Омбудсмен вне закона
«
Автор: Вадим Рогожин
Новый уполномоченный по правам человека в Саратовской области может оказаться нелегитимным, если губернатор Валерий Радаев внесет в думу кандидатуру Татьяны Журик. Она уже получила одобрение Общественной палаты области. Дело в том, что, согласно п.3 ст.4 областного закона «Об уполномоченном по правам человека в Саратовской области», кандидат на эту должность «должен иметь познания в области прав и свобод человека и гражданина и опыт правозащитной деятельности». Но Журик – чиновник, начальник управления Минюста РФ по Саратовской области и, судя по ее биографии, никогда не занималась правозащитной деятельностью.
Она была до 2005 года преподавателем, а после – исключительно чиновницей в различных органах муниципальной и федеральной власти. Единственной условной привязкой к общественной организации может быть то, что она была делегирована в областную избирательную комиссию от Саратовского регионального отделения «Ассоциации юристов России». Но это лишь формальное выдвижение, в этой организации она либо вообще не состоит, либо там активно не работала.
Председатель ОПы Александр Ландо, как заслуженный юрист и дока законов, который рекомендовал Журик в омбудсмены, не может не знать об условии опыта правозащитной деятельности и о биографии претендентки. Косвенно его осведомленность видна в диалоге между ним и самовыдвиженкой Светланой Мартыновой. На ее вопрос о Журик: «А как же опыт правозащитной деятельности?» – Ландо ответил, что расскажет ей лично, но ни общественникам, ни ей ничего так и не сказал. Видимо, сказать нечего.
Получается, Ландо ввел в заблуждение коллег из ОПы и хочет подставить губернатора, рекомендовав ему кандидатуру, которая по закону, по всей видимости, не может быть избрана? Причем ее уже поспешил одобрить вице-губернатор Денис Фадеев, также, видимо, доверившись всезнайке Ландо.
Если губернатор или депутаты внесут кандидатуру Журик на голосование, то, очевидно, они поступят вне закона. Впрочем, нам к этому не привыкать. Чиновники и депутаты в основном требуют выполнения закона от других, про свои же обязанности зачастую забывают.
Может быть, мы чего-то не знаем о биографии Журик, потому просим ее нам об этом сообщить.
***
Областная власть и прислуживающая ей группа опников даже в таком вопросе, как выбор уполномоченного по правам человека, поступили не по-демократически. Они грубо вмешались в деятельность ключевого общественного института, решив поставить во главе его лояльного чиновника. Цинизм ситуации, я считаю, в том, что Журик возглавляет фискальный орган, который фиксирует и проверяет деятельность общественных организаций и партий. Многие считают, что это ведомство не способствует развитию демократии, скорее, его предназначение в обратном. А теперь Журик будет заниматься иной деятельностью – защитой прав граждан. Я не понимаю, как чиновник, менталитет которого должен быть заточен на службу режиму, может резко перестроиться и встать на службу народу.
А кроме того, Ландо и саратовские власти хотят поступить не «по-путински». В это же время президент одобрил назначение омбудсменом Эллы Памфиловой, которую ему рекомендовали действительно авторитетные, а не ручные общественники. Этим самым был достигнут компромисс. С одной стороны, Памфилова бывший федеральный чиновник, бывший общественник в структуре администрации президента, т.е. человек угодный Путину, с другой стороны – она уже несколько лет занимается правозащитной деятельностью, чем снискала признание своих коллег.
В Саратове же, установку президента, похоже, не услышали. Оказывается, лучшего омбудсмена, чем неизвестный широкой общественности чиновник, губернатору не найти.
На самом деле компромиссных и авторитетных общественников в Саратовской области не мало. Например, Ольга Коргунова. Она лояльна власти, но имеет свою позицию и, главное, знания в области прав человека. Александр Никитин, председатель Саратовского правозащитного центра «Солидарность», может быть, не настолько лоялен власти, но это обстоятельный общественник, который при этом не занимается оппозиционной деятельностью. Неуживчивый и для кого-то вредный. Но его называли многие общественники, когда неформально рассуждали, кто мог бы стать лучшим уполномоченным по правам человека. Но он оказался не в чести у главного решателя, кто является признанным общественником, а кто нет. Никитин даже не состоит в Общественной палате, которую сформировал, похоже, под себя, Ландо. Еще один признанный правозащитник, член ОПы – Ольга Пицунова. Да, она ерепенистая, непокладистая. Но такие качества для защиты прав человека самое то.
На мой же взгляд, лучшим уполномоченным по правам человека могла быть Лидия Свиридова, председатель региональной организации «Союз солдатских матерей». Вот она бы жала жару чиновникам, правоохранцам, тюремщикам и жрецам Фемиды. Увы, таким людям ни при каких условиях не позволят занять влиятельные должности.
Поэтому приходится посочувствовать тем жителям Саратовской области, чьи законные, конституционные права нарушают и будут нарушать. Этой власти не нужны истинные защитники людей.
Источник: ИА Четвертая власть
http://www.4vsar.ru/articles/prejde-vsego/44557.html