25 декабря 2013, 10:08

Набережная разбитых фонарей

«

Корреспондент «СарИнформа» отправился на многочасовую прогулку по новой набережной Саратова с целью выяснить, для кого же строился дорогостоящий объект. А также полюбоваться на красоты и современные возможности благоустройства прогулочных зон.

— Набережная новая? Да отличная идея, я вообще считаю. Теперь есть куда приехать, пообщаться. Молодцы, кто строил — делится эмоциями мой бывший одногруппник Костя Полаев. Костя вылетел со второго курса за систематические прогулы и не способность ответить даже на наводящие ответы преподавателя. Сейчас он водитель в такси, а свободные вечера проводит на новой набережной, с «пацанами».
— Не, ну а где еще? Не на «мажорку» же ехать? Здесь нормально.
— А почему на старой набережной не тусовался вечерами?
— Не, ну там не получится. Ты сам посуди, ну зачем мне столько проблем? Там пива даже не попьешь, постоянно менты ходят.
— А здесь полиции нет?
— Редко.

Не обращая внимания на хмурые поглядывания Костиных товарищей, прощаюсь со старым знакомым и прохожу дальше по недавно построенной набережной. Любимое место для вечерних мест автомобилистов — площадка новой набережной около корпусов «Академии права», напротив нового жилого корпуса «Ямайка». Парням нравится, что и малую нужду справить можно без проблем — не смотря на то, что строительство набережной, насколько видно, не предполагало благоустройство территории. Просто заасфальтировали несколько сот метров земли, не обращая внимания на серый, унылый промышленный пейзаж напротив воды.

Прогуливаюсь до лестничного спуска с широкими ступеньками, сделанного будто пародия из плохих американских фильмов — на таких лестницах там обычно обедают мелкие клерки и прочие, у кого в стране штатов не хватает денег на бизнес-ланч в кафе. Сезон еще не закончился, а краска и граффити художников потерлись, еще больше дополняя атмосферу далекого промышленного района вместо задуманной прогулочной зоны.

Статьи об эффективности расходования бюджетных средств в Саратове стали уже традиционными для моей журналисткой работы. В один год мы с коллегами недоумевали, зачем местные власти чистят снег с крыш в середине апреля — когда все сосульки попадали и все, кто мог, уже получили травмы. В другой год обсуждали необходимость кашпо с живыми цветами, которые стали поводом не для одного фельетона.

Недавно зампред областного правительства Сергей Канчер заявил, что у СМИ нет своего мнения. Почему же, есть, только не все возможно высказать по цензурным соображениям. А среди тех, что можно, например, такое: «Власти Саратова и области абсолютно разучились воспринимать реальность и напоминают капризную девочку, которая понабрала потребительских кредитов на ненужные игрушки и теперь визжит от недовольства, потому что родители отказывают в кормежке». Нет-нет, это не я придумал. А кризис-менеджер Алексей Дроздов, который согласился сопровождать меня в одной из вечерних прогулок по набережной.

— Это дети с большими запросами. Которые вместо того, чтобы проанализировать ситуацию и вкладывать деньги в инвестирование необходимых процессов тратят имеющиеся средства на покупку мелких радостей жизни. Понятно, что в бюджете области траты на новую набережную не имеют решающего значения, но разве они нужны в кризисное время? Если у компании большие долги и кредиты, нужно каждую возможность тратить в первую очередь на эффективность доходов и лояльность клиентов и работников. В случае с Саратовом это практически одно и тоже. Идея построить новую набережную хороша, но вовремя ли она реализована?
— По-твоему, деньги были потрачены впустую?
— Здесь все сложнее. С одной стороны, власти Саратова поступили правильно — новой набережной они попытались сработать на положительный имидж города, на привлекательность. Но все вышло наоборот. Здесь и дело о «благодарности» застройщика «Саратовгесстроя» в адрес задержанного Суркова, и выявленные нецелевые расходы в ходе проверок Счетной палатой — теперь любой человек, хоть немного изучающий информационные ленты, утвердился во мнении, что набережную строили именно для того, чтобы «отмыть» деньги. Плюс то огромное количество недовольных, тех же лодочников, которых ущемили в правах.
— Но это ведь не деньги городского бюджета, это вливания области и федерального бюджета. О каких ущемленных правах ты говоришь?
— А какая разница? Власти должны решать накопившиеся проблемы, а не заниматься развлечениями. Сколько они потратили на этот праздник жизни, который превратился в кусок серого промышленного района с жухлой травой вместо красивого газона?
— На вторую очередь больше 300 млн рублей потратили, а все вместе — кажется, шла речь о 2 млрд. рублей. Но это в основном федеральные деньги.
— Вот и считай. То, что вложил бюджет области – деньги не очень большие, но вместо невнятного объекта город мог бы попробовать договориться с теми, кто их выделил, и потратить на более нужные вещи.

Совсем не уверен, что федеральные деньги можно так просто перераспределить, но что-то в этом замечании есть.

Мой собеседник прибавляет ход, стремясь поскорее дойти до Ротонды и покинуть огромное пешеходное пространство без признаков зелени. Голый асфальт и фонари — вот и весь дизайн новой набережной. А я вспоминаю про сотни детей-сирот, которые не могут получить квартиры, про жителей аварийного жилья, вынужденных каждые 3-4 часа во время дождя менять тазики под пробоинами крыши. Вспоминаю тысячи людей, которые ждут свои квартиры в статусе обманутых дольщиков и тысячи, которые просто не могут дойти до своего жилья из-за того, что кто-то из городской власти просто не хочет построить хотя бы пешеходную дорогу до ЖК «Березки» и «Цветочный». И любуюсь на новую набережную — серый объект, который по атмосфере напоминает мне окраину города, заброшенную и сделанную для галочки, не считаясь с элементарным комфортом людей. Даже глава Саратова Олег Грищенко не удержался,что бы не отметить этот факт на открытии второй очереди в этом году.

— Хорошая набережная, зря на нее все грешат. Мне для «походить» все подходит. А красоты — так через несколько лет сделают, – считает Людмила Васильевна, пенсионерка, уже третий год активно занимающаяся спортивной ходьбой. Раньше ей приходилось проводить тренировки в горпарке, сейчас — на набережной.
— Хорошая трасса получается, а если еще дальше продлят, так вообще замечательно. Ходить полезно, это я всем говорю. А в Саратове такой чудесной пешеходной зоны еще нигде не было. Конечно, кое-где асфальт уже трескаться начал, но это везде такие проблемы.

К идее о том, чтобы построить в районе старой набережной пляж, все собеседники, кроме Алексея, отнеслись положительно.
«Класс вообще. Мне в принципе все равно, я и до Затона доеду. Но там в этом году ментов было полно, штрафуют, не окунешься. А если здесь сделают, вообще шикарно будет», – Константин.
«Конечно нужно, ведь как это — город на Волге, а пляжа нет. Такого быть не должно. Пусть строят с Богом», – Людмила Васильевна.
«У нас есть подремонтированная квартира. В ней нужно проложить трубы, доделать потолок, наклеить обои. Денег на полный ремонт нет, но немного средств выделить можно. Но так как все сразу сделать мы не можем — давайте лучше купим мультиварку, фритюрницу и плазменный телевизор. Плевать, что аналогичные замены этим предметам уже есть — мы же хотим жить по-человечески, в роскоши. Да и плевать, что разруха вокруг, зато в руке дорогой телефон, а дома — шикарная «плазма». Вот как сейчас живет Саратов», – негодует Алексей, комментируя инициативу Олега Грищенко построить на участке старой набережной, в районе Ротонды, городской пляж.

Всего я провел на набережной Саратова в общей сложности порядка 10 часов — по несколько десятков минут днем, в обед, остальное время разделил на 3 вечера. За эти часы мне встретили две мамы с колясками и еще три — ведущие малолетних детей за руку. В остальном контингент пользующихся новой набережной Саратова был аналогичен опрошенным. Также новой набережной, построенной за сотни миллионов рублей, пользуются скутеристы и велосипедисты, с которыми, из-за высокой скорости их передвижения, побеседовать толком не удалось.

Источник: http://www.sarinform.com/lenta/archives/info/2013/10/22/26663