09 июля 2015, 6:15

Н@блюдатель. Мамаевы курганы, ипатовский след и “экстремистские” ленточки

«Н@блюдатель. Мамаевы курганы, ипатовский след и “экстремистские” ленточкиСудя по саратовскому информационному потоку, прошлая неделя проходила на нервах. То какой-то сумасшедший позвонил в полицию и сообщил, что хочет убить губернатора. То другой напал с ножом на американского баскетболиста, выступающего за “Автодор”. Разгорелся скандал по поводу издательства “Слово”, Олег Грищенко собрался подавать в суд на журналистов. Даже открытие мусороперерабатывающего комплекса в Энгельсе едва не обернулось громким скандалом.

В эпицентре этого конфликтного круговорота оказались “Свободные новости”. Именно им грозит судом Грищенко за то, что они, по его мнению, исказили его слова об отказе от сокращения зарплаты. И именно они привели слова Радаева, сравнившего мусорные кучи с “мамаевыми курганами”. “Мамаев курган в России один. Он находится в Волгограде”, – рассудили журналисты и поставили высказывание Радаева в один ряд с изречением губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Тот неделей раньше назвал героя Великой Отечественной Александра Матросова “самоубийцей”.

Пресс-служба губернатора в тот же вечер объяснила, что имел в виду глава региона: “В Поволжье слово “мамай” использовалось с давних времен и означало “холм”, “возвышенность”. Чтобы это узнать, стоит заглянуть в словарь”. Такую же точку зрения представил доктор исторических наук Фрид Рашитов: “Мамаевы курганы” – это устойчивое словообразование, им можно обозначить любую возвышенность, холмы”. Возмутились неудачной метафорой губернатора депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и главный редактор информагентства “Регнум” Модест Колеров.

На прошлой неделе произошло давно ожидаемое событие. Правительство области наконец решилось разорвать с компанией “Саратовгесстрой” контракт по строительству новой набережной в Саратове. “370 миллионов рублей, которые генподрядчик не освоил в прошлом году возвращаются из федерального бюджета. Но эти деньги мы пока не будем перечислять “Саратовгесстрою”. Сейчас готовится иск в суд о расторжении контракта с этой компанией”, – рассказал “Комсомольской правде в Саратове” глава капстроя Николай Якубович.

Однако оказалось, что кое-какие деньги компании все-таки были перечислены. “Депутат Леонид Писной поинтересовался авансовым платежом в размере 117 миллионов рублей, который уже перечислен компании”, – транслировал “Взгляд-инфо” из стен облдумы. Их придется возвращать. Парламентарии поинтересовались также, почему молчит партия “Единая Россия”, которая обещала построить набережную в своей предвыборной программе. Партия ответила позже устами председателя думского комитета по ЖКХ Сергея Нестерова: подрядчика, мол, выбирал еще прежний губернатор Павел Ипатов, к нему и вопросы.

Нестеров отправил руководителю регионального следственного управления письмо с просьбой проверить информацию “о причастности экс-губернатора Павла Ипатова к фактам нецелевого расходования бюджетных средств на реконструкцию набережной в особо крупном размере”, цитировали СМИ. Правда, никто не задался вопросом, о каких фактах идет речь и почему они известны Нестерову, но пока неизвестны следователям.

Неприятным казусом завершился торжественный митинг-концерт в честь вхождения Крыма в состав России. “На митинге в честь присоединения Крыма сотрудниками полиции были задержаны несколько молодых людей с ленточками цветов украинского флага. Сначала правоохранители не предпринимали попыток задержать молодых людей с ленточками, однако сразу после окончания митинга силой доставили их в стационарный отдел полиции на Театральной площади. Там у задержанных проверили личные данные и отпустили, не предъявив никаких обвинений”, – писала “Версия”. Некоторые из задержанных оказались несовершеннолетними.

На следующий день “Версии” стало известно, что участников акции “стали вызывать на профилактические беседы сотрудники правоохранительных органов”. По первым данным “Свободных новостей”, это были сотрудники ФСБ, потом журналисты исправились – беседовали с подростками сотрудники Центра противодействия экстремизму ГУ МВД. “Мы же должны понимать, что люди-то хотят. Может они недопонимают чего-то, может для них требуется какое-то объяснение чего-то. Может быть, у них вопросы есть, а их никто выслушать не может”, – объяснил журналистам начальник Центра “Э”.

Неизменно саратовские СМИ интересовали небесные явления. В небе над Воскресенским районом очевидцы сфотографировали “северное сияние”. “Это не электромагнитное, а оптическое явление. За день в воздухе накапливается влага. А ночью этот воздушный пар, минуя жидкое состояние, превращается в крошечные кристаллы или пластины. Через этот слой кристаллов и преломляется свет — от луны или от наземных источников”, – объяснила “Комсомольской правде” представитель областного гидрометцентра Светлана Цветайло. А вот ее начальник, глава центра Михаил Болтухин дезавуировал слова подчиненной: “Это провокация какая-то! И вы не поддавайтесь на нее. Никто ничего не видел. Это содрали с сайтов московских и прочих. Не может быть в средней полосе таких явлений”.

Солнечное затмение под сомнение никто не ставил. Хотя разные информационные источники все же расходились в описании это явления, к примеру, “Четвертая власть” почему-то назвала его “полным”, хотя солнечный диск закрылся меньше, чем наполовину. “Сарновости” назначили начало затмения на 3 часа раньше, чем ему полагалось начаться. Но больше всего неопределенности было с датой следующего затмения: она в разных СМИ колебалась от 2019 до 2061 года.

Егор ТумановИсточник: http://focusgoroda.ru/materials/2015-03-23/4088.html