Сапожник без сапог – минстрой без квартир
«
На прошедшей неделе администрация Балаковского района предложила всем желающим из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей получить положенное им жилье. Такие новости уже не редкость в Саратовской области, благодаря усилиям прокуратуры и приставов, не без помощи пишущих об этой проблеме СМИ региональные власти активнее взялись за исполнение обязательств по предоставлению жилья сиротам, достигшим совершеннолетия, пусть и через суды. Минстрой области отрапортовал о том, что «меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставлены 782 сиротам, в том числе 351 квартира из государственного жилищного фонда». т. е. большая часть сирот согласилась на выплаты в размере около 800 тысяч рублей вместо квартир.
В этом году поставлен план закрыть вопрос по обязательствам еще как минимум перед 800 детьми-сиротами и даже есть понимание, что половина из них должна получить реальные квартиры, а не деньги.
И вот теперь вернемся к предложению Балаковской администрации, которая намеревается предоставлять квартиры … в Хвалынске. Не только у балаковских сирот, но и у журналистов возникает несколько вопросов по этому поводу. Первый — неужели кто-то из чиновников всерьез предполагает, что найдутся хотя бы несколько человек, желающих переехать из второго по величине города региона в сельский городок на окраине области? С точки зрения даже обычной житейской логики — в Балаково строятся несколько современных заводов, значительное количество уже работающих предприятий, возможности трудоустройства значительно превышают возможности маленького Хвалынска, все это касается и иной городской и социальной инфраструктуры. Кроме этого, в Хвалынске нет строительных организаций, которые могут предоставить новое комфортное жилье, а в Балаково как раз наоборот, строительный сектор очень даже развит и предложений жилья достаточно много.
Что же тогда означает такое «щедрое» предложение администрации? Есть мнение, что таким образом решили и очередь сократить и бюджетные средства сэкономить, понятно, что жилье в Хвалынске дешевле, чем в Балаково. Предлагать будут, скорее всего, «вторичку», где там взять новое? Ну или очень специфичное жилье, как в Вольске, где людей поселили в бывшие фабричные корпуса или как в Балашове, где сироты зимуют в тонкостенном каркасном бараке. Как всегда, про людей в этом случае размышляют в последнюю очередь.
Министр строительства и ЖКХ области Дмитрий Тепин пояснил нам, что в этой ситуации надо сначала разобраться (как будто он не в курсе дела), и вообще, такие переезды могут проходить только добровольно:
«Если ребенок-сирота, который должен получить жилье по решению суда согласен переехать, то в этом случае ему может быть предложено жилье в другом районе. Но это может произойти только после его письменного согласия. Переселять его туда насильно никто не имеет права».
Знаете, как бывает в жизни, особенно когда выбора у человека нет, — «не хочешь, как хочешь, жди дальше, может дождешься». В Балаково, кстати, в прошлом году, несмотря на радужный отчет минстроя, сироты не получили ни одной квартиры, так что им поневоле можно призадуматься. Как известно, лучше воробей в руках, чем синица в небе. Хвалынск, как никак, родина Вячеслава Володина, там тоже люди живут. А то завтра начнут только Алгай или Перелюб предлагать и что тогда?
Инновация с переселением в районы с более дешевым жильем и менее развитой инфраструктурой, судя по всему, исходит от правительства области, а именно от регионального министерства строительства. Во всяком случае, на наши попытки выяснить в МКУ «Управление опеки и попечительства администрации Балаковского муниципального района» чем они руководствуются, предлагая такой неравноценный обмен, нам рекомендовали все вопросы адресовать в минстрой. А под сообщением районной администрации появилась подпись «Информация министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области».
В минстрой соответствующий запрос мы направили и ждем аргументированный ответ. А пока задали вопросы строителям — неужели в таком городе как Балаково, между прочим, «городе энергетиков, химиков, строителей» нет возможности дать жилье тем, кто имеет на него право?
Алексей Панагушин, директор ЗАО «Саратовгесстрой»:
— Мы участвуем в различных программах, в расселении ветхого и аварийного жилья. Мы работаем по всем программам с администрацией района.
Есть ли у нашей компании свободные квартиры в Балаково, которые могли бы предоставить тем же сиротам? Почему бы нет? Для продажи есть, надо, конечно, смотреть в каком объеме, в каком количестве. Этот вопрос с кондачка вот так не решается, сколько там надо – сто, двести детей сирот вселить, не могу ответить сейчас.
Вот была потребность по ветхому жилью, мы участвовали, порядка 180 квартир в этом году под переселенцев построим и сдадим. Может быть, следующим этапом администрация к нам обратится по детям-сиротам.
Предложений было много разных, по-моему, были в прошлом году и по сиротам от министерства строительства. Мы остановились на теме переселения из аварийного жилья, мы же тоже не резиновые, ведь это довольно приличный объем. Пока не было в этом году предложений по участию в строительстве жилья для детей-сирот, но мы встречаемся постоянно на совещаниях…
— Почему администрация предлагает сиротам жилье в Хвалынске? Такое впечатление, что в Балаково квартир нет?
— Не могу вам ответить, это вопрос к администрации.
Леонид Писной, генеральный директор ЗАО «Саратовоблжилстрой»:
— Мое мнение, если мы хотим решать проблему комплексно, не локально, как сейчас, то должна быть прежде всего программа в развитии муниципальных образований. В рамках такой
программы должно быть налажено взаимодействие: районная администрация — минстрой – строители.
В целом, сегодня 50-70 квартир под сирот в Балаково «Саратовоблжилстрою» отдать не проблема, и, более того, я эту тему поднимал в прошлом году, но мне сказали, что нет необходимости.
По этой категории можно работать двумя путями: первое – строительство домов определенных категорий, эконом-класса и второе — для экономии бюджетных средств использование существующих проектов с их минимальной переработкой. Эти два предложения, которые мы давали в начале прошлого года, оказались не востребованы. Сказали, что потребности нет. Хотя, по моим данным, порядка трехсот детей-сирот в Балаково стоят в очереди на жилье.
В прошлом году, честно говоря, нам было сказано, что сработают без нас, поэтому мы даже не смотрели никакие конкурсы. На участие в них вообще никто не рвется никогда, ну а уж когда открыто говорят, что вы не нужны, то – «баба с возу, кобыле легче».
В прежние года, конечно, мы в Балаково предоставляли жилье. В 2013 году не обращались к нам с предложениями поучаствовать в строительстве для сирот, в 2012, в 2011 такое было, в 2010 году обращались постоянно.
Теория про отсутствие квартир в Балаково не выдерживает критики. В такой ситуации ссылаться на то, что в аукционах на строительство квартир для сирот не участвуют строители минстрою тоже не стоит — в Саратове при еще более высоких ценах на жилье эта проблема решается.
Т. е. получается, что строительные организации свободными метрами располагают, очередь на жилье есть и большая, а квартиры областной минстрой находит почему-то в Хвалынске. По-видимому, в очередной раз чиновники выбрали путь наименьшего сопротивления, не решают проблему комплексно, но при этом выдают на-гора отчеты о достижении запланированных показателей. Для этого ведь не нужно думать, а как там дальше пойдет жизнь у сирот, за это пусть потом голова у минтруда и прочих министерств болит.
По словам Владимира Чернобровкина, председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Саратовской области, такое предложение министерства строительства, по сути, нарушает права сирот:
— Да, я знаю об этой ситуации, и так же, как и вы не понимаю, что происходит. Тут надо исходить из процессуальных норм. За последние двадцать лет мы так и не создали законодательную базу и не определили, что такое социальное жилье, чтобы обеспечить сироту жильем по тому адресу, где он находится сегодня. Но если такого жилья нет, то приходится выбирать из худшего более-менее лучшее. Там, где появилась возможность приобрести жилье, там оно и приобретается. Переселение в отдаленный сельский район – это все в рамках норм тендеров на покупку жилья. Кто предложил у того и покупают. Поэтому наше министерство строительства и ЖКХ пошло даже на применение рулетки — кому что выпадет, туда он и поедет.
Второе — нигде не решена проблема с тем, что дети попадают в Балаковский детский дом из Алгая, Озинок из других районов. Как правило, за ними на этот момент какое-то жилье есть.
Но за те 15-16 лет пока ребенок находится в интернате, это жилье или разворовывается, или приходит в негодность, и на свою историческую родину ребенок уже никогда не приедет жить. Единственное светлое пятно в этой теме, что если в 2008 году мы давали сиротам одну-две квартиры, то сейчас несколько сотен. Но наступает следующий год и новые очередники приходят за жильем. Вот так сегодня построены федеральные нормы.
Как человек я против такого подхода с переселением в другой район. Но как чиновник я не могу на это повлиять, это не моя компетенция. Вам этот вопрос надо ставить перед министерством строительства.
На сегодняшний день, как сообщили нашей редакции в Балаковской администрации, никто из сирот не высказал желания переехать в Хвалынск, несмотря на то, что очередь на получение квартир здесь внушительная. Весьма вероятно, что при таком раскладе балаковские дети-сироты не дождутся положенного им жилья и в этом году.