ТФОМС решил экономить
«Тарифы на медпомощь в 2015 году снижены в полтора-два раза
Финансирование саратовских медучреждений становится все более экономным. В 2015 году в полтора-два раза снижены тарифы на оказание медицинской помощи в больницах и поликлиниках области. Это происходит на фоне роста бюджета ТФОМС на 10 %. Кто несет ответственность за это решение, неясно — глава регионального фонда Андрей Саухин не смог внятно прокомментировать ситуацию, министр здравоохранения Алексей Данилов был занят. Медицинское сообщество с недоумением отнеслось к такому решению — по словам врачей, в сложной экономической ситуации неистраченные деньги обесцениваются.
В январе 2015 года тарифы на оказание медицинской помощи были резко сокращены. Так, в декабре на оплату законченного случая лечения в Алгайской райбольнице по направлению «терапия» выделялось 15752,8 рубля, а с января — только 6397,4 рубля, по «хирургии» в декабре — 13474,6 рубля, а в январе — 7477,5 рубля. Аналогичная ситуация и в других лечебных учреждениях. К примеру, в 1‑й горбольнице Саратова хирургия «подешевела» с 11216,9 до 8379 рублей, терапия — с 13113,4 до 7168 рублей. В Дорожной клинической больнице финансирование сократилось по терапии с 15936,6 до 9868,3 рубля, по хирургии — с 13631,8 до 11534,4 рубля.
Предполагается, что клиники должны будут покрыть этот дефицит за счет средств, полученных в прошлом ноябре. Как писал „Ъ“, в конце 2014 года ТФОМС столкнулся с угрозой возврата неиспользованных денежных средств в Москву — такое решение принял федеральный ФОМС. По информации главы ТФОМС Андрея Саухина, в Саратовской области экономия составила 2,4 млрд рублей, из них 1,5 млрд — нормированный страховой запас и 0,9 млрд — деньги, которые фонд должен был перечислить ЛПУ за декабрь. Чтобы не терять сэкономленные деньги, в региональном фонде было решено в экстренном порядке повысить тарифы на оказание медпомощи за ноябрь, и медучреждения за этот месяц получили в три-четыре раза больше, чем обычно. Однако на закрытом совещании в середине декабря господин Саухин практически запретил главврачам тратить эти средства. Он сообщил, что годовая сумма, выделенная лечебным учреждениям, остается неизменной, поэтому из условных полученных 100 рублей больницам разрешено израсходовать только 20, а 80 — сохранить на будущий год, так как тарифы, по его словам, будут установлены самые маленькие.
Таким образом, средства прошлого года больницы и поликлиники фактически тратят сейчас, тогда как из текущих поступлений в фонд им перечисляется лишь небольшая доля. Получается, что финансирование медучреждений станет еще более «экономным», соответственно, снизится качество медицинских услуг. При этом бюджет ТФОМС в 2015 году вырос на 10 %. А учитывая ситуацию 2014 года, не исключено, что к концу 2015 года региональный фонд снова сможет сэкономить, но уже более внушительную сумму.
Для чего это делается, не понимают даже в федеральном фонде. В прошлом году проверка ФОМС показала, что в регионе действует «практика искусственного формирования остатка целевых средств» в бюджете ТФОМС «путем снижения уровня финансирования медицинских организаций за счет необоснованного уменьшения тарифов». Это, по словам начальника контрольно-ревизионного управления ФОМС Игоря Трясучева, приводит не только к экономии бюджета, но и к «снижению доступности и качества медицинской помощи для населения». «Если бы средства были перечислены в течение года, больницы бы могли их использовать сразу и более эффективно. К сожалению, сейчас в связи с инфляционными процессами и ухудшившейся финансовой ситуацией данные средства значительно обесцениваются», — заявлял он.
Руководитель ТФОМС Андрей Саухин не смог объяснить, с какой целью проводится экономия. Он сообщил, что решение об установлении тарифов принимает комиссия, которую возглавляет министр здравоохранения, в нее также входят первый замминистра, глава и заместитель ТФОМС, по два человека от профсоюза, врачебного сообщества и страховых компаний. «Комиссия собирается каждый месяц. Она распределяет и перераспределяет госзадание между ЛПУ, исходя из которого устанавливаются объем финансирования и тарифы. Решение принимается голосованием. Я не могу комментировать это». Министр здравоохранения Алексей Данилов не смог прокомментировать ситуацию, так как был занят.
Врачи нескольких медучреждений региона отказались официально комментировать существующее положение. Но, по данным „Ъ“, в кулуарах они высказывают недовольство «искусственной экономией», приведшей к тому, что деньги, которые можно было потратить на закупку качественных медикаментов, обесценились. Также они говорят о том, что невозможно эффективно планировать работу, если неизвестно, когда и сколько поступит средств.
Ася Сафиуллина
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2669950