25 июня 2015, 7:19

Кредитная история

«Кредитная история

Саратовские полицейские вновь стали фигурантами громкого уголовного дела, которое уже привлекло внимание федеральных СМИ. Подчиненные генерала Аренина обвиняются в мошенничестве, в отношении двух оперуполномоченных Управления экономической безопасности и противодействия коррупции возбуждено уголовное дело, еще несколько человек уволены, но их дальнейшую судьбу решат следователи, которые проводят сейчас проверку. Если учесть, что изначально дело находится под контролем Саратовского управления ФСБ, а межведомственная конкуренция остается практически единственным надежным гарантом соблюдения законности, вполне возможно, что в итоге расследования мы увидим на скамье подсудимых не только рядовых полицейских, но и тех, от имени кого они действовали.

В апреле 2014 года саратовская полиция возбудила уголовное дело в отношении Татьяны Петруниной, Джемала Кавтарадзе и еще целой группы лиц. Все они обвинялись в мошенничестве. Якобы они находили людей, ведущих асоциальный образ жизни, которые нуждались в средствах, фальсифицировали документы для получения крупных банковских кредитов этими людьми, но возвращать деньги, разумеется, не собирались. Таким образом, с апреля по декабрь мошенники набрали кредитов по чужим документам, указывая фальшивые данные о доходах и трудоустройстве, почти на 8,5 миллиона рублей. По версии следствия, документы, которые готовили Петрунина и Кавтарадзе, получили несколько менеджеров по продажам Сбербанка, в том числе Эльвира Якупова, которая почему-то оказалась единственной обвиняемой. Менеджер Якупова занималась тем, что принимала заявки на выдачу кредитов и, сформировав необходимый пакет документов, передавала его на рассмотрение службе безопасности банка. В документах, которые готовила Петрунина, были поддельные справки о доходах и записи в трудовых книжках о несуществующем месте работы.

Во время допроса Татьяна Петрунина рассказывала, что справки о доходах подделывала сначала некая жительница Энгельса Вероника С., а потом она сама. Связь с сотрудниками банка поддерживали через еще одного фигуранта — Ровшана Джовадова, обвинение которому было впоследствии предъявлено вместе со всеми участниками. Петрунина сообщила следствию множество подробностей, исходя из которых можно предположить, что подобные схемы могли использоваться и в других банках Саратова и Энгельса, где у участников аферы могли быть знакомые работники. Среди таких банков Петрунина назвала следствию Бинбанк, Уралсиб и “Москва”. Кредиты старались брать от 600 тысяч до миллиона рублей. Если не было денег в кассе отделения банка, забирали деньги в банкоматах — и пропадали. Чтобы подделать документы, в одной и той же конторе в Энгельсе изготовлялись поддельные печати организаций. Обычная печать стоила 800 рублей, гербовая — 1500. SIM-карты, чтобы “клиенты” могли указать контактный номер телефона, привозил некий неустановленный следствием человек, работающий в офисе одного из сотовых операторов. SIM-карты были зарегистрированы на различные фирмы и находились у Вероники С., которая в случае проверки отвечала на звонки службы безопасности банка. В конце 2012 года ею заинтересовалась полиция, и женщина передала все печати и базу организаций, в которых “оформлялись” на работу “клиенты”, Петруниной, которая якобы продолжила дело.

Первый прокол, если верить показаниям Петруниной, произошел с документами на некоего гражданина, которого мошенники использовали для получения очередного кредита. Сначала кредит ему одобрили, но вскоре это решение было отменено и деньги он получить не успел. В декабре стало понятно, что служба безопасности банка предметно проверяет все выданные за этот год кредиты. Джовадов настоял на том, чтобы сообщить всем “клиентам”, что в случае звонка из банка они называли разных менеджеров, с которыми работали в банке. Как рассказала следствию коллега Якуповой, работавшая в том же отделении банка, служба безопасности начала проверку по нескольким кредитам в сентябре 2013 года. В результате всем менеджерам был объявлен выговор, а потом стало известно, что в отношении Якуповой было возбуждено уголовное дело.

Сама Эльвира Якупова все обвинения наотрез отрицает. По стандартам банка, которые подтвердили ее коллеги, у менеджеров есть показатель — 60 кредитов, которые они должны выдать за месяц. То есть менеджеры заинтересованы выдать больше кредитов, они не проверяют истинность документов, а лишь правильность их заполнения. Дальнейшую проверку должна проводить служба безопасности банка, которая, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы выявить все риски при выдаче кредитов и отбраковать максимальное число ненадежных заемщиков. На ком лежит ответственность за то, что банк выдал мошенникам восемь с половиной миллионов рублей, сказать трудно, но обвинение предъявлено только Якуповой. Начальник сектора по противодействию мошенничеству отдела безопасности банка Евгений Лашманов, который специально приехал в отделение банка, чтобы сообщить менеджерам об уголовном деле в отношении Якуповой, почти сразу уволился. В акте внутренней проверки, которую провела служба безопасности, прямо указано: “В ходе служебного расследования фактов прямой причастности сотрудников банка к выдаче кредитов по подложным документам установлено не было”. Из 11 кредитов, которые были утверждены службой безопасности на основании ненадлежащим образом оформленных документов, лишь четыре оформлены Якуповой. Остальные готовили ее коллеги, которые тем не менее избежали уголовного преследования.

Эльвиру Якупову взяли под стражу, где она находилась ровно год. Суд постоянно продлевал срок ареста, несмотря на то что сторона защиты заявляла о необходимости оказания ей медицинской помощи. Якупова наблюдалась в лечебно-диагностическом центре “Авеста-М”, у нее было выявлено заболевание, требующее хирургического вмешательства. Одна операция прошла в январе 2014 года, а вторая так и не состоялась из-за ареста. 5 мая 2015 года Якупову все же отпустили из СИЗО с подпиской о невыезде.

Отец Якуповой Мигдят Мязитов занялся защитой дочери, по его собственным словам, не сразу. Бывший офицер, прошедший боевые действия в Афганистане, тяжело переживал обвинения в адрес дочери и, по всей видимости, смирился бы в случае доказанности ее вины. 10 сентября 2014 года он приехал в изолятор, где содержалась Якупова. Здесь его встретили оперуполномоченные Управления экономической безопасности и противодействия коррупции старший лейтенант Сергей Алменов и капитан Эльдар Сагитов. “Не знаю, откуда Алменов узнал о моем прибытии туда, но он тоже приехал и во время встречи сказал, что явился специально для того, чтобы увидеться со мной и обсудить вопросы “сотрудничества”, — рассказал Мязитов. Оперативник заявил, что если Якупова даст устраивающие следствие показания, он не допустит, чтобы она оставалась за решеткой. За то, чтобы изменить ей меру пресечения на подписку о невыезде, а также за условный срок наказания в результате рассмотрения дела, оперативники потребовали у Мязитова два миллиона рублей.

По словам Мязитова, это была не первая попытка полицейских “заработать” на этом деле, и начались они сразу после того, как он обмолвился в частном телефонном разговоре с дочерью, что продал квартиру в Москве. То, что следователи прослушивали телефон, пока не доказано, но в перспективе это возможно.

Сразу после предложения оперативников “договориться” о дальнейшей судьбе дочери Мязитов обратился с заявлением в службу собственной безопасности Саратовского управления МВД. Он заявил о попытках “договориться” со стороны Алменова и Сагитова, а также поименно перечислил тех, кто пытался нажиться на этом деле. По информации из следственных органов, в настоящее время решается вопрос о предъявлении аналогичных обвинений ряду руководителей и сотрудников ГУ МВД по Саратовской области и ФСИН.

Действовали полицейские, по словам Мязитова, не очень слаженно: с предложением “договориться” к нему обращались сразу три группы одновременно, при этом периодически заявляли, что знают о попытках коллег сделать то же самое, но призывали не доверять никому другому, а “работать” только с ними. В разговорах, которые вели полицейские и которые пока нельзя публиковать в интересах следствия, явно прослеживается попытка представить в качестве гарантий авторитет лиц в областном руководстве полиции, которые якобы стоят за ними. Служба собственной безопасности провела проверку по этому заявлению. “По результатам служебной проверки было принято решение об увольнении из органов внутренних дел Моисеева, Сагитова и Алменова, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей подразделений, в которых вышеуказанные сотрудники проходят службу, — ответили Мязитову. — Кроме этого, материалы служебной проверки направлены в следственный отдел по городу Саратову следственного управления следственного комитета РФ по Саратовской области для проведения доследственной проверки и принятия процессуального решения”. 10 марта в отношении Алменова и Сагитова было возбуждено дело по факту мошенничества. Адвокат Сагитова попытался оспорить это постановление, однако Октябрьский районный суд отказал в удовлетворении жалобы.

“Я не исключаю, что данные лица, которые осуществляли оперативное сопровождение и сбор доказательной базы по уголовному делу моей дочери, имели возможность сфальсифицировать доказательства, запугать свидетелей и обвиняемых по делу с целью дачи ложных показаний, повлиять на привлечение ее к уголовной ответственности”, — предположил Мязитов.

Эта история была рассказана в передаче “Момент истины” на федеральном Пятом канале. Как рассказал ведущий передачи Андрей Караулов, после эфира ему позвонил один из заместителей председателя правления Сбербанка Германа Грефа и спросил, правда ли все то, о чем шла речь. Караулов все подтвердил. После этого было обещано, что в структурах Сбербанка в Саратове будет проведена проверка.

Обвинение Алменову и Сагитову может быть предъявлено уже в ближайшее время, тогда же их, по всей видимости, могут взять под стражу. Мязитов на этом не успокоился и добивается наказания остальных фигурантов этой истории в погонах. Вопрос в том, станут ли фигурантами этого дела те, чьими именами прикрывались полицейские, когда вымогали деньги? Или они это напридумывали для солидности?

Источник: http://nversia.ru/rubric/view/id/7966