Дело “ЦАРЗа”. Обзор ситуации, комментарии Большеданова и Лисовского
«
Скандал вокруг саратовского оборонного предприятия ОАО “9-й Центральный автомобильный ремонтный завод” (г. Энгельс) не утихает.
Местная пресса уже рассматривает его не иначе как “эпизод дела “Оборонсервиса“.
Напомним, 18 января военная прокуратура ЦВО сообщила о возбуждении уголовного дела по факту крупного мошенничества на энгельсском заводе. Нарушения выявлены при исполнении государственного контракта на капремонт военной техники. По информации прокуроров, размер ущерба, причиненного государству, составил свыше 266,2 миллиона рублей.
Существующий более 70 лет энгельсский завод специализируется на обслуживании оборонного заказа, поступающего из профильного федерального министерства. На нем трудятся около 600 человек.
Об эффективности менеджмента предприятия можно судить по налоговому бремени. По данным министерства промышленности и энергетики региона, налоговые поступления в консолидированный бюджет области в динамике по годам составили: 2010 – 21,7 млн. рублей, 2011 – 31,5 млн., 2012 – 22,5 млн. С точки зрения макроэкономики, показатели явно скромные, несопоставимые с масштабами предполагаемых финансовых хищений.
Как утверждает следствие, заключив госконтракт по капремонту, восстановлению и обслуживанию гусеничных транспортеров, предприятие допустило хищение 266 млн. рублей.
В прокуратуре считают, что денежные средства были обналичены через подставные фирмы, с которыми завод заключил договоры на поставку запчастей и комплектующих.
Уголовное дело заведено по ч. 4 ст. 159 УК РФ – мошенничество, совершенное организованной группой и в особо крупном размере. Контекст “дела “Оборонсервиса” заставляет потенциальных комментаторов быть максимально осторожными. Ни военная прокуратура, ни специализированные следственные отделы пока не готовы предоставить подробную информацию по делу.
В поисках дополнительных сведений наше издание обратилось к известному журналисту, военному эксперту “Новой газеты” Павлу Фельгенгауеру. Но и он оказался не в теме, сказал, что про завод в Энгельсе и уголовное дело пока ничего не слышал.
На федеральном уровне о хищении на заводе мало что известно: однако его следы удалось обнаружить лишь на информационно-аналитическом портале “Экономическая безопасность” в статье Сергея Палий с характерным названием “Коррупция подрывает боеспособность российской армии”.
“Иногда структуры, входящие в ОАО “Оборонсервис”, заключали подозрительные контракты на поставку запасных частей, комплектующих изделий и материалов для ремонта со сторонними поставщиками и оплачивали их за счет бюджетных средств. Кстати, даже если работы были произведены, то у нас нет никакой гарантии, что на боевые самолеты, танки и бронетранспортеры были установлены запасные части надлежащего качества“, – пишет эксперт.
На самом заводе от всех обвинений в использовании контрафактной продукции активно открещиваются и считают возникшие претензии со стороны следственных органов происком конкурентов: “Заявления, что продукция, поставляемая по заключённым контрактам “9 ЦАРЗ“, является контрафактной, некачественной, бывшей в употреблении, в связи с чем якобы причиняется ущерб на сотни миллионов рублей, являются бездоказательными и необоснованными. Необоснованные обвинения в адрес ОАО “9 ЦАРЗ“ больше всего напоминают методы недобросовестной конкуренции, когда непорядочные конкуренты, не имея возможности правовым путём, честно обосновывая свою позицию и предлагая лучшие условия, конкурировать на рынке исполнения гособоронзаказа, пытаются путем направления в различные инстанции жалоб и заявлений, содержащих недостоверную, а порой вообще не соответствующую действительности, информацию, различными способами добиться проведения новых проверок, имеющих своей целью парализацию деятельности ОАО “9 ЦАРЗ“, устранение его с рынка, а фактически – ликвидацию…”.
В свою очередь, министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский считает, что следственные действия, которые сегодня ведутся в отношении ОАО “9 ЦАРЗ”, практически парализуют его деятельность.
“Ситуация усугубляется тем, что 14 декабря 2012 года закончился пятилетний цикл действия выданной Рособоронзаказом лицензии на ремонт, техническое обслуживание, установку и монтаж вооружения и военной техники, дававший заводу право на участие в выполнении государственного оборонного заказа для Минобороны России. При этом документы для переоформления лицензии были направлены предприятием заблаговременно – еще 1 октября, и не получили нареканий. Напомню, что работы в рамках выполнения гособоронзаказа составляют до 95 процентов от объема производства предприятия. Если в ближайшее время предприятию не дадут лицензию, то под угрозу срыва ставится участие в будущих конкурсах и выполнение ранее заключенных контрактов. Под вопросом окажется и само существование завода как промышленного комплекса…“, – прокомментировал свою позицию Лисовский.
По словам министра, губернатором области Валерием Радаевым направлено обращение в адрес Федеральной службы по оборонному заказу об ускорении выдачи лицензии.
“Несмотря на мероприятия, которые проводит следствие в отношении завода, его соисполнителей, все должны понимать, что завод является единственным поставщиком по выполнению ГОЗ по ремонту, модернизации и техобслуживанию определенной техники. Это государственное предприятие, и дестабилизация его деятельности влечет прямой ущерб государству и серьезные потери для экономики Саратовской области“, – предупредил министр.
Пока готовился материал, стало известно, что “9-му ЦАРЗ” выдана лицензия. Ее копия поступила в облминпром спустя 10 дней после вмешательства в ситуацию губернатора. Об этом сообщил Сергей Лисовский на заседании коллегии министерства.
“Теперь завод может продолжать работать, не опасаясь уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность”, – с облегчением проинформировал коллег министр.
По ситуации вокруг “9-го ЦАРЗ” ИА “Взгляд-инфо” дал развернутое интервью зампред регионального правительства Павел Большеданов.
— Павел Владимирович, когда говорят о заводе 9 “ЦАРЗ”, все подчеркивают, что к нему никогда не было претензий по качеству. Но, насколько я понимаю, речь идет не о качестве ремонта, а о коррупции, о хищении 266 миллионов рублей…
— Чтоб подтвердить или опровергнуть коррупционный момент, нужно обладать документами, обладать информацией. А этой информацией никто не обладает, кроме тех, кто перечислял средства фирмам-однодневкам (если перечисление было) и тот, кто проверяет сейчас этот факт – органы. По крайней мере, лично у меня никакой дополнительной информации на эту тему нет, и я не собираюсь ее добывать. Об этом нужно спрашивать либо директора завода, который глубоко варится в этой ситуации, либо тех, кто разыгрывает эти контракты. Вот оттуда может поступить информация. Мы не являемся участниками этой возни, не являемся заказчиками ремонтных работ, мы можем только помогать заводу сохранить себя в это сложное время. Поэтому все говорят только о том, что это достойное предприятие. И это действительно так. Мы туда привозили командование сухопутных вооруженных сил, смотрели выполнение работ, качество на заводе нормальное, никаких претензий со стороны армии к изделиям нет.
— Информации нет, но если смотреть на ситуацию со стороны, каково Ваше к ней отношение?
— Отношение такое: несмотря на то, что предприятие хорошее, делает качественную продукцию, и завоевало определенный авторитет в армии и даже бренд, отдельные ошибки отдельных людей могут быть. Но они не должны бросить тень на завод как таковой. Отвечать должны только те люди, которые совершают эти действия. Завод здесь вообще не причем. Виноват может быть только круг людей, и довольно небольшой. Это тот, кто подписывал документы, кто подписывал контракты, тот, кто реально смотрел на перечисление, туда деньги идут или не туда.
Второй вопрос – был ли там умысел. Бывают ведь моменты, когда люди откровенно не понимают, с кем имеют дело…
— В каком смысле?
— У вас не было ситуации, когда вы приходите в магазин, платите деньги, а потом оказывается, что на той стороне почти банкроты, мошенники и ваши деньги потом пропадают. Даже в широкой сети, в магазине с вывеской, на центральной улице города. Не знаю, как у вас, а у меня такие случаи были…
— Вы хотите сказать, что обман мог быть только с одной стороны?
— Этого нельзя исключать. Люди, которые принимали деньги в магазине – потенциальном банкроте, понимали, что они делают. Но это не значит, что покупатель это знает. Так могло быть и в случае с заводом. Фирмы, которым перечислялись деньги, наверняка все хорошо знали, но есть ли умысел, сговор -это вопрос в правоохранительные органы.
— Сергей Лисовский полагает, что в результате скандала завод может прекратить свою деятельность. Вы согласны с тем, что такая угроза существует или это преувеличение?
— Я именно про это и говорю. Если у кого-то была цель бросить тень на предприятие, то конечно, сейчас этой ситуацией могут воспользоваться, несомненно. И завод может потерять заказы. Если завод закроется, это, конечно, будет удар по экономике. Вы не были на территории завода? Там стоит огромное количество не отремонтированной техники. Огромное! Эта техника получена из армии под ремонт. То есть были какие-то контракты. И тот, кто такие действия будет совершать (выдавливать завод с рынка – авт.) должен понимать, что эту технику надо где-то ремонтировать.
— Вы допускаете, что попытка дискредитировать завод в рамках кампании вокруг “Оборонсервиса”?
— Когда приезжал главком, мы эту тему поднимали сразу. Во-первых, он сам информированный человек, и когда он приехал на завод, мы эту ситуацию обсудили. У него ведь тоже нет инструментов, чтобы выявить, коррупционный это момент или случайность. Все что касается “Оборонсервиса”, все там поставлено на поток, поэтому сейчас, я думаю, определят действующих лиц и исполнителей. И если кто-то виноват – тут все очень просто – от ответственности не уйдешь. Но это, еще раз подчеркиваю, не должно касаться завода, его коллектива, инженерно-технических его работников, мощностей, его умения и сноровки ремонтировать машины.
— Правительство в данной ситуации что-то может сделать или остается ждать от следствия конкретных результатов?
— Мы сейчас будем вникать в оценку фактов, потому что один и тот же факт у нас принято рассматривать очень под разным углом зрения. Поэтому пока еще факты не обнародованы, полной картины нет, придется ждать.
Сегодня корреспондент “Взгляда-онлайн” побывал на заводе. В начале недели выйдет репортаж о впечатлениях от увиденного.
Источник: ИА Взгляд-инфо
http://www.vzsar.ru/news/2013/02/15/delo-carza-obzor-sityacii-kommentarii-bolshedanova-i-lisovskogo.html