Искусство на ремонте
«
Текущие крыши, трещины на стенах и другие творческие вопросы
С универсальными артистами общалась Алиса ПАНФИЛОВА. Фото автора
Год культуры завершился в Саратове двумя большими переездами – областной Дом работников искусств и театр фокусов “Самокат” поменялись друг с другом прописками. СОДРИ теперь расположился в Доме офицеров, а любимый саратовцами театр – в особняке графа Нессельроде на Комсомольской, 41.
С тех пор прошло больше полугода. И вот накануне Дня работников культуры и отмечаемого сегодня Дня театра корреспондент ИА “Взгляд-инфо” отправилась в гости к творческим коллективам.
Строители культуры
“Думаю, до этого филармония подсчитывала расходы на ремонт, укрепление фундамента и замену окон. Еще здесь достаточно серьезные проблемы с кровлей. Так что на все нужно не меньше 300 миллионов рублей”, – говорила в сентябре директор СОДРИ Инна Десницкая, оценивая общее состояние Дома офицеров (его помещения три года занимали филармонические коллективы).
Сегодня в облике построенного ровно век назад трехэтажного здания Коммерческого собрания очевидны значительные внешние изменения. На втором этаже вместо старых деревянных появились новые пластиковые окна, подштукатурен и покрашен фасад. Но, как выяснилось, о капитальном возрождении памятника архитектуры говорить пока еще рано.
Вместе с Инной Борисовной проходим по кабинетам, репетиционным и залам, в которых корреспонденты “Взгляда” были полгода назад – когда сюда только-только перебрался Дом работников искусства.
Вот просторный зал коричнево-персиковых тонов, со старинной лепниной, покрытой золотистой краской. Возле сцены установлено профессиональное звуковое и световое оборудование. Трудно поверить, что осенью здесь были страшные стены с облупленной краской, трещинами и торчащими из них какими-то железными штырями, местами разрушенный паркетный пол и неоформленная сцена. Сейчас все выглядит вполне прилично и даже нарядно.
В Большом зале репетируют флейтисты и скрипачи, учащиеся колледжа искусств. Увы, в этом помещении есть и рассыпающийся на элементы паркет, и обваливающаяся лепнина. Пока тут удалось только заменить окна – за них, говорит директор, учреждение недавно смогло расплатиться. И на фоне полураспада выделяются три большие хрустальные люстры. Две из них СОДРИ подарили. Но за установку и реставрацию пришлось заплатить 200 тысяч рублей.
По плану, помимо косметического ремонта в помещении требуется сделать и звукоизоляцию, чтобы звуки музыки не мешали жителям близстоящих домов.
“Для этого зала уже пришел профессиональный звук, купленный на федеральные деньги, – рассказывает Десницкая. – Но все стоит на складе. Мы сможем его поставить, только когда закончится ремонт. А так как тут есть старая лепнина, реставрационные работы может проводить только лицензированная строительная компания. Есть приблизительная смета, нужно порядка 15 миллионов рублей”.
На деле профессиональное оборудование нельзя ставить, пока не решится и вопрос с ремонтом кровли. По словам директора, министерство культуры области пытается найти на это деньги, но сколько именно их нужно, без расчетов строителей никто точно сказать не может.
Поднимаемся на второй, затем на третий этаж, и ржаво-серое облако становится все отчетливее видно на потолке. Еще когда в Доме офицеров квартировал театр фокусов “Самокат”, журналисты часто писали и показывали сюжеты о том, как во время представлений на зрителей с потолка лилась вода. Ничего не изменилось. В дождливые дни работники искусства стелили на чердаке полиэтилен. Зато вода не просачивалась в помещения, где занимаются дошколята.
Спонсоров и покровителей у творческих коллективов нет, поэтому подходить к некоторым проблемам приходится творчески. На первом этаже оборудовали детскую изостудию, куда приходят маленькие художники от двух лет и старше. Оборудовали на средства родителей, точнее, в счет оплаты за уроки. Сделали подвесной потолок, вставили большое окно.
Рядом с этой небольшой комнатой находятся просторные апартаменты с разобранной деревянной обшивкой. Все пространство заставлено каким-то хламом, в дальнем углу стоит забытая яркая афиша “Самоката”.
“Хочу здесь сделать серьезную танцевальную студию, – мечтает Инна Борисовна. – Помещение как раз для этого приспособлено: есть репетиционный зал, педагогическая комната, костюмерная, туалеты. Но на это тоже пока нет денег. Своими силами мы смогли лишь демонтировать старую обшивку”.
В конце осени СОДРИ удалось вернуть деньги, внесенные авансом за аренду прежнего места жительства – особняка на Комсомольской, 41. Как и обещала полгода назад Десницкая, средства пошли на капитальный ремонт туалетов. Все, кто бывал в Доме офицеров раньше, помнят эту беду. Теперь прежнего ужаса и въедливого запаха нет, есть обновленный интерьер и новая сантехника.
Сейчас в Доме работников искусств занимается больше двух тысяч человек – 54 клуба и 19 детских творческих кружков и студий. Десницкая добавляет, с увеличением квадратных метров к СОДРИ примкнуло сразу несколько коллективов. Скоро здесь появится мужской фольклорный ансамбль. Творческие моменты решаются одновременно со строительными.
“В Саратове немногие задумываются, что у нас есть такое наследие, такие архитектурные памятники. Вот я была в Орле, там ничего этого нет, все разрушено во время войны. А у нас десятилетиями в мирное время это разрушали. Теперь хотим за один год все сделать. Не получится”, – в конце экскурсии заключает Инна Десницкая.
Фокусы с трещинами
В коридорах двухэтажного особняка остро пахнет свежей краской. На втором этаже люди торопливо докрашивают дверные косяки, замазывают щели в старых потрескавшихся дверях. Женщины сметают деревянную стружку, полируют пианино. Убираются, как хозяева дома перед приходом важных гостей.
За суматохой наблюдают белые голуби в небольшой клетке. Театр фокусов “Самокат” переехал на Комсомольскую, 41, те же полгода назад, и с сентября по декабрь артисты не давали представления, а осваивали новое направление в искусстве – косметический ремонт памятника архитектуры XIX века. Театральный сезон иллюзионисты открыли только в конце декабря. Но до сих пор продолжают совмещать репетиции, спектакли и ремонт. И сейчас осталось сделать несколько штрихов перед празднованием Дня работников культуры.
В этом старинном доме располагалась гостиница “Петербургская”, Римско-католическая семинария, его использовали для нужд Окружного суда. В 1894 году особняк приобрел граф Анатолий Нессельроде, после отставки с госслужбы перебравшийся из Петербурга в Саратов. Новый владелец успел по своему вкусу переделать фасад и внутреннюю отделку, но в 1907 году уехал в Париж.
Здание национализировали, и в 20-х годах здесь разместилось общежитие преподавателей СГУ. Дольше всех квартировал Дом ученых, основанный тут ровно девяносто лет назад. В 1993 году его преобразовали в Саратовский областной Дом культуры и науки (с 2004 года Областной Дом работников искусств).
Памятнику архитектуры нужен капитальный ремонт, заявили еще осенью сотрудники театра. Но для этого требуется три миллиона рублей, а город смог выделить 600 тысяч рублей. “Мы потратили свои средства, нам помогли спонсоры, депутаты и простые саратовцы“, – рассказывает корреспонденту руководитель “Самоката” Сергей Щукин. И все-таки на серьезный ремонт у иллюзионистов даже с поддержкой горожан финансов не хватило. Да они и не имеют права его делать самостоятельно, без участия профессионалов.
Белоснежный потолок кабинета худрука портит большое ржавое пятно. Хотя прежние арендаторы уверяют, что на ремонт кровли они потратили миллион рублей, крыша в некоторых местах протекает. “Еще выяснилось, что здесь не все батареи работают, канализация старая, все нужно менять. Два раза были аварии. Так что проблем много”, – коротко замечает Сергей Вадимович, добавляя, что в Доме офицеров было хуже.
“Самокатчики” на свои деньги изготовили черно-красную наружную вывеску. “Красные буквы сделали в старом стиле, чтобы сочеталось с архитектурой здания. Эмблему, на которой изображен кот с цилиндром, сделал наш художник”, – объясняет Щукин.
Главное достоинство нового места жительства – два зрительных зала, на 90 и 40 мест. Иллюзионисты самостоятельно оборудовали сцену, лишь профессиональное освещение устанавливала специализированная фирма. Стала видна старинная ажурная лепнина – до этого, по словам Щукина, ее нельзя было разглядеть из-за деревянных надстроек, на которые во время выставок крепились картины.
“Мы старались сохранить архитектурный стиль особняка. Подбирали соответствующие цвета для оформления комнат, выбирали занавески и люстры, чтобы гармонировали с интерьером”, – говорит худрук “Самоката”.
У коллектива немного денег, но много идей: открыть музей фокусов и школу иллюзионистов, проводить творческие встречи с писателями, музыкантами и артистами. В эти выходные на здешней площадке сыграют свой дипломный спектакль студенты ВГИКа.
Вообще, для “Самоката” переезд стал историческим событием. Единственный в России театр фокусов за 27 лет наконец-то обрел свой дом. Теперь у Щукина есть даже отдельный кабинет, стены которого украшают многочисленные российские и зарубежные дипломы и награды. В центре – портрет графа Нессельроде.
Недавно на первом этаже у фокусников появились соседи, городское управление по труду и социальному развитию. А еще, возможно, совсем скоро рядом с театром откроется далеко не детское кафе – на углу Комсомольской и Московской, где когда-то чиновники продали подвал частникам. Артисты замечают: из-за подземных перестроек на фасаде и внутри здания появились новые трещины. Вот такой фокус.
Старый ТЮЗ о главном
В сентябре мы также рассказывали читателям о планах реконструкции сгоревшего здания старого ТЮЗа на Вольской. “До 19 декабря, по заключенному контракту, мы закрываем весь корпус. Усиливаем фундамент, взамен сгоревших деревянных сделаем новые перекрытия и забетонируем их, – заверял нас и.о. председателя регионального комитета капитального строительства Николай Якубович. – Также будет сделана кровля, покрытие полностью с утеплением. Вставим окна и пустим тепло. Отделочные работы начнем в следующем году. Мы пока даже конкурс не проводили по одной простой причине – до 30 сентября у нас еще идет корректировка проекта“.
2014 год прошел, заканчивается и март 2015-го, а на объекте только изредка заметно хоть какое-то движение. Все так же смотрят на прохожих разбитые окна, все так же автомобилистам мешает забор в центре города, захвативший участок проезжей части дороги на Вольской.
Корреспондент ИА “Взгляд-инфо” уже не раз была внутри погоревшего театра, фотографировала печальные интерьеры, писала о ремонте. И неделю назад рассчитывала увидеть перемены к лучшему. Увы, увидела лишь одинокого рабочего на крыше. По итогам прошлого года работающие на объекте строительные компании не успели освоить федеральные средства. В среду на областной думе объявили – 1,125 миллиарда рублей вернулось в область с направлением на те же цели. Из них около 260 миллионов пойдут на реконструкцию исторического здания на Вольской, 18.
- Источник: ИА Взгляд-инфо
- http://www.vzsar.ru/special/2015/03/27/iskysstvo-na-remonte.html