многие другие известные политики. Это, прежде всего, говорит, что сами единороссы не воспринимают праймериз всерьез.

За закрытыми дверьми
Но вернемся к регламенту. Оказывается, за кандидатов, участвующих в праймериз, должны голосовать специальные выборщики — «лица, утвержденные региональным координационным советом». Откуда берутся эти люди и за какие такие заслуги на них, по сути, возлагается основная ответственность за итоги голосования, документ не уточняет. Приходится снова обращаться за разъяснениями в исполком «ЕР». Оказывается, выборщиков возьмут из всё тех же представителей партии власти и организаций, входящих в ОНФ.
— Сейчас активно идет процесс формирования уполномоченных представителей в Саратовской области. Всего в области будет организовано 22 площадки, которые будут соответствовать одномандатным избирательным округам, — рассказывает Кузнецова. — На каждой площадке будет представлено 150 выборщиков: 5% предлагает партия, 50% — те общественные организации, которые входят в состав регионального координационного совета Общероссийского народного фронта.
То есть опять сами себя выдвигаем, потом сами за себя голосуем. Почему же тогда эти праймериз называются «общенародными»? Ах да, чуть не забыли: потому, что в них участвует ОНФ.
А вот как согласно регламенту будет проходить голосование. Региональный координационный совет формирует счетную комиссию, та, в свою очередь, создает рабочие группы, которые и займутся подсчетом голосов на местах. Причем считать будут за закрытыми дверьми. Прелюбопытный пункт 5.3 гласит: «В ходе подсчета голосов уполномоченных и определения итогов голосования присутствие в помещении для работы региональной счетной комиссии (ее рабочей группы) иных лиц, кроме членов комиссии, не допускается». Говоря русским языком, если даже выборщики «лоханулись» и в большинстве поддержали не того парня, позже ситуацию можно легко подправить. И за руку никто не схватит, да и бюллетень для праймериз словно создан для этого.
Голосуют, внося любой знак в квадрат напротив Ф. И.О. участника. Количество кандидатов, которых можно выбрать, не ограничено, голосовать «против» нельзя. Таким образом, члены счетной комиссии могут легко проставить любые знаки напротив любых кандидатов. Никакой специальной защиты от фальсификации нет. Подделывай, сколько душе угодно.
В результате такой «демократичности» и открытости конец минувшего года прошел под знаком праймериз-скандалов. Крупнейший наблюдался в Приморском крае, тогда лидер «ЕдРа» Владимир Путин вынужден был даже частично отменить результаты предварительных выборов. На двух площадках региона, в Артеме и Находке, в урнах оказалось почти в два раза больше бюллетеней, чем явилось голосовавших.
— Мне хорошо было видно, какое количество выборщиков реально присутствовало в зале к окончанию выступлений кандидатов, — говорил член счетной комиссии Петр Чуркин. — Людей, которые реально приняли участие в голосовании, оставалось порядка 80. Однако заполненных бюллетеней вытащили из урны 161. Откуда появилась лишняя половина?
Подсчеты на этих двух площадках серьезно изменили итоги народного волеизъявления. Интересно, что оспорить результаты праймериз в официальных надзорных органах невозможно, поскольку, как мы уже писали, в России законодательно не закреплены нормы, регулирующие внутрипартийные выборы. Точно так же в Волгограде третья женщина-космонавт Елена Кондакова, участница в праймериз, заявила, что цифры полностью фальсифицированы. Дескать, выборщикам выдавались листы с номерами кандидатов, за которых необходимо голосовать.
И наконец, местный случай, произошедший минувшим летом на праймериз в Балашове с депутатом Саратовской городской думы Александром Ванцовым. При подсчете выборщики нашли всего два бюллетеня в его пользу, хотя гораздо больше людей признавались ему, что голосовали за него. По этому вопросу заседала конфликтная комиссия, на которую опять же «чужих» не пустили. «Чужими» в этом случае были журналисты. В конце концов счетная комиссия признала правоту депутата: ошиблись, мол, и вместо «12» написали «2». Хотя, вероятно, и эта цифра оказалась неправдивой. Если бы при подсчете голосов присутствовали независимые наблюдатели, думается, ошибок (в том числе технических) стало меньше.
Впрочем, Кузнецова заверила корреспондента «Резонанса», что при желании за подведением итогов могут следить люди, не входящие в счетную комиссию:
— Если кандидат посчитает, что составу комиссии, который будет представлен на площадке, он не доверяет, он направляет своего наблюдателя. Мы сейчас думаем о том, чтобы наша региональная контрольно-ревизионная комиссия обеспечила прозрачность, чтобы не было никаких вопросов. Она будет находиться на подсчете голосов.
В регламенте о возможности присутствия наблюдателя от депутата ничего не нет. По всей видимости, каждый такой случай должен оговариваться в индивидуальном порядке. Это как с наблюдателями на избирательных участках: покорные сидят, остальных удаляют. На деле же попытки участников праймериз в области усомниться в итогах страшно обижали руководство «ЕР» и ОНФ. «Неужели вы не доверяете партии? Неужели вы не доверяете своему руководству?» — удивлялись они.
Начинались разговоры про «партийную дисциплину», про «сознательность». И вот уже кандидат, не желающий терять место в «ЕР» или какой-нибудь общественной организации, затыкается и садится на свое место.

Формальный акт
Высший правовой акт в стране, который главенствует надо всеми остальными, — Конституция. Там черным по белому написано, что гражданин имеет право избирать и быть избранным, получать информацию. Господа единороссы, если уж решили показать всем, что вы открытая партия с демократическими порядками, так хотя бы придерживайтесь Конституции. Стоит один раз побывать на ваших праймериз, чтобы понять всю формальность, декоративность действа. Если в Америке кандидаты буквально бьются между собой, ведут ожесточенные дебаты, то в России это похоже на скучное партсобрание, где роли распределены заранее. Недаром уже сейчас в открытую некоторые партийцы и главы муниципалитетов называют фамилии людей, которые не то что пройдут праймериз, но станут парламентариями.
— По сути, это, конечно, никакой не праймериз — это способ утверждения тех кандидатур, которые оговариваются где-то в кулуарах, — уверен депутат Саратовской городской думы Виктор Марков. — Я не слышал по стране ни одного случая, чтобы какой-то рядовой партиец выдвинул свою кандидатуру и — о чудо! — за него проголосовали, а не за того, кого готовили. Это формальный акт.
Он уверен, что область ожидают серьезные конфликты, связанные с недовольством итогами праймериз. Сегодняшнюю ситуацию в региональном отделении «Единой России» и так трудно назвать мирной и спокойной. Праймериз же в таком виде, как сейчас, могут только усилить внутрипартийные противоречия. На днях лидер «ЕР», премьер-министр Дмитрий Медведев призвал однопартийцев отказаться от «американизма» «праймериз» и заменить его словосочетанием «предварительное голосование». И действительно, русское название такой процедуры хоть немного объясняет, в чем ее смысл. Это репетиция выборов не как можно победить, а кто должен выиграть. Далее манипуляции продолжатся уже на избирательных участках.

Источник: газета Резонанс №22 (120) 20 июня 2012 г.