Установленные лица
«На фото: следователи Горюнов и Фомин
На днях саратовские полицейские возбудили уголовное дело по статье 306 УК РФ (заведомо ложный донос). В ходе проверки было установлено, что преступление, о котором “потерпевший” сообщил в органы, на самом деле никогда не происходило. А заявитель, ранее предупрежденный об ответственности за дачу ложных показаний, просто ввел стражей правопорядка в заблуждение выдуманной им легендой.
Речь идет о некоем 32-летнем мужчине, который недавно заявился в отдел полиции Фрунзенского района города Саратова с историей о краже. Мол, ехал он в маршрутном такси, неизвестный схватил его сумку, лежавшую на сиденье, и выбежал на улицу. “Потерпевший” якобы пытался преследовать грабителя, но задержать его не смог. Как удалось выяснить правоохранителям, задержание злоумышленника не удалось по весьма веской причине — из-за отсутствия самого нарушителя.
Как известно, выдумку невозможно поймать, ее нельзя допросить с пристрастием, упечь в СИЗО, отправить в суд… Зато человека, осуществившего заведомо ложный донос, можно подвергнуть всем этим занятным процедурам. Так что мужчина, который на самом деле всего лишь потерял свою сумку с документами, теперь угодил в сводку происшествий на сайте ГУ МВД по Саратовской области. А в перспективе его может ждать штраф в размере до 120 тысяч рублей, обязательные работы (до 480 часов), исправительные либо принудительные работы (до двух лет) или арест на срок до шести месяцев. В крайнем случае, до двух лет лишения свободы.
Более серьезное наказание задумавшему скрысятничать у государства мужчине могло грозить, если бы он оговорил конкретного человека и искусственно создал доказательства обвинения. Тогда — лишение свободы до шести лет. До этого не дошло. Но часто ли сотрудники полиции своевременно спохватываются, распознают обман и уличают “потерпевших” в заведомо ложном доносе? И что делать, когда сами стражи правопорядка могут быть заинтересованы в том, чтобы привлечь невиновного человека к уголовной ответственности?
Разоблачение
В Октябрьском районном суде Саратова подходит к концу рассмотрение резонансного дела в отношении Марины Шуляк. Напомним, женщину с больным сердцем уже более двух лет преследуют за то, что некие не установленные следствием лица в 2005 году якобы лишили потерпевшего Игоря Богданова шести акций ЗАО “Аркада-С”. Государственное обвинение, в лице заместителя прокурора Октябрьского района Сергея Паршина, закончило предоставление своих весьма спорных доказательств, и к оглашению материалов дела приступила сторона защиты.
Вот тут-то и началось самое что ни на есть разоблачение чьих-то мифов и легенд в ходе судебного заседания. Дело в том, что практически все доказательства обвинения, представленные ранее г-ном Паршиным, могут свидетельствовать лишь о невиновности Марины Шуляк. Ну а материалы, озвученные ее адвокатом Еленой Сергун, еще больше укрепили позицию защиты и могут свидетельствовать о признаках заведомо ложного доноса в заявлении потерпевшего Богданова (не говоря уже об искусственно созданных доказательствах обвинения).
Интересно было бы сравнить этот случай с тем, что был описан в начале публикации. Некий 32-летний мужчина, как и Богданов, пришел в полицию. Проверяя его легенду об украденной сумке, стражи правопорядка, надо думать, опросили свидетелей, которые ехали с “потерпевшим” в одной маршрутке. И те как один сказали, что не было никакого воровства, не было сумки на сиденье, а мужик — просто лжет.
В ходе судебных заседаний по делу Марины Шуляк также озвучивались показания свидетелей. Следователи, которые их опрашивали, не могли не обратить внимания на то, что НИ ОДИН свидетель не сообщил, что обвиняемая могла быть как-то причастна к исчезновению у Богданова имущества. Более того, допрошенные заявляли, что у потерпевшего в 2005 году ничего не пропадало, никакие неизвестные лица не лишали его акций ЗАО, а напротив, он сам решил продать эти бумаги с выгодой для своей фирмы — ООО “Маулид”.
Казалось бы, это повод для следователей призадуматься о том, правду ли говорит потерпевший или же его статус самое время помещать в кавычки. Но нет! Они продолжили видеть в Богданове, который ранее отбывал наказание в местах не столь отдаленных, невинную жертву. Может быть, потому что заявление этим человеком было подано в полицию уже после того, как стражи правопорядка заинтересовались Мариной Шуляк, и после того, как следователи организовали прослушивание телефонных переговоров? В таком случае Богданов мог быть просто орудием в руках банды оборотней в погонах.
Брак следствия
Для чего неким людям могло понадобиться оговаривать невиновную женщину? Об этом подробно рассказала сама Марина Шуляк в ходе недавнего допроса в суде. Она отметила, что высокопоставленные представители ГУ МВД по Саратовской области требовали назвать фамилии руководителей и акционеров Группы компаний “РИМ”, как участников каких-нибудь преступных действий. Несмотря на колоссальное давление, обвиняемая не пошла на поводу у полицейских.
По мере того как адвокат Елена Сергун оглашает в суде доказательства защиты, становится очевидно, что некая заинтересованность у следствия действительно была. Например, сотрудники ГУ МВД региона были неоднократно уличены в сборе информации, не имеющей никакого отношения к расследуемому делу. В различные организации направлялись запросы по объектам недвижимости, никак не связанным с заявлением Богданова. Более того, такие действия производились еще до подачи заявления потерпевшим! Полицейские с какой-то целью собирали данные о помещениях, находящихся на балансе фирм, так или иначе связанных с ГК “РИМ”…
Среди прочего Елена Сергун огласила протоколы осмотра и выемки документов таких компаний. Сотрудники ГУ МВД по Саратовской области делали это, также прикрываясь заявлением Богданова. “Обращаю внимание суда на то, что осмотр и выемка документов проходили в компаниях, не связанных с “Аркадой-С”, Мариной Шуляк и Богдановым. И производилось все это без необходимого в таких случаях разрешения суда”, — подчеркнула Елена Леандровна.
По всей видимости, некоторые представители полиции в Саратовской области настолько уверены в собственной безнаказанности, что производят подозрительные следственные действия в обход служителей Фемиды. Но и на этом они не остановились. Судя по документам, содержащимся в материалах дела, сотрудники ГУ МВД региона собирали данные не только на сторонние компании, но и на частных лиц, не имеющих отношения к расследованию. Им для чего-то понадобились паспортные данные акционеров и работников “РИМа”. Надо полагать, не для того, чтобы взять от их имени кредит в банке?
Схватки следствия
Немало времени ушло у Елены Сергун и на то, чтобы огласить многочисленные ходатайства адвокатов о незаконных действиях и противоправном бездействии сотрудников ГСУ ГУ МВД по Саратовской области, работавших по делу Марины Шуляк. Правда, слово “работа” не очень точно отражает то, чем занимались следователи Виталий Горюнов и Александр Фомин. Помимо сбора информации о не относящихся к делу фирмах и людях, они умудрились незаконно отобрать с Шуляк подписку о неразглашении данных предварительного следствия, чем нарушили права обвиняемой на защиту.
Кроме того, Фомин устроил настоящее представление, когда проинформировал Следственный департамент МВД России о проведенных им по уголовному делу действиях и среди прочего указал: “…согласован с прокуратурой области окончательный проект постановления о привлечении в качестве обвиняемой Шуляк М.А.”. Надо сказать, что подобные согласования противоречат не только здравому смыслу, но и законодательству России. Обо всем этом сторона защиты неустанно сообщала руководству ГУ МВД региона, однако оттуда приходили воодушевляющие ответы. Мол, нарушений в действиях следователей не выявлено, нет оснований для их замены.
Совсем другое мнение по этому поводу сложилось у судей Октябрьского районного суда, куда Елена Сергун была вынуждена обратиться за защитой прав Марины Шуляк. Так, в феврале 2013 года судья Анна Тихонова признала незаконным бездействие следователя Фомина, выразившееся в том, что он длительное время не возобновлял производство по уголовному делу, из-за чего необоснованно увеличивался срок нахождения Марины Шуляк в статусе обвиняемой.
Уже в апреле того же года судья Сергей Сотсков признал незаконными действия следователя Горюнова, который возложил на обвиняемую обязанность не разглашать без соответствующего разрешения ставшие ей известными данные предварительного расследования. Стоит отметить, что соответствующая подписка, отобранная у Марины Шуляк сотрудником полиции и нарушавшая ее право на защиту, действовала в течение шести месяцев.
В июне 2013 года судья Федор Бондарев признал незаконным указания следователя Фомина на то, что тот якобы согласовывал окончательный проект постановления о привлечении Марины Шуляк в качестве обвиняемой с надзорным органом региона. Тогда же Фомин устроил феерическое шоу, пообещав доказать всем, что на самом деле использовал незаконные непроцессуальные контакты в своей деятельности. Прямо в зале суда он заявил, что начнет называть фамилии сотрудников не только прокуратуры Саратовской области, но и Октябрьского района. Мол, пусть они потом сами подтверждают, что согласовывали ему проект. Однако дальше таких угроз следователя в адрес надзорного органа дело не дошло.
Выкидыш следствия
В ходе оглашения доказательств защиты не обошлось и без пятиминутки юмора. Адвокат Елена Сергун зачитала протокол допроса Марины Шуляк от 29 мая 2013 года. Судя по содержанию этого документа, допрошен в результате следственного действия был… сам Александр Фомин! Он сначала попросил обвиняемую придумать самой себе какой-нибудь состав преступления, а после стал отвечать на вопросы адвокатов и в итоге… воспользовался 51 статьей Конституции РФ, отказавшись свидетельствовать против себя. Подробнее об этом показательном случае можно прочесть в публикации “Выкидыш следствия” (“Газета Наша Версия” № 22 (224) от 14 июня 2013 года).
Все участники процесса не смогли удержаться от улыбок, когда сторона защиты зачитывала эти перлы Фомина. Смех смехом, но женщине с больным сердцем приходилось терпеть ТАКОЕ следствие более года. И это уж точно совсем не смешно.
Кстати говоря, прокуратура Октябрьского района в конце 2013 года в пух и прах разнесла обвинительное заключение Фомина по этому делу, сославшись на то, что следователями не был собран материал, который подтверждал бы как факт совершения самого преступления в отношении Богданова, так и причастность к такому преступлению Марины Шуляк. Тогда в ГСУ ГУ МВД по Саратовской области якобы провели дополнительное расследование, в ходе которого фактически ничего сделано не было.
“Это подтверждается словами государственного обвинителя, заместителя прокурора Октябрьского района Сергея Паршина, внесенными в протокол предварительного слушания по данному делу от 6 февраля 2014 года”, — отметила Елена Сергун. Тут же она процитировала зампрокурора: “Указанные в постановлении первого заместителя прокурора Октябрьского района Саратова от 03.10.2013 года о возвращении дела следователю для дополнительного расследования недостатки следователем не устранены”.
Лицо самого Сергея Паршина в этот момент надо было видеть. Оно выражало довольно большой спектр эмоций. Почему же тогда прокуратура все-таки одобрила передачу материалов для рассмотрения в суд, а затем и обжаловала постановление судьи Тихоновой от 10 февраля 2014 о возвращении дела прокурору? Неужели опять те самые пресловутые непроцессуальные контакты Фомина, которыми тот так гордится?
Мы продолжим следить за развитием событий. Следующее заседание по этому делу состоится в Октябрьском районном суде 24 июля в 14.00.
Источник: Общественно-политическое издание “Газета Наша Версия”
N26 (276) 18 июля 2014,
http://nversia.ru/rubric/view/id/7380