12 ноября 2014, 3:40

Светлана Краснощёкова: главная по остаткам

«Номер журнала: №4(174), апрель 2014 г.Рубрика: Человек-проблемаСветлана Краснощёкова: главная по остаткамНекоторые граждане любят называть Саратов «культурной столицей Поволжья» — дескать, у нас и первый публичный музей в провинции, и университетом разжились мы при царе-батюшке, и даже целой консерваторией, не говоря про разных земляков, прославивших наши палестины в искусствах и ремёслах… С другой стороны, данный эпитет применяется к нашему городу по остаточному принципу, ведь просто «столицей Поволжья», как мечтал Дмитрий Аяцков, нам стать так и не удалось. Впрочем, никто уже не удивляется и тому, что ровно по такому же — остаточному — принципу у нас поддерживается сама культура, которая в Саратовской области являет собою бюрократическую отрасль со своими прачечными, показушными капустниками «для галочки» и направлениями-«любимцами» и «поскрёбышами». Прогрессивная общественность удивлялась и даже возмущалась, когда в бытность губернатором Павла Ипатова главным по культуре стал полковник милиции и бывший директор училища МВД Владимир Синюков. Подобное кадровое назначение звучало как издёвка над свободомыслием и намёк на возможность лёгкого и непринуждённого закручивания гаек во всех сферах жизни общества. И когда в кресле министра оказалась директор филармонии Светлана Краснощёкова, облегчённо вздохнули.
Однако было бы большой ошибкой полагать, что г-жа Краснощёкова будет проводить новую, в корне отличную от своего предшественника политику. Ведь кого ни назначь руководить сферой, которой государство уделяет, мягко говоря, не самое большое внимание, расцвета живого творчества масс по разнарядке не произойдёт, а финансирование культурных учреждений не прибавится. Основную часть бюджетного пирога давно распределяют в Москве, оставляя провинции крошки, которые в регионах тоже делятся не без пресловутого индивидуального фактора — пристрастия того или иного «менеджера» к тому или иному искусству, а то и к отдельному объекту или проекту…

Без приЮТА
Когда г-жа Краснощёкова была руководителем филармонии, она успела засветиться в нелицеприятной истории с «оптимизацией» арт-студии «ЮТА».
Итак, в 1992 году в Саратове состоялся первый конкурс эстрадной песни «ЮТА», позже получивший статус всероссийского; через несколько лет появился одноименный эстрадный коллектив, в который к 1998 году были отобраны семь одаренных детей в возрасте от 12 до 17 лет.
Исполнительный директор конкурса Галина Селиванова была принята по совместительству на должность художественного руководителя арт-студии. Помимо конкурса, в сферу её деятельности входили подготовка концертных программ, репетиции, подбор репертуара, студийные записи и поиск дополнительных спонсорских средств. С каждым артистом-вокалистом был подписан трудовой договор, где были установлены его должностные обязанности, но графа о заработной плате оставалась пустой. Изначально руководство филармонии обещало согласовать штатное расписание с министерством культуры области и решить проблему с зарплатой. Но на протяжении трёх лет артисты от имени филармонии участвовали в различных мероприятиях без штатного расписания. Благо, студии помогали разные спонсоры.
В 2001 году директор филармонии Михаил Брызгалов наконец получил штатное расписание из правительства и обещал закрыть вопрос с зарплатой, что называется, «как только, так сразу». Когда сотрудники студии попросили деньги на подготовку концерта, г-н Брызгалов пояснил, что на счету коллектива не только нет денег, но и имеется долг перед филармонией. А его зам по связям с общественностью — Светлана Краснощёкова — добавила: «Ваших денег больше нет, все остатки денежных средств мы уже списали, а все ваши документы, приказы и договоры уничтожили». В итоге у артистов отобрали помещение и в буквальном смысле выкинули на произвол судьбы без положенных выплат и надежд на дальнейшую работу в рамках арт-студии…
Устав от обещаний и обмана со стороны г-жи Краснощёковой, Галина Селиванова обратилась в правоохранительные органы, а позже и в суд.
Как рассказывает юрист Михаил Шаповалов, в ходе судебного разбирательства нынешний министр культуры стала утверждать, что никогда не слышала о существовании коллектива «ЮТА», хотя на протяжении многих лет занималась расклейкой его афиш. При этом г-жа Краснощекова уверяла, что г-жа Селиванова состояла в филармонии лишь на должности администратора, а в ее обязанности входили организация и проведение музыкального конкурса «ЮТА». Но, предоставляя соответствующие лицевые карточки по начислению заработной платы по должности «администратор» в прокуратуру и суд, она слукавила. По мнению Михаила Шаповалова, в филармонии имела место банальная фальсификация документов: в 2008 году в ходе проверки учреждения региональным минкультом было установлено наличие вторых лицевых карточек на имя Галины Селивановой за 1999—2001 годы, где в графе «должность» значилось: «импресарио»; тремя годами позже на запрос министерства культуры был предоставлен третий вариант лицевых карточек.
В рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности филармонии, начатой в 2004 году ОБЭП, были установлены факты невыплаты зарплаты работникам студии «ЮТА». К тому же, из акта документальной ревизии от 17 августа 2004 года следовало, что на расчетный счет филармонии от спонсоров в 1999-2001 годах для артистов «ЮТЫ» поступило почти 500 тысяч рублей.
6 сентября 2004 года прокуратурой Волжского района было возбуждено уголовное дело №10162 в отношении тогдашнего министра культуры Михаила Брызгалова. Материал милицейской проверки был направлен в прокуратуру для приобщения к уже возбужденному делу, но через три недели заместитель районного прокурора Павел Кананичев отменил постановление о возбуждении дела и направил материал следователю на «дополнительную проверку». Позднее материал из прокуратуры был направлен в Волжский РОВД, где благополучно пропал.
После многочисленных обращений и жалоб Галины Селивановой в разные инстанции утерянное уголовное дело было восстановлено… в 2011 году. Но вскоре полиция вновь пошла «в отказ». Хотя на тот момент Михаил Брызгалов давно уже не был в правительстве области (с 2008 года и по сей день он трудится гендиректором Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки), а Светлана Краснощёкова ещё не руководила областным минкультом, бездействие МВД было нарочито показным. «Не был опрошен ни один фигурант дела «ЮТЫ», не было выполнено указание первого заместителя прокурора Саратовской области Григорьева, который еще в ноябре 2005 года, отменяя очередное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, отметил, что проверка целевого расходования денежных средств, поступивших на развитие артистической студии, не была проведена»,— рассказывает Шаповалов в статье, опубликованной в «Газете недели в Саратове».
Впоследствии прокуратура неоднократно отменяла отказ в возбуждении уголовного дела, и материал вновь отправлялся в полицию, которая в свою очередь вновь отказывала… В общем, бесконечный межведомственный футбол без особых последствий.

РазБРАССывание
Нарушения законодательства в саратовской филармонии имели место быть не только в случае с арт-студией «ЮТА». В ходе проверки Счётной палатой использования средств областного бюджета, с января по апрель 2008 года, руководством филармонии была искусственно создана экономия фонда оплаты труда, а «вырученные» за счёт рядовых сотрудников средства направлялись на премии и надбавки административно-управленческому персоналу.
Также, по словам г-на Шаповалова, в ходе проверки было выявлено «неэффективное» расходование средств гранта губернатора области, выделенных филармонии в 2007 году. «Материальные ценности, которые должны были приобретаться за счет средств грантов и использоваться в целевых мероприятиях, фактически поступили в филармонию уже после проведения вышеуказанных мероприятий, а по некоторым фактам и вовсе отсутствовали на момент проверки. Половина же выделенных средств была вновь отправлена на выплату вознаграждений и премий. В то же время, несмотря на выявленные Счетной палатой факты вопиющих нарушений, как и в случае с «ЮТОЙ», по ним не было возбуждено ни одного уголовного дела, а 9 апреля 2012 года Светлана Краснощекова была назначена министром культуры Саратовской области»,— свидетельствует Михаил Шаповалов.
Помимо арт-студии «ЮТА», «оптимизации» подвергся и существующий с 1990 года квинтет духовых инструментов «Саратов-Брасс».
«За 10 лет мы объехали все районы области, нас ждали везде, пока не наступили времена Краснощековой. И вот сидим мы без работы месяц, второй, третий, и нам начинают задавать вопросы: а почему вы не работаете? Администрация филармонии говорит: «А вы нам больше не нужны, потому что вы не пользуетесь спросом»,— рассказывал в 2010 году руководитель квинтета, а на тот момент — главный дирижер Липецкого симфонического оркестра Константин Барков.
Как выяснили музыканты, в филармонию постоянно звонили люди с просьбами пригласить «Саратов-Брасс» на то или иное мероприятие, но им отвечали, что коллектив находится в творческом кризисе. В итоге, как и у студии «ЮТА», у ансамбля отобрали помещение, а музыкантам заявили, что они чуть ли не сами должны искать себе концерты. В 2005 году «Саратов-Брасс» в полном составе подал заявления об увольнении.

Fire! Fire!!!
На одном из заседаний в Общественной палате региона Светлана Владимировна как-то признала, что за ней закрепилось «почётное» звание «погорелого министра». И действительно, огненная стихия не на шутку треплет вотчину г-жи Краснощёковой. Сначала пожар в филармонии, где наша героиня была директором. В октябре 2012 года, когда г-жа Краснощёкова стала министром, в Саратове сгорело старое здание ТЮЗа. Кроме этого в разное время огонь уничтожил Центр детского творчества в Энгельсе и Дом культуры в Дергачах…
Своеобразный старт «пожарной традиции» был дан 22 ноября 2006 года. Тогда из-за грубых нарушений правил пожарной безопасности (взрыва осветительного прибора) в здании филармонии полыхнуло.
В итоге выгорели крыша, часть сцены и часть зрительного зала, полностью сгорели два концертных рояля, несколько оркестровых инструментов, а также вся световая аппаратура.
«Известно, что одежда сцены, в том числе и задник, должна быть пропитана жидким стеклом, исключающим возгорание. И что каждый мощный осветительный прибор защищен специальной решеткой, не позволяющей осыпание раскаленных осколков в случае взрыва. Удивляет и 15-минутный интервал между моментом воспламенения и началом пожаротушения: пожарное управление от окна филармонии находится на расстоянии вытянутой руки»,— писала сразу после того пожара газета «Саратовский расклад» и сообщала важные факты. Например, при «непрекращающемся «точечном» ремонте здания филармонии» ремонт капитальный за полвека ни разу не проводили. Протекала крыша, а за несколько лет до пожара, когда шли работы по укреплению фундамента, «кабель находился под напряжением и никто не брал на себя ответственность за возможный несчастный случай».
По штатному расписанию в филармонии работали несколько инженеров по обслуживанию здания. Кто-то из них, как отмечал «Саратовский расклад», согласно правилам внутреннего распорядка и противопожарной безопасности, обязан был нести дежурство в вечерние часы. И эти специалисты знают, где находятся кран, пожарный рукав и кнопка для приведения в действие водяного занавеса над сценой… После проведённой прокуратурой проверки и возбуждения уголовного дела по статье «Халатность» за сгоревший храм искусства был наказан как раз инженер, ответственный за противопожарную безопасность. При материальном ущербе в 1 миллион 265 тысяч 838 рублей ему присудили штраф в размере 10 тысяч. Директор же филармонии Светлана Краснощекова, в свое время принимавшая этого инженера на работу, наказания избежала. Поговаривали, что у г-жи Краснощёковой в то время был высокопоставленный защитник в лице министра культуры области Михаила Брызгалова: до назначения в правительство в 2003 году он, напомним, был директором филармонии, а г-жа Краснощёкова — его замом по связям с общественностью.
План реконструкции филармонии стоимостью в 400 миллионов рублей был утверждён лишь в 2008 году, однако первые деньги на восстановление концертного зала появились только в конце 2010-го. Областное министерство культуры тогда сообщало, что в мае 2010 года правительство приняло решение о выделении 20 миллионов, но по факту учреждение получило лишь 11. Победителем открытого аукциона на право проведения реконструкции стало ООО НППФ «Строй-Реставрация». Ранее в бюджет 2009 года закладывались 40 миллионов, но из-за кризиса статья расходов была полностью снята.
Последний проект реконструкции концертного зала стоимостью 342 миллиона был разработан в 2011-м. Однако в следующем году, когда г-жа Краснощёкова стала министром культуры, работы в сгоревшем помещении фактически не велись. Худрук Анатолий Катц назвал тогда этот факт «провалом года». Как отмечает «Коммерсантъ», дело в том, что контракт с ООО НППФ «Строй-Реставрация» закончился в декабре 2011 года. Деньги на строительные работы из федерального бюджета в размере 300 миллионов рублей пришли в регион только в декабре 2012 года, правительство не успело провести аукцион и освоить их, поэтому средства пришлось вернуть в казну. В начале 2013 года они снова поступили в бюджет Саратовской области. Дополнительно к федеральным средствам областной бюджет выделил ещё 93 миллиона в 2013 году.

Больше подрядчиков — дольше сроки
Казалось бы, в условиях недофинансирования культуры ремонт должен был проходить скромно и, как минимум, без участия дополнительных подрядчиков. Однако в реальности произошло иначе — выделялись новые миллионы из региональной казны, на которые, как мухи на мёд, слетались новые игроки.
Так, в октябре прошлого года выяснилось, что на ремонт необходимо дополнительно выделить 28,6 миллиона (в январе этого года облдума «в рамках погашения кредиторской задолженности за реконструкцию» выделила из региональной казны 14,8 миллиона, а через месяц — ещё 35,7). Во время одного из обсуждений дополнительного финансирования ремонта в парламенте облдеп Зинаида Самсонова поинтересовалась, не слишком ли много за последние годы потрачено на реконструкцию. «Я знаю, что такое строительство. Все расходы известны уже на начальной стадии проекта»,— заверила депутат. На это представитель областного комитета по капстроительству недвусмысленно заявил, что, дескать, при реконструкции вскрылись недоработки, которые невозможно было определить в результате обследования объекта. Кроме этого начались разговоры о необходимости «привлечения дополнительных подрядных организаций с целью активизации работ по всем направлениям». В итоге, вместо одного подрядчика — ООО НППФ «Строй-Реставрация» — на объекте в качестве субподрядчиков появились ещё семь компаний. Среди них скандально известное ООО «Саратовгесстрой», традиционно упоминаемое в связи с экс-губернатором Павлом Ипатовым, а также замешанное в новых скандалах с криминальным душком.
Так отодвигались и сроки завершения ремонта. Изначально г-жа Краснощёкова клялась-божилась, что работы закончат к 15 декабря 2013 года, однако слова о скором открытии уже в начале 2014 года были несколько далеки от реальности. Во время посещения 6 февраля здания филармонии губернатором Валерием Радаевым Светлана Краснощёкова говорила уже о начале марта и даже поведала про запланированный международный конкурс в стенах свежеотремонтированного здания. Но глава региона, недовольный темпами реконструкции, обрушился на министра: «Я всё понимаю. Но это вы рассказываете, как запустить космический корабль, после того как Циолковский запустил его! Не надо это рассказывать, понимаете? Все должно быть в сроки. Месяц, два… ребята, вы уже все критерии переборщили. Напишите график по каждому дню. Убедите, что надо два месяца, послушаем вас. Не убедите…— ничего личного. Если к вам не наведываться и не пинать, вы еще год будете строить».
Теперь чиновники говорят о новых сроках ввода в строй здания филармонии. Новый директор учреждения Елена Ченченко надеется, что реконструкция закончится к концу марта.

О деньгах и детях
История со сгоревшим зданием ТЮЗа тоже полна странностей. Возгорание произошло 2 октября 2012 года около 18 часов в чердачном помещении над сценой. Густой дым заметили зрители благотворительного спектакля «Мальчики». Как отмечал портал sarbc.ru, дети-инвалиды, их сопровождающие и сотрудники театра (всего более 450 человек) сумели оперативно покинуть здание.
11 октября по результатам проверки было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей об уничтожении или повреждении имущества по неосторожности. Однако до сих пор никто так и не понёс наказания (если не считать отстранённого, а затем и уволенного с должности директора ТЮЗа Валерия Райкова, который впоследствии пошёл на повышение, став руководителем московского театра «Современник»).
Сразу после трагедии по городу пошли слухи, что театр могли спалить заинтересованные в этом граждане. Например, те, кто видел на Вольской, 83 свой бизнес-проект… К тому же, новое здание театра за три десятилетия наконец-то уже построили, так что артисты не останутся без крыши над головой и сцены, а детишки — без спектаклей. В первые дни после ЧП не исключал вероятность поджога и вице-губернатор Денис Фадеев. Между тем уже 3 октября министр культуры назвала необходимую для ремонта денежную сумму — 350 миллионов. «Еще дымятся руины театра, еще работают эксперты, а министр уже знает, на сколько миллионов сгорело»,— иронизировал тогда главный редактор «Газеты недели в Саратове» Дмитрий Козенко.
Кстати, о деньгах. В декабре прошлого года между Валерием Радаевым и министром культуры РФ Владимиром Мединским было подписано соглашение о выделении из федерального бюджета 300 миллионов рублей (областные власти планируют перепрофилировать здание под детскую филармонию). Как заявила 10 февраля на заседании в областном правительстве Светлана Краснощёкова, 11 марта комитет капстроительства объявил аукцион на проведение строительно-монтажных работ. Начальная стоимость реконструкции составляет 306,3 миллиона рублей. Однако, как выяснил «ОМ», по предписанию УФАС аукцион по выбору подрядчика для перепрофилирования сгоревшего здания старого ТЮЗа был отменен.
Предмет контракта звучал как «Приспособление здания Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева по адресу: ул. Вольская, 83 для нужд детского театрально-концертного учреждения, г. Саратов». Начальная стоимость работ должна составить более 306 миллионов рублей, срок их окончания — 31 декабря 2014 года. Причина отмены аукциона — в сметах указаны товары, технологически и функционально не связанные с работами, являющимися предметом аукциона.
С новым (точнее, планируемым) «предназначением» старого здания ТЮЗа категорически не согласен художественный руководитель саратовского театра «Балаганчикъ» Игорь Гладырев. На сайте ИА «Взгляд-инфо» недавно даже было опубликовано его весьма эмоциональное обращение к Светлане Краснощёковой, в котором, в частности, говорится:
«Как обычно и бывает, когда хотят сделать какую-нибудь гадость, всегда прикрываются мнением общества. Вместо театра с историей, которой позавидует каждый, опять бредовая идея — некое «детское театрально-концертное учреждение», некая творческая коммуналка. Согнать под одну крышу кучу разных творческих детских коллективов. Зачем нужно создавать еще один «Дворец пионэров»? Думаете, дети вам «спасибо» за это скажут? Краснощекова говорит о бесхозности детского хора Лицовой, детской духовой школы, детского эстрадного коллектива «Апельсин»… и т.д. Да кто же вам мешает обиходить их, никого не уничтожая при этом? Да просто дети, как ни цинично это звучит, являются для госпожи министра прикрытием своих интересов и амбиций».
Беспокойство г-на Гладырева можно понять. Его родной театр за свою историю успел прилично покочевать по разным подвалам и чердакам. Властям было просто не до какого-то коллектива, отданного на откуп рыночной стихии с её оптимизациями и сокращениями всего, что не приносит чистую прибыль.

Разговоры про духовность
В различных отчётах и выступлениях г-жа Краснощёкова любит говорить, как расцветают искусства и ремёсла под её мудрым руководством и неусыпным контролем. Говорят, что когда в том или ином СМИ появляется критическая публикация, министр культуры самостоятельно звонит автору очередного «гнусного разоблачения» и рассказывает, что не всё так плохо и мрачно: в Театре оперы и балета, к примеру, поставили «Князя Игоря», или ТЮЗ, вопреки всем невзгодам, готовится к своему 100-летнему юбилею… Ходят слухи, что в личных звонках критически настроенным журналистам Светлана Владимировна их даже благодарит за такое внимание к деятельности минкульта, советует более подробно узнать о положительных сторонах деятельности подведомственной конторы и предлагает билеты на те или иные премьеры.
«Удел Светланы Краснощёковой — разговоры про духовность и прочий «культур-мультур». В общем-то, так оно и происходит. Достаточно зайти на интернет-сайт областного министерства культуры и прочитать бодрые реляции о свершениях вверенного под её управление ведомства, чтобы быстро вникнуть в суть энергичной симуляции бурной деятельности, каковой уже не первый год и занимается минкульт.
Мы увидим новостные сообщения о гастролях наших театров и музыкальных коллективов в других регионах и, наоборот, информацию об очередном фестивале или конкурсе, проходящем у нас. Вот только всё это в основной своей массе организовывают, как правило, не чиновники министерства, а подведомственные минкульту учреждения культуры.
Естественно, что в голову закрадывается всё та же крамольная мысль: а вот, по-хорошему, не стоило ли губернатору Радаеву радикальным образом преобразовать этот «рабкрин»? Например, существенно сократить численность чиновников министерства культуры, а само министерство низвести до уровня, скажем, комитета?» — рассуждает журналист Игорь Осовин.
С Игорем Алексеевичем трудно не согласиться — реальные успехи саратовской культуры зачастую случаются не благодаря, а вопреки «менеджерам» от отрасли, которые, нередко отстраняясь от проблем культработников, зачисляют их достижения в общеминистерскую копилку.
Тут можно вспомнить события мая-июня прошлого года в Саратовском академическом театре оперы и балета. Тогда сотрудники учреждения выразили обеспокоенность периодичностью выплат федерального гранта в поддержку творческих работников, который правительство России выделило на 2012-2014 годы. Они даже написали письмо президенту Владимиру Путину с просьбой прислать в театр комиссию для проверки бухгалтерских дел. Творческие работники театра на условиях анонимности сообщали, что «проблема заключается в распределении средств гранта, полученного из федерального бюджета». Речь идет об исполнении постановления правительства РФ №148 от 22 февраля 2012 года. Документ предусматривает дополнительную господдержку, предоставляемую в 2012-2014 годах ведущим академическим театрам, а также хоровым, симфоническим и камерным музыкальным коллективам.
«Выплаты по гранту коллективу Саратовского академического театра оперы и балета за 2012 год состоялись лишь в ноябре-декабре 2012 года. В 2013 году выплаты по гранту были задержаны до мая. Создается впечатление, что федеральные средства «прокручиваются» какими-то региональными структурами. Помимо этого прослеживается тенденция к развороту финансового потока в один карман. Дирекция и профком театра самоустранились от проблем распределения гранта. Просим вас направить в театр федеральную комиссию, чтобы прекратить финансовый «беспредел»,— гласит обращение, датированное 23 мая 2013 года.
В театре было вывешено само обращение и комментарий к нему за подписью директора театра Рената Мухамедьярова и худрука Юрия Кочнева. «Уважаемые коллеги! … Мы уверены, что сочинение таких материалов может существенно повредить имиджу театра и осложнить пролонгацию гранта на следующий срок»,— говорится в ответе администрации. «Действия руководства театра просто поражают и удивляют коллектив театра»,— цитировал слова активистов «Коммерсантъ».
По данным источника, выплаты в прошлом году действительно оказались почти в два раза меньше ожидаемых сумм, а перебои с платежами сотрудникам никак не объясняли. Возмущенные артисты не согласны с новым положением о распределении грантов, принятым в прошлом году и отличным от предыдущего. Говорят, что их «запугали», беспокоятся за будущие выплаты и хотят привлечь к проблеме внимание федеральных структур.
Какова же была реакция г-жи Краснощёковой? Вместо того, чтобы вмешаться в ситуацию и защитить коллектив, она опровергла сведения о конфликте и задолженности по гранту: «Я не знаю ни про какие письма, первый раз слышу про объявления в театре. Ежегодно грант приходит не в январе-феврале, а к апрелю и выплачивается по итогам работы в первом квартале года. В мае все было выплачено за пять месяцев. Теперь его будут платить в июне, июле и в следующие месяцы… Ко мне ни разу не поступало таких сообщений. Нужно понимать, что гранты выдают по итогам работы, это не благотворительная помощь, каждый раз сумма может меняться».

Страдайте дальше, но без нас
Не менее холодным было отношение министерства культуры и его руководителя к международному телекинофестивалю документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Хотя в прошлом году данный кинофорум был юбилейным (проходил в десятый раз), правительство области в лице минкульта решило вдвое «оптимизировать» и без того мизерные расходы фестиваля, каждый сентябрь превращающего наш город в действительно культурный центр. Причиной, как водится, стала «непростая экономическая ситуация» — на пресс-конференции, посвящённой фестивалю, г-жа Краснощёкова посетовала, что в областной казне нет денег…
Как пояснила директор фестиваля Татьяна Зорина, «исходя из опыта прошлых лет у нас уже сложилась минимальная сумма, необходимая для проведения «Саратовских страданий»,— это 1,5 миллиона рублей. Эти деньги нужны, чтобы у нас было нормальное жюри, чтобы приехали участники, и мы смогли обеспечить их проживание. Также мы компенсируем часть затрат на билеты. Это обычная практика. В этом году нам выделили 800 тысяч рублей. На такие деньги можно провести только областной фестиваль, но никак не международный».
Из-за этого главное культурное событие осени-2013 было под вопросом: высказывались предложения даже провести «страдания» в онлайн-формате. Но оргкомитет не отчаивался и нашёл-таки спонсора, которым оказался оппозиционный олигарх Аркадий Евстафьев. И без того почти безразличные к фестивалю областные власти восприняли это весьма специфически: помимо урезания финансирования, было решено не посылать в фестивальный буклет приветственную речь губернатора (в прошлые годы она всегда публиковалась на первой странице брошюры рядом с напутствием Олега Табакова).
Но и это ещё не всё! За три дня до начала фестиваля ведомство Светланы Краснощёковой сообщило, что параллельно официальной церемонии открытия «Саратовских страданий» в театре оперы и балета состоится акция «Ночь в опере».
Не подумайте, что мы против других культурных мероприятий. Напротив — «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Но театральная акция выглядела как попытка «перетянуть одеяло». Мы побывали на акции «Ночь в опере» и поначалу очень обрадовались неожиданно большому количеству молодых участников, но когда пообщались с ними, выяснилось, что это вовсе не ценители «Брандт Брасс Ансамбля», «Лебединого озера» и фанаты маэстро Курентзиса, а… традиционная студенческая массовка, согнанная на мероприятие «для галочки». Студиозусы из медуниверситета и других вузов (причём учащихся из Консерватории мы не обнаружили, что показательно) переступали на площадке перед оперным театром с ноги на ногу, явно не пребывая в состоянии «праздника ожидания праздника». Когда молодёжь стали «загонять», её нестройные ряды начали пополняться редкими театралами. Но каково было удивление последних, когда реальных любителей оперного и балетного искусства, пришедших сюда по велению души, а не по разнарядке, просто не пустили в здание, объяснив, что для них нет места.
Церемонию закрытия юбилейных «страданий» г-жа Краснощёкова проигнорировала, хотя в предыдущие годы министры культуры обычно присутствовали.
В ноябре появилась информация, что в бюджете министерства культуры области на 2014 год кинофестиваль «Саратовские страдания» не значится вовсе. Как пояснил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в Саратове» режиссёр Григорий Гришин, в ходе встречи директора фестиваля Татьяны Зориной со Светланой Краснощёковой стороны пришли к «позитивному решению», и в этом году фестиваль все равно состоится, но, скорее всего, за счет спонсорской помощи.
Забавно, но на фоне секвестирования «страдальцев» в минкульте нашлись средства на недельную командировку г-жи Краснощёковой в бананово-лимонный Сингапур. Там, как писали СМИ, главная по культуре в Саратовской губернии приняла участие в международной конференции библиотекарей. При этом ранее минкульт отказал в выделении средств на поездку на международный фестиваль «Россия — Европа молодая» юным музыкантам двух детских школ искусств.

Говорящие цифры
Что касается библиотечного дела в регионе, за время министерствования г-жи Краснощёковой в регионе сократилось число читален, как, впрочем, и других подведомственных учреждений. Для подтверждения наших слов воспользуемся данными, опубликованными на сайте областного минкульта. В частности,— документом «Основные показатели работы отрасли культуры за 2013 год в сравнении с 2012 годом».
Итак, если в 2012 году в области действовало 995 библиотек (в т.ч. сельских — 812), то в 2013 их количество сократилось до 968 (787). При этом волшебным образом число посетителей читален за год выросло с 1 млн 77,6 тыс. человек в 2012 году до 1 млн 82,8 тыс. в 2013-м. За этот период снизился и основной книжный фонд — с 15 млн 264,31 тыс. книг до 14 млн 913,99 тыс. Сократились и новые поступления — с 333,72 тыс. в 2012-м до 301,14 в 2013-м.
Завидными кажутся показатели театральной жизни региона. Если в 2012 году на сценах 11 театров было представлено 62 новых постановки, то в 2013-м этот показатель вырос на пять пунктов (впрочем, вряд ли данный рост напрямую зависит от стараний чиновников минкульта). Зато общее количество спектаклей и концертов, состоявшихся на подведомственных г-же Краснощёковой площадках, снизилось с 3 060 до 3 016. Так же, как и количество зрителей — с 657,9 тыс. человек до 645,6. Такая же ситуация и с посещениями региональных музеев: в 2012 году их посетили 723,3 тыс. человек, а в 2013-м — 716,8 тыс.
В отчёте областного минкульта говорится и про число киноустановок. В 2012 году в регионе их насчитывалось 377 штук, а уже через год стало всего 296. Сократилось и число сеансов — с 41 160 до 31 173. Стало меньше кинопоказов — не прибавилось и зрителей: если в 2012 году кинотеатры посетили 404,7 тыс. человек, то в 2013-м — 293,2 тыс.
Такая же неутешительная картина наблюдается и с клубами. В 2012 году их по области было 1 130, а уже в 2013-м — 1 089. При том, что число народных коллективов в губернии за год увеличилось с 395 до 414, количество культмассовых мероприятий, напротив, сократилось с 257 132 до 243 359. Убавилось и мероприятий, устраиваемых концертными организациями,— с 1 179 в 2012 году до 1 068 в 2013-м. Зрителей тоже не стало больше. Если в 2012 году их насчитали 183 тысячи человек, то уже через год этот, как любят говорить чиновники, показатель снизился до 166,3 тыс.
Отдельно стоит отметить тотальную, не побоимся этого слова, оптимизацию образовательных учреждений в сфере культуры за то время, пока Светлана Краснощёкова обладает министерским портфелем. Итак, в 2012 году в Саратовской области насчитывалось 106 детских школ искусств, в которых учились 28 460 человек. Уже в следующем году таких учреждений стало на восемь меньше. При этом в 98 школах искусств в 2013 году проходили обучение больше детей, чем годом ранее, а именно — 28 734.
По поводу средних специальных учебных заведений. Для начала напомним, что 25 сентября прошлого года г-жа Краснощёкова объявила сотрудникам областного колледжа культуры им. Е.Н. Курганова о реорганизации учебного заведения «путём объединения с областным колледжем искусств».
«Объединение двух учебных заведений с разной спецификой не даст нужного результата, поскольку их слияние повлечет за собой вытеснение специальностей, необходимых для подготовки работников культуры в сельской местности. Наши выпускники становятся руководителями самодеятельных коллективов, возглавляют клубные учреждения области, тогда как колледж искусств специализируется на подготовке исполнителей»,— жаловались сотрудники колледжа губернатору.
Но услышаны не были.
В официальной статистике минкульта отмечается, что если в 2012 году средних специальных учебных заведений, проходящих по ведомству, насчитывалось 7 штук, то через год их стало только два. При этом, как и в школах искусств, количество обучающихся за год увеличилось с 1 426 до 1 451 человек. Это значит, что при имеющейся потребности в культработниках власть целенаправленно «оптимизирует» данную сферу, не приносящую прямых дивидендов, за ненадобностью. Конечно, на официальном чиновничьем языке это звучит куда более политкорректно и запутанно. «Ничего страшного нет. Те отделения, на которых малое количество студентов, вольются в колледж искусств, и будут полноценные нормальные отделения. Ребята смогут соответствовать тем стандартам, которые сейчас есть в среднем специальном образовании. Педагогов никто увольнять не собирается. Это не ликвидация, не закрытие училища. Это реорганизация путем присоединения. Естественно, пострадает, наверное, административно-управленческий персонал (бухгалтерия, отдел кадров), а все остальное остается так, как было»,— заявляла г-жа Краснощёкова по поводу объединений училищ.
Очевидно, в словах проскользнуло лукавство. Ведь в свете филармонических проверок шестилетней давности героиня нашего материала, судя по данным инспекций, имела некое отношение к перераспределению фонда оплаты труда в пользу административно-управленческого персонала.
Впрочем, официальные цифры самого минкульта говорят о не особо благостной ситуации в ведомстве нашей героини, покорно проводящей в жизнь федеральный тренд — указ №597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором предлагается «повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций».
На фоне регулярных закрытий и оптимизаций бюджетных учреждений зарплаты работников отрасли в области составляют в среднем 11 тысяч рублей. В таком незавидном положении подопечные г-жи Краснощёковой встретили 2014 год, помпезно объявленный где-то там наверху «Годом культуры».

Автор: Антон МорванИсточник: Общественно-политический журнал Общественное мнение, №4(174), апрель 2014 г. http://www.om-saratov.ru/publikacii/14-April-2014-i10414-svetlana-krasnoshchyokova-gla