23 ноября 2014, 2:27

Сердобинцев не хочет ждать

«ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 2 (278) от 21.01.2014 Саратовский пенсионер, ветеран труда по доброй воле помогает четверым бывшим воспитанникам интернатов в решении жилищного вопросаИрина Курьянова

Все они имеют статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 73-летний пенсионер обращается в различные инстанции. В сентябре минувшего года написал письмо президенту Путину. Обвиняет местные власти в равнодушии.

Временная крыша

В маленькой однокомнатной квартирке на улице Буровой скромная обстановка. Здесь нашли пристанище 22-летние Сергей Макаров и Петр Ермаков. Частенько тут ночуют братья Плющевы: Андрей 23 лет и 20-летний Артем.

Вячеслав Владимирович рассказывает, что больше десяти лет назад подросток помог ему починить колесо. Тогда Сердобинцев работал водителем-дальнобойщиком. В благодарность подвез пацана до дома. Домом оказался интернат. У Сердобинцева и его жены не было детей. Зато была нерастраченная доброта и желание о ком-то заботиться. Парнишку пригласили в гости. Он стал часто бывать в доме. Интернатским детям хочется хотя бы на время ощутить себя членом нормальной семьи, поесть домашней еды. Да и просто погреться у семейного очага. Со временем Сереже Макарову разрешили приводить с собой друга Петю Ермакова. После смерти жены дружба Вячеслава Сердобинцева и ребят не прервалась. Потом к Сердобинцеву стали приходить и братья Плющевы.

За годы он прикипел к ним душой. Ребята находят поддержку взрослого человека, возможно, наивно верят, что он может решить их (или за них?) проблемы.

В 2012 году после окончания техникума строительных технологий и сферы обслуживания Сергей Макаров и Петр Ермаков были вынуждены освободить места в общежитии. «Им пришлось вести скитальческий образ жизни, в настоящий момент они вынуждены проживать у меня». Это цитата из письма Сердобинцева к Путину.

Он старается помогать парням «всеми силами, несмотря на преклонный возраст». Сердобинцев отказывается понять, почему дети-сироты никак не могут обрести жилье, которое им положено по закону. Неважно, что существует очередь, есть ограниченность выделяемых бюджетом средств на жилье для детей-сирот. Пенсионер уверен, что деньги должны быть. Стучится в разные двери. Надеется. Кроме президента, он обращался к уполномоченному по правам человека, в приемную «Единой России», в СМИ. Старается сдвинуть дело с мертвой точки.

Артем и Андрей

Сердобинцев не хочет ждатьАртем Плющев

Родители братьев Плющевых были лишены родительских прав в 2001 году. И ребята оказались в интернате. До этого они жили в Саратове, по адресу 5-й Динамовский проезд, дом 13, кв. 30. В обращении Путину Вячеслав Сердобинцев пишет, что жилье это за Андреем и Артемом не закрепили. И в 2005 году мать продала квартиру в Саратове. Каким-то образом это было сделано без согласия органов опеки Заводского района. Директор школы-интерната № 1, где учились братья, обращался в прокуратуру. Надзорный орган отказал в возбуждении уголовного дела.

Когда Плющевы получали паспорта, у них оказалась прописка в Калининском районе. Поселок Васильевка, ул. Озерная, дом 6. Вместе с братьями Сердобинцев ездил в Васильевку. По его словам, в доме отрезаны водопроводные трубы, не подведен свет. Нет пола и потолка, осыпалась штукатурка. Участок зарос сорной травой. Летом там живет мать-пьяница, на зиму она куда-то исчезает. Дом-развалюха стоит брошенный. Любой может войти: на дверях нет замков, да и брать там нечего.

Пенсионер обращался в органы опеки и попечительства Калининского района, к главе администрации Озерского сельского поселения с просьбой признать жилье непригодным для проживания. Из письма Путину следует, что братья Плющевы, «пытаясь справиться с проблемой своими силами, натыкаются на полное хладнокровие, непонимание и пассивность администрации Озерского муниципального образования».

Сердобинцев недоумевает: «Почему токарь, который испортил деталь, оплачивает брак из своей зарплаты?» Он полагает, что администрация Заводского района Саратова должна понести ответственность за брак, допущенный службой опеки в 2005 году, и предоставить Плющевым жилье.

Путь трудный, но возможный

По словам заведующей отделом социальной (постинтернатной) адаптации выпускников из числа детей-сирот Ольги Катковой из «Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения», разумный путь – это признание непригодным к проживанию дома в деревне Васильевка. Тогда можно будет встать на очередь в министерстве строительства иЖКХ.

В этом случае придется приложить немало усилий. Например, сирота Ольга Пиголицина больше года собирала необходимые документы. В итоге ее комнату в коммунальной квартире признали-таки непригодной к проживанию. Обивала разные пороги, отстаивала очереди. Пришлось преодолевать сопротивление некоторых чиновников из той же районной администрации. С помощью советника аппарата уполномоченного по правам человека Вероники Калининой, помощников депутатов облдумы Игоря Водяненко и Леонида Писного всё как-то уладилось. Когда на межведомственной комиссии комнату признали непригодной, Ольга плакала. От счастья, в которое не могла поверить до последнего момента.

По нашей информации, впереди Ольги на квартиру стоят намного больше, чем 4000, сирот. Ждать придется дольше семи лет. Снимает крохотную комнатку в бывшей общаге. По первой специальности, Ольга училась на повара, устроиться на работу не удалось. Работает продавцом. Со второй попытки поступила в вуз, учится на юриста. Недавно в «Одноклассниках» искала, кто может помочь с контрольной по немецкому языку. Сейчас первая сессия успешно пройдена. Жизнь идет.

Этот путь кажется пенсионеру неприемлемым. К тому же за некоторые документы придется платить. Почему-то Сердобинцев уверен: братья Плющевы не должны проделывать то, что оказалось по силам саратовской девчонке-сироте. Жалеет пацанов. Говорит: «Откуда у них деньги?» Он относится к ним как к детям или даже внукам. Хотя это здоровые, совершеннолетние парни.

Ребята окончили техникум, у них есть специальность «наладчик станков деревообрабатывающего оборудования, столяр». Теперь они учатся в училище, получают специальность мастера общестроительных работ. Пока у них есть крыша над головой в общежитии училища. В дальнейшем придется работать и, вероятно, снимать квартиру. В этом я пыталась убедить старшего из братьев, Андрея. Так, кстати, делают многие дети из обычных семей, уходят из родительского дома в поисках самостоятельности. Ребята молоды, у каждого есть руки, ноги, голова. Надо бороться. Вот только в интернате этому не научили. Полагаю, что они не знают, что не всем выпускникам вузов удается устроиться на работу по специальности. Есть таксисты с дипломами юристов и продавцы с дипломами политологов…

Сергей и Петр

Сергей МакаровСергей Макаров

Сергей Макаров и Петр Ермаков окончили тот же техникум, что и братья Плющевы. У Сережи и специальность та же – столяр, Петя – сварщик. Устроиться на работу по специальности не получилось. По словам Сердобинцева, перебиваются случайными заработками, ведь без регистрации не работу не берут.

Я приехала к Сердобинцеву в зимние каникулы. Дома были Сергей Макаров и Артем Плющев. Сказала Сергею, что на каком-то совещании в правительстве слышала, что в Энгельсе есть рабочие места на предприятиях. Предоставляют жилье. Туда устраиваются мигранты, переехавшие в область по программе переселения соотечественников. У них тоже нет регистрации. Сергей ответил, что в Энгельс он не хочет. На стройку тоже, хотя предложения были. На вопрос, обращался ли Сергей в центр постинтернатного сопровождения, ответил утвердительно. Там, по его словам, предлагали временное жилье.

Ольга Каткова сообщила, что Сергею предлагали еще получить второе образование, как и братьям Плющевым. У детей-сирот есть такое право. Он отказался.

Сразу после новогодних каникул Сердобинцев с Сергеем отправились в центр постинтернатного сопровождения. Вчера Сергей должен был заселиться, ему предоставили место в комнате. Все удобства в наличии. 31 января в центре должно освободиться место и для Пети Ермакова. И еще ребятам помогут в поисках работы.

Сергей и Петя в этом году дождутся жилья, ведь их номера в начале пятой сотни. По судебным решениям, принятым в октябре 2012 года. На учете в минстрое Петя стоял с мая 2009 года, Сергей – с декабря 2008-го. Вероятно, уже в этом году они обретут крышу над головой.

Но Вячеслав Сердобинцев не хочет ждать. Верит, что после обращения в приемную ЕР квартиры ребятам дадут по велению первого лица страны. Ведь освободил же Путин Ходорковского…

 

[кстати сказать]

Чтобы обеспечить всех, нужно 2,9 млрд рублей

Ситуацию с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот «Газете недели в Саратове» прокомментировал первый заместитель министра строительства и ЖКХ области Юрий Земсков:

Юрий Земсков– За последние пять лет, с 2009-го по 2013 год, жилыми помещениями было обеспечено 2622 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего на это было потрачено 1,533 млрд рублей. Средства выделялись из областного и федерального бюджетов примерно в равной пропорции.

874 человека за эти годы получили денежные компенсации в связи с изменением порядка и способа исполнения судебных решений. Размер компенсации зависит от населенного пункта, где приобретается жилое помещение. Например, это может быть Перелюб или Саратов. Минимальный размер компенсации, выданный минстроем, – 100 тысяч рублей, максимальный – 1,2 млн рублей. Предоставление компенсации – вполне приемлемый способ, при котором мы не сталкиваемся с капризами: район, этаж, отделка.

В начале прошлого года детям-сиротам планировалось выделение 680 квартир. На самом деле в 2013 году жильем были обеспечены 782 человека из этой категории. Появилась дополнительная возможность изъять дополнительные квартиры у нашего казенного предприятия. Было выделено 658,8 млн рублей, в том числе 191,4 млн рублей из федерального бюджета, 457,4 млн рублей – из областного бюджета.

В 2014 году мы предполагаем обеспечить жильем 630 человек, пока в бюджете по этой строке заложено 375,5 млн рублей. Но цифры это предварительные, как правило, квартир выкупается в 1,2–1,3 раза больше. Если поступят дополнительные средства из федерального бюджета, софинансирование будет обеспечено за счет областной казны, как бы трудно это ни было.

В 2013 году на учет было поставлено 443 человека из числа детей-сирот. То есть число детей, обеспечиваемых жильем каждый год, больше, чем количество, пополняющих очередь. Это позволяет надеяться, что очередь будет сокращаться.

На 1 января 2014 года на жилищном учете в министерстве состоит 5881 ребенок-сирота. У 3682 из них возникло право на обеспечение жильем, не реализованное до настоящего момента. 1134 человека имеют на руках судебные решения. Пока жилыми помещениями обеспечиваются именно они. Сделать это сразу не получается. В расчет принимается дата принятия судебного решения. Из-за невозможности исполнения всех судебных решений министерство вынуждено выплачивать штрафные санкции, ежегодно дополнительно выделяется около 30 млн рублей. Средства перечисляются службе судебных приставов, не уверен, что они доходят до детей-сирот.

Чтобы обеспечить жильем сразу всех, необходимо 2,9 млрд рублей.

Начиная с 2013 года жилые помещения сиротам выделяются из специализированного жилищного фонда. Его нельзя будет приватизировать в течение первых пяти лет. Пока жилье выделялось по социальному найму, были случаи обманов детей-сирот. Многие из них слабо ориентируются в жизни, продавали квартиры и оставались без жилья.

Не надо думать, что специализированное жилье – гетто для сирот. Это обычные квартиры в разных домах, как и квартиры по соцнайму. Просто другой способ оформления.

Еще хотел бы сказать о том, что не всегда за сиротами закрепляется помещение. Если родители лишены родительских прав, квартира при этом не исчезает. Но происходит это не всегда. В других странах, если ребенок изымается из семьи в случае нарушения его прав, он, как правило, передается в другую семью. У нас – в приют. Эти вопросы не в нашей компетенции, но на очередь они влияют.

Мы сталкиваемся с такими случаями, когда нормальные квартиры за несколько лет приводятся в негодность. Сирот не готовят к жизни. Где-то надо дверь утеплить, белье не надо сушить по всей квартире. Мужчина должен уметь держать в руках ножовку и забить гвоздь, а женщина –прострочить шов на машинке. Но многим из числа детей-сирот легче обратиться к Путину, чем что-то сделать по дому самому.

Источник: