08 ноября 2014, 5:51

Капремонт через триста лет

«

 

Капремонт через триста лет

“Сочиняя программы, чиновники переливают из пустого в порожнее”

О романтиках во власти размышляет Максим ХЛЕБНИКОВ

29 лет назад мне было пятнадцать, и я, признаться, смутно помню, что было в мае или октябре 1985 года. Кажется, тогда я был занят формой своего носа и отрабатывал топ-спин в настольном теннисе. А летом мы ездили в Прибалтику по путевкам от подросткового клуба “Орленок”. Привезли оттуда с одноклассником по блоку сигарет “Ронхил”. Он своим предкам сказал, что это мои, просто родители мне курить не разрешают, поэтому мой блок полежит у него. Я своим сказал, что курит он, потому его сигареты полежат у меня.

Я это к чему все говорю. К тому, что ИА “Взгляд-инфо” обнародовало региональную программу капремонта. Объемный такой документ с приложением, в котором говорится, когда и где будет отремонтировано… подождите, приведу точную цитату – “общее имущество в многоквартирных домах на территории Саратовской области”. Так вот задняя цифра там – 2043-й год. То есть наши чиновники спланировали то, что произойдет через 29 лет.

Чиновник, сочиняющий региональную программу сроком более чем на три года, прекрасно отдает себе отчет в том, что отвечать за целевые ориентиры этой программы ему не придется. Настрочить сегодня, что капремонт по конкретному адресу случится через 29 лет, – все равно что назначить встречу кредиторам через триста лет у цирка Братьев Никитиных, в шесть часов вечера. Приходите, ребята, я вам все отдам.

Например, в Аткарском районе в селе Елизаветино по адресу: улица Рабочая, дом 14, в 2032 году утеплят фасад, а в 2042-м произведут капитальный ремонт фундамента. А вот в Красном Куте, и тоже по улице Рабочей, в домах со 102-го по 124-й в 2043 году произведут капремонт элементов благоустройства. Всего в документе более тринадцати тысяч адресов. Точность поразительная, внушающая не столько уважение, сколько ужас. Это кому ж пришлось корпеть над этим?!

Все тут расписано – ремонт инженерной системы электроснабжения, теплоснабжения. Водоснабжение, водоотведение. Лифтовое хозяйство. Лифты, кстати, преимущественно будут чинить и заменять в двадцатые годы. На крыши полезут в конце десятых и начале двадцатых, в подвалы – в тридцатые. Усиление несущих строительных конструкций придется на сороковые.

Для меня в данной ситуации есть несколько очевидных моментов. Например, такой: чиновник, сочиняющий региональную программу сроком более чем на три года, прекрасно отдает себе отчет в том, что отвечать за целевые ориентиры этой программы ему не придется. Потому пишет он, что душе его угодно. Настрочить сегодня, что капремонт по конкретному адресу случится через 29 лет, – все равно что назначить встречу кредиторам через триста лет у цирка Братьев Никитиных, в шесть часов вечера. Приходите, ребята, я вам все отдам.

Другой момент: сочиняя программы на тридцать лет, чиновники переливают из пустого в порожнее. Зарплата им идет из нашего кармана, и по большому счету им по барабану, чем заниматься. Но в данном случае они реально страдают дурью. Я понимаю, что к этому их побуждают наши законы и регламенты. Я понимаю, что законы эти, мягко говоря, не совершенны. Но кто их будет менять? Люди, которые девочек-лесбиянок защищают, ответственность за нарушение правил ГИБДД ужесточают, принимают участие в ток-шоу?

Планировать в нашей стране на долгую перспективу – занятие не то что глупое, бессмысленное. В стране Советов не дураки жили, потому мыслили пятилетними планами. Тут даже не об ишаке и падишахе речь. Есть ведь и реальный опыт долгосрочного планирования. Мы же помним, как к 2000 году каждая советская семья получила квартиру, а к 2010-му страна удвоила ВВП. Не совсем так? Ну и здесь будет “не совсем так”.

Когда покупаешь энергосберегающую лампочку, которая рассчитана на 10 лет работы, тоже не очень веришь. Хотя бы потому, что их только начали выпускать и нет еще лампочки, про которую можно сказать – она светила десять лет. Это предположение производителя. А производитель всегда верит в хорошее. Потому что ему нужно продать. Хотя лет через пять придумают еще более энергосберегающую лампочку, потому ты надеешься на 10 лет, но где-то в глубине понимаешь, что либо она сгорит раньше, либо ты сам ее поменяешь.

Возвращаясь к капремонту многоэтажных домов, скажу, что бывал в Елизаветино. Нет там многоэтажек. Я понимаю, что для кого-то и один этаж – много. Но в жилищном строительстве многоэтажным обычный деревенский домик считаться не может. Да собственно, я не об этом. Что будет с этими домами через 25-30 лет? В труху превратятся или хозяева сами снесут их и построят более современное жилье? У нас целые деревни вымирают за пятилетку. Школу закроют в рамках оптимизации, аптечный пункт перенесут в соседнее село для пущего удобства жителей, магазин прикроют, запретив торговать водкой, и все – кончилась деревенька.

Планировать в нашей стране на долгую перспективу – занятие не то что глупое, бессмысленное. В стране Советов не дураки жили, потому мыслили пятилетними планами. Тут даже не об ишаке и падишахе речь. Есть ведь и реальный опыт долгосрочного планирования. Мы же помним, как к 2000 году каждая советская семья получила квартиру, а к 2010-му страна удвоила ВВП. Не совсем так? Ну и здесь будет “не совсем так”.

29 лет назад у нас и страна была другая. Перестройка только-только начиналась. Горбачев поражал тем, что мог остановить машину, выйти и начать общаться с народом. И если б тогда в Саратовской области приняли региональную программу по капитальному ремонту и записали бы, что в 2014 году в таком-то селе проведут капремонт газового хозяйства, а до кучи выроют новый колодец, народу поверило бы больше, чем теперь.

Вообще планировать капремонт элементов благоустройства через 29 лет – это, мне кажется, такой чиновничий юмор. Если хотите еще посмеяться, зайдите на сайт любого областного министерства и почитайте план мероприятий по реализации антикоррупционной политики. Это то же, что и программа по капремонту. Вот, например, типичный образчик: “Выявление коррупционных правонарушений, с которыми граждане сталкиваются наиболее часто (бытовая коррупция), разработка и принятие мер по устранению условий для совершения таких правонарушений”. Между прочим, занимаются этим “постоянно”…

Официально ситуация в стране стабильная, но планировать даже ближайшее будущее трудно. Потому многие граждане отказываются заводить детей. Неизвестно ведь, что будет с работой, с жильем и какая ситуация будет в городе, насколько обострятся межнациональные противоречия. И сегодня-то страшно, а что будет через шесть пятилеток?

Я, например, не поддаюсь ни на какие уговоры по участию в частных пенсионных фондах. Потому что никто сегодня не скажет, что будет с Россией через 20 лет. Государство неоднократно меняло направления пенсионной реформы, оно юлит, заметая следы, как заяц, убегающий от волка. Через три года у них появится новый план, и я не успею сориентироваться. Потом они же мне скажут: сами виноваты. Надо-то было вот как поступить.

В 1985 году вышел фильм “Гостья из будущего” про Алису Селезневу и миелофон. Когда девушка из будущего возвращается в свое время, ее расспрашивает биоробот-романтик Вертер: куда, мол, сейчас поедете? Она не понимает, почему Вертера это интересует. Влюбленный робот отвечает: ну так, вдруг кто звонить будет. А она смеется – сегодня же воскресенье! То есть в середине 1980-х даже представить не могли, что в двадцать первом веке у каждого человека будет мобильник. А тут – ремонт системы водоотведения в 2040 году. Неужели думают, что за эти годы ничего в системе ЖКХ не изменится?!

…Нет, все-таки в Прибалтику мы ездили не в 1985-м, а в 1986-м году. Тогда еще пакеты с ручками выпустили с логотипом Игр Доброй воли, а мы, оказавшись проездом в Москве, пили настоящую фанту. Я ж говорю – не помню!

Источник: ИА Взгляд-инфо

http://www.vzsar.ru/special/2014/02/20/kapremont-cherez-trista-let.html