В поисках оптимизма
«
В Энергетической стратегии России до 2035 года обозначено, что топливно-энергетический комплекс для страны — это не локомотив развития (как было сформулировано прежде), а стимулирующая инфраструктура. То есть то, что должно обеспечить условия для развития отечественной экономики, ее диверсификации и роста технологического уровня. В Саратовской области ситуация такова, что энергетика в ряде случаев уже скорее тормозит развитие промышленности, чем способствует ему.
На этой неделе в Саратове прошел VI Индустриальный форум, в рамках которого областное министерство промышленности и энергетики провело заседание коллегии. Как дал понять на ней глава ведомства Сергей Лисовский, положение дел с газовой инфраструктурой в регионе превращает ее в преграду для дальнейшего роста местных производств. Речь, в частности, шла о газораспределительных станциях (ГРС), которые служат для понижения давления газа до уровня, необходимого по условиям его безопасного потребления. “Состояние ГРС в Балакове, Энгельсе и ГРС-7 в Саратове уже не позволяет дальше развиваться промышленности”, — подчеркнул министр. По некоторым данным, новые крупные балаковские предприятия, которые у всех на слуху, могли быть запущены в эксплуатацию раньше, если бы не пришлось решать вопросы по ГРС, необходимым для их работы. В Саратове станции тоже изношены и плохо справляются с объемами, которые хотели бы получать для своих нужд промышленники и строители.
Впрочем, проблемы инфраструктуры представляются одним из звеньев в цепи проблем, если иметь в виду тот факт, что в России по-прежнему нет закона о промышленности. Депутат Госдумы Валерий Омельченко, ставший участником коллегии, сообщил руководителям местных предприятий, что закон о промышленной политике парламент планирует принять в ходе осенней сессии. В Думе находятся на рассмотрении три альтернативных законопроекта, из регионов в центр поступила масса замечаний и предложений, и их было бы желательно учесть. В Саратовской области о необходимости такого документа говорят не первый год. Насколько поможет индустрии его появление, покажет время.
Даже с учетом всех особенностей экономической ситуации промышленность в регионе в целом характеризуется позитивными показателями. Индекс за 7 месяцев составил 103,6 %. Сергей Лисовский сообщил, что Саратовская область стала “крупнейшим производителем мебели в России”, несмотря на конкуренцию с производителями Италии, Белоруссии, Китая и других стран. Из других позитивных новостей чиновник назвал “возвращение на рынки Латинской Америки” энгельсского предприятия “Тролза”. Завод уже подписал договор с Аргентиной, идут переговоры с другими странами. Рост оборонного заказа на местных предприятиях к концу года может составить до 20 % (по сравнению с прошлым). Другие отрасли такими успехами похвастаться не могут. В частности, снижение цен на продукцию стекольных предприятий, которое происходит из-за переизбытка подобных производств в стране, было названо катастрофическим.
Тема санкций, введенных странами Европейского союза и США против России за ее действия на Украине, на мероприятии была затронута крайне осторожно. Но даже по прозвучавшим репликам стало ясно, что вопреки сделанным ранее оптимистическим заявлениям эти действия Запада, конечно же, оказывают негативное влияние на работу местного индустриального комплекса. Министр, сказав, что не будет “кривить душой”, признал, что санкции сказываются на работе наших предприятий, однако публичная огласка последствий “неуместна”. Руководитель объединения “Электроника-Саратов”, гендиректор НПО “Алмаз” Николай Бушуев, говоря о санкциях, сказал, что предприятию пришлось найти замену материалу, который ранее импортировали из Украины. Других вопросов, по словам промышленника, нет, “кроме технического перевооружения”. С учетом объемов зарубежных технологий и оборудования, которые местные предприятия завозили в последние годы, этот вопрос сложно назвать малозначимым.
Санкции становятся немаловажной темой и для будущего энгельсского локомотивного завода, который является совместным проектом канадской компаний Bombardier, Внешэкономбанка и ЗАО “Новые инвестиции”. По крайней мере, такой вывод можно было сделать из выступления на коллегии директора, экс-зампреда областного правительства Александра Стрелюхина. По его словам, этот проект “прошел точку невозврата”, поскольку половина из запланированных инвестиций (6 млрд рублей) уже освоена. Первый двухсистемный локомотив должен быть выпущен уже в середине следующего года. Стрелюхин отметил, что санкции — “это в какой-то степени хорошо”, поскольку они заставили власть и бизнес задуматься о собственной промышленности. Однако поставщики оборудования и комплектующих, которые необходимы для нового производства, уже попали под санкции ЕС и США, поэтому теперь предприятие “ищет альтернативы” в Корее и Китае. Стрелюхин призвал коллег к кооперации и отметил, что хотел бы довести уровень локализации сборки до 80-85 %.
Любопытно, что на форуме, основой которого послужила выставка “Нефть. Газ. Хим. 2014″, собственно о нефтедобыче говорили немного. Между тем для Саратовской области нефть продолжает оставаться ресурсом, который мог бы добавить серьезный вклад в региональный ВВП, но по ряду причин этого пока не происходит.
Основная часть территории Саратовской области относится к разряду нефтегазоперспективной. По официальным данным, из 100 тысяч квадратных километров площади Саратовской области 80 тысяч содержат запасы углеводородов. Но эти богатые запасы освоены пока мало. Впрочем, бизнес внимательно изучает перспективы на будущее. “По всем компонентам геологоразведки идет стабильный, значительный рост”, — отметил на коллегии Сергей Лисовский.
Однако на совещании проблемы отрасли почти не обсуждались. Между тем, как говорилось ранее на подобных мероприятиях, основной проблемой для нефтяников давно стало отсутствие инфраструктуры для добычи углеводородов. В последние годы новых объектов не появилось, а советские давно изношены.
По официальным данным, потенциальные ресурсы нефти и газа в Саратовской области составляют около 700 млн тонн нефти и 1,6 трлн кубометров газа. При этом разведанные запасы — лишь 100 млн тонн и более 60 млрд кубометров соответственно. По данным экспертов, ресурсная база углеводородов в регионе освоена менее чем на треть. При этом открытый в прошлом году у нас участок “Клинцовское” был назван крупнейшим новым месторождением в России.
На парламентских слушаниях в областной думе в прошлом году глава областного министерства сказал, что добыча нефти в регионе находится “на уровне 1980 года”. “Наши месторождения малы, сложны в геологическом отношении и уже в значительной степени выработаны”, — заявил Лисовский. На этой неделе, говоря о работе отрасли за 7 месяцев, чиновник отметил, что идет снижение добычи нефти и газа “по разным причинам”. Одной из них министр вновь назвал конфликт компании “ЛукБелОйл” с министерством обороны, из-за которого “предприятие в течение полугода оказалось парализованным”. Кстати, в минувшую среду, уже после коллегии, стало известно, что конфликт между компанией и военным ведомством завершился.
Сравнение нашей области с соседней Самарской позволяет понять, насколько сильно в местной экономике не используются возможности саратовских недр. По оценкам экспертов, принципиальных различий между двумя регионами по наличию нефти и газа нет. При этом за весь период нефте- и газодобычи у соседей было добыто более миллиарда тонн нефти, в то время как у нас раз в десять меньше. Причины этого отставания, по мнению специалистов, были заложены еще в советское время. В обозримом будущем в отрасли можно надеяться на рост, особенно при сохранении выгодных цен на нефть. Бизнес активно покупает саратовские лицензионные участки для добычи, что только в этом году уже принесло в бюджет сотни миллионов рублей. С другой стороны, как отмечают эксперты, зависимость геологоразведки и нефтегазодобычи в нашей стране от иностранных технологий является очень серьезной, а в ряде направлений критической. Поэтому продолжение санкций, а тем более их ужесточение, способно серьезно затормозить планы нефтедобытчиков и в Саратовской области.
В отличие от многих регионов, которые ориентированы на сырьевую экономику (как и страна в целом), в Саратовской области почти две трети объема промышленности обеспечивают обрабатывающие производства. Поможет ли диверсификация местной промышленности избежать серьезных проблем, если цены на черное золото начнут падать ниже опасных пределов и экономика страны начнет стагнировать, как в самых плохих прогнозах? На этот вопрос, конечно, хотелось бы иметь положительный ответ. И уж точно не в такой острой форме, как это было в 1990-е годы, поскольку последствия тех лет регион ощущает до сих пор.
Источник: Общественно-политическое издание “Газета Наша Версия” N32 (282) 12 сентября 2014
http://nversia.ru/rubric/view/id/7491