Спецрасследование. В Саратовской области объявлена охота на честных полицейских?
“Защитить офицера полиции” – так мы назвали видеорасследование медиахолдинга “Взгляд-инфо” и интернет-портала TVSAR, посвященное ситуации, сложившейся вокруг уголовного дела ртищевского полицейского Германа Боровика. Местные следователи обвиняют его в превышении должностных полномочий с применением насилия (ч. 3 ст. 286). Не буду пересказывать историю дела, она подробно изложена в сюжете, который мы представляем вашему вниманию. Остановимся на том, что в сюжет не вошло, но мы считаем своим долгом произнести.
Безнаказанность развращает
Хронология инцидента такова. 24 апреля 2012 года житель Ртищево Абу Гечханов напал на другого местного жителя Артура Шавояна, с которым в тот момент находился Герман Боровик. Когда Боровик вступился за своего знакомого Шавояна, Гечханов, который, по предположениям очевидцев, был в неадекватном состоянии, ударил и его. Вдвоем со своим спутником Ольховским они принялись избивать замначальника Ртищевской полиции, после чего Гечханов едва не задавил его колесами своей машины (смотрите видео). Прибывшие на место сотрудники УВД задержали Гечханова, уложив его на асфальт и надев наручники. Вот тут, по версии следствия, и случилось превышение: Боровик, который к тому моменту был уже весь в крови, якобы из чувства мести нанес Гечханову несколько дополнительных ударов. Об этом следствию заявил сам Гечханов. Человеку, напавшему на полицейского, видимо, не оставалась ничего иного, как самому изобразить из себя жертву насилия.
Мы подробно изучили материалы уголовного дела, побывали на месте происшествия, поговорили со многими свидетелями, с представителями правоохранительных органов. Мы продолжили расследовать дело в Саратове, опрашивая людей по телефону. В общей сложности мы посвятили изучению дела около четырех недель и постарались рассмотреть его со всех сторон, в том числе проанализировать скрытые версии события. И вот что хочется по этому поводу сказать.
Когда мы ехали в Ртищево, то думали, что будем заниматься исключительно делом Боровика, и совершенно не подозревали, что оно может потянуть за собой и другие проблемы, привести к другим, малоутешительным выводам. Вывод первый: как бы ни было это неприятно слышать некоторым чиновникам, но в Ртищево, как и в Пугачеве, и в ряде других райцентров и сел области, существуют реальные очаги межнациональной напряженности. Свидетельства напряженных отношений можно легко обнаружить не только между этническими чеченцами и коренными ртищевцами, но и между чеченцами и курдами, которые тоже проживают здесь немногочисленной диаспорой. В сюжете мы приводим случаи, подтверждающие неоправданно лояльное отношение местной власти и силовиков к правонарушителям.
Создается такое впечатление, что Герман Боровик оказался едва ли не единственным полицейским, кто проявил твердость в отношении тех, кого, как уверяют жители района, сегодня “трогать нельзя”. И этим фактически пошел против сложившейся системы. Если бы власть больше обращала внимания на такие случаи, а силовые органы давали бы им быструю и адекватную оценку, у местного населения, возможно, не было бы поводов идти на акции типа “пугачевского восстания”. А все потому, что безнаказанность развращает. Развращает глубоко и необратимо. Люди теперь это понимают как никогда, а вот власть их слышит плохо. До поры до времени…
Когда ты знаешь, что на своей земле, а не где-нибудь в эмиграции, не можешь найти понимания, справедливости и защиты, чувство униженности и обиды возрастает многократно. Оно же и приводит к стихийному протесту. И не надо только про “роль СМИ в разжигании” и так далее… Давайте-ка лучше займемся своим непосредственным делом – то есть, будем исполнять законы во всей их полноте: как говорится, не взирая на лица, должности и национальности. Почему получается по-оруэлловски: “Все равны, но некоторые равнее”?
Полковнику никто не пишет
Второе. Город Ртищево – место, где бесследно пропадают люди. И на это теперь приходится обращать внимание властей. 17 июня 2012 года бесследно пропал бывший начальник Ртищевского наркоконтроля, полковник в отставке Игорь Егоров. Медиахолдинг “Взгляд-инфо” однажды уже сообщал об этом. Как связано исчезновение Егорова с делом Боровика – тема для отдельного расследования, одну из версий мы попытались обозначить в сюжете. Здесь же хочется сказать, что дело об исчезновении полковника в отставке расследуется из рук вон плохо, у следствия нет ни малейших предположений, как и куда он мог исчезнуть. Словно кафе “Околица”, где его видели последний раз, это Бермудский треугольник. Сегодня дело фактически приостановлено – следователи сдались. На жену пропавшего без вести (не на фронте!) полковника Галину Егорову, на ее горе и ее двоих оставшихся без отца детей мало кто обращает внимание. Общаясь с нами, женщина едва сдерживала отчаяние и слезы. Если коллеги и следствие так легко смирятся с пропажей экс-главы местного наркоконтроля, то что после этого говорить о рядовых жителях? Могут ли они себя хоть в какой-то мере чувствовать защищенными?
Судьба человека
Теперь вернемся к делу Германа Боровика. Белых пятен в нем предостаточно. При допросе в качестве потерпевшего Абу Гечханов заявил, что когда между ним и Боровиком происходила борьба, кто-то из сотрудников полиции уложил его на асфальт между двумя автомашинами. Сотрудники ППС стали удерживать его на асфальте и надели наручники, их лиц он не видел. В это время к нему якобы подошел Боровик, сел ему на спину и нанес четыре-пять ударов в область головы. Спрашивается: если удерживаемый не видел лиц тех, кто надевал ему наручники, поскольку лежал лицом в асфальт, как он мог увидеть подошедшего к нему сзади Боровика?
Второе: если бы Боровик действительно бил Гечханова после того, как на того надели наручники, находившиеся рядом сотрудники ППС это бы на и допросе показали. Но они заявляют, что ничего подобного Боровик не совершал. В его пользу также свидетельствует целый ряд людей, и сотрудников полиции, и простых граждан, оказавшихся в том же месте в то же время: Макеев В.В., Токарев А.А., Оськин Д.В., Лунин П.Д., Малютин В.В., Рычков С.О., Потапенко В.В., Каштанов А.А., Селиванов И.В., Шавоян А.С., Шавоян С.Т., Рощин С.С., Бурцев А.В. и другие. Некоторые из этих людей согласились свидетельствовать о невиновности Боровика на камеру (смотрите сюжет). Вопрос: может, все-таки стоит обратить внимание на их показания? Тем более, что никаких видеодоказательств вины Боровика у следствия нет.
Третье: по закону “О полиции” полицейский находится при исполнении своих должностных обязанностей даже в нерабочее время. Поэтому Боровик должен был обезвредить и задержать Гечханова, что он и сделал. А когда на Гечханова надели наручники, по тому же закону о полиции Боровик перестал находиться при исполнении. Поэтому, по мнению адвоката Боровика Максима Маркелова, никакой 286-й статьи к нему применять нельзя. С тем, что при изложенных обстоятельствах действия Боровика не могут являться превышением должностных полномочий, солидарен и ртищевский межрайонный прокурор А.А. Агуреев.
По его мнению, “надлежащие требования уголовно-процессуального законодательства по настоящему уголовному делу не исполнены, предварительное следствие проведено не в полном объеме. Не все предусмотренные законом меры приняты к установлению объективной истины по делу”. “Изучение материалов уголовного дела показало, что обвинительное заключение не может быть утверждено, уголовное дело подлежит возвращению для производства дополнительного расследования…”.
Вопрос: почему областная прокуратура не согласилась с доводами нижестоящего коллеги? Изучали ли они подробно дело или ограничились его чтением “по диагонали”?
Еще один любопытный факт, для сравнения. Когда пару недель назад в Перелюбском районе во время обхода на полицейского напали с вилами, было заведено уголовное дело по статье 317 УК “Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов”. По ней предусматривается наказание лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы. В Советском Союзе по этой статье полагался расстрел. И это при том, что подробностей нападения мы не знаем и не можем исключать, что родственник парня, убившего в Пугачеве Руслана Маржанова, действовал рефлекторно, среагировав на то, что кто-то ворвался в его дом. И этим кем-то оказались омоновцы.
В случае с Абу Гечхановым на видео отчетливо видно, как он садится за руль и давит своей машиной Германа Боровика. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов очевидное и сознательное. Однако в отношении к Гечханову применяется другая, гораздо более мягкая статья 318 “Применение насилия в отношении представителя власти”, максимальный срок по которой гораздо меньше. Вопрос: чем объяснить разницу в подходах? Быть может, тем, что в Ртищево на этот случай не было стихийного схода жителей?
Мы хотели подробнее узнать о профессиональных качествах Боровика, почитать его служебную характеристику. Однако никто из вышестоящего начальства нам такой возможности не предоставил. По телефону с нами поговорил начальник управления организации оперативно-розыскной деятельности ГУ МВД по Саратовской области, подполковник полиции Валерий Шитов. Он сказал, что лично Боровика не знал, но знает, что при нем у ртищевской полиции были неплохие показатели и хороший коллектив.
Мы очень надеемся, что компетентные коллеги Германа Боровика обратят внимание на наше расследование и вынесут непредвзятое решение человеку, 19 лет добросовестно проработавшему в системе охраны правопорядка.
Вот и все, что хотелось сказать. Остальное смотрите в сюжете.
Источник: ИА Взгляд-инфо
http://www.vzsar.ru/news/2013/07/22/specrassledovanie-v-saratovskoi-oblasti-obyavlena-ohota-na-chestnyh-policeiskih.html