10 июля 2015, 8:20

Федеральная милость

«Федеральная милость

С 1 января в Саратовской области должна была начаться реализация второго этапа программы переселения граждан из аварийного жилья. Она рассчитана на пять лет, с 2013 по 2017 годы, и действует в рамках указа президента РФ № 600 “О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг”.

Наш регион с трудом выполнил свои обязательства даже по первому этапу. А над вторым вообще нависла угроза срыва. Возникает большое количество вопросов, почему. Люди, годами живущие в аварийных домах, не понимают, почему буксует программа; почему город и область не могут найти необходимое количество квартир для ее исполнения, ведь власти ежегодно докладывают об увеличении темпов строительства; почему возникают трудности с финансированием, если на переселение выделяются, в том числе, федеральные средства? На эти вопросы попытался ответить корреспондент ИА “Взгляд-инфо”.

 

То ли доля, то ли неволя

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда идет в Саратовской области еще с 2008 года в рамках 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”. Общий объем финансирования на переселение граждан за это время, начиная с 2008 по 2014 год, уже составил более 10 млрд рублей. В том числе 5,9 млрд – за счет средств Фонда, 1,9 млрд – средства консолидированного регионального бюджета и 2,5 млрд рублей – средства местных бюджетов на приобретение дополнительных квадратных метров. Но, как утверждают специалисты, самые масштабные мероприятия были запланированы после так называемого “шестисотого” указа президента.

Для выполнения поручения президента в регионе 18 апреля 2013 года постановлением правительства области №191-П утвердили областную адресную программу “Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах”.

В процессе реализации пяти этапов программы местным властям необходимо переселить более 20 тысяч граждан из 9121 жилого помещения (333 тысячи квадратных метров). Стоимость переселения составляет 8,6 млрд рублей. Нужно понимать, что программа совсем не означает, что в Саратове и по области будут снесены все аварийные и ветхие дома. Регион лишь обязуется переселить людей из тех домов, которые до 1 января 2012 года признаны непригодными для жизни. Вновь выявленный жилой фонд в программу не включается, а по оценкам министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, на сегодняшний день это уже дополнительно около 400 домов. “Иначе это будет бесконечная программа. Она не может завершиться в принципе, – объясняет исполнительный директор ООО “Межрегионэкспертиза”, почетный строитель России Юрий Земсков. – Предыдущие мероприятия были маломощные по сравнению с нынешней программой“.

Что касается финансирования, то в программе оговорено, что оно осуществляется из трех источников. И основное бремя содержания берет на себя, естественно, федеральный центр.

Если быть точнее, 5,1 млрд рублей выделяется из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, 2,5 млрд рублей – из областного бюджета, 1 млрд рублей – из местных бюджетов. Это в теории, на практике все по-иному. Для саратовского запредельно дефицитного бюджета оказалось непосильным бременем исполнить свои финансовые обязательства, как впрочем, и для отдельно взятых муниципалитетов. Недостаточным условием для успешной реализации программы в нашем регионе стала и федеральная поддержка.

Более полугода у самой области не было денег на начало второго этапа! Пришлось делать то единственное, в чем мы так хорошо преуспели – вновь влезать в долги. “Бюджет области из-за чего нарастил свой государственный долг? Это в результате финансирования подобных программ. Сейчас происходит то же самое. Вы обратили внимание, что в этом году область увеличила государственный долг почти на 1,5 млн рублей. Это как раз взяли деньги на обеспечение софинансирования программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Но и денег просто так не возьмешь. Это же не каждый бежит и Саратовской области взаймы дает“, – комментирует Земсков.

По его информации, изначально программа предусматривала три этапа до 2015 года. Потом ее продлили до 2017 года. Региональное министерство строительства и ЖКХ сообщает, на первом этапе, чтобы расселить 4114 граждан из 178 аварийных домов потребовался 1,878 млрд рублей.

Тогда участие в программе приняли 19 муниципальных районов. Два из них – крайне неудачно. “В глухую сроки сорвали два района: Советский и Хвалынский“, – рассказывает депутат Саратовской областной думы, генеральный директор АО “Саратовоблжилстрой” Леонид Писной.

Это подтверждают и в профильном министерстве. По словам областного министра строительства и ЖКХ Дмитрия Тепина, в Хвалынском районе состоялся аукцион, на который вышел подрядчик из Сызрани. Разрешение на малоэтажное строительство можно получить без экспертизы. “Разрешение было получено. Начали строить. Когда уже выходил первый этаж, увидели, что качество работ не соответствует нормативам, просто ни в какие рамки не лезет. Когда указали на это подрядчику, он просто пропал. Его начали долго разыскивать, началась судебная переписка. Начали изыскивать дополнительные средства, чтобы объявить новый аукцион. Вы представляете, какие это затяжки? Здесь меру ответственности можно разделить, конечно. Должностные лица и мы, министерство, должны контролировать и координировать работу“, – сетует министр.

В Советском районе подрядчик, выигравший аукцион, оказался в предбанкротном состоянии. “В администрации хоть и вовремя были приняты необходимые меры: рекламации, судебные решения, недоимки, но объект от этого быстрее строиться не стал“, – комментирует господин Тепин.

Как говорят эксперты, на бюджеты районов “ложатся” дополнительные квадратные метры. “Если вы отселяете из квартиры площадью 15 кв. м, а предоставляете 27 (минимальный размер однокомнатной квартиры), понятно, что за излишки тоже придется заплатить. Это бремя уже ложится на местные бюджеты. В этом тоже определенная степень трудности“, – объясняет Земсков.

Как уверяют в министерстве, на сегодняшний день в большинстве районов вопросы по первому этапу уже решены. Осталось порядка 2500 тысяч метров, которые необходимо достроить. Дмитрий Тепин рассчитывает, что на это еще потребуется полтора месяца.

 

Нам деньги строить и жить помогают

На втором этапе область столкнулась с тем, что денег на софинансирование у нее вообще не оказалось. “Состояние бюджета Саратовской области явно не тянет такое мощное софинансирование“, – заявляют строители.

В итоге – если первый этап программы мы с горем пополам исполнили, то второй забуксовал как минимум на полгода.

Основная сложность второго этапа программы связана с высокой мобилизацией всех наших доходов. Поэтому расходы на областное софинансирование программы в начале года заложены не были. Вообще нисколько“, – продолжает министр.

По его словам, губернатором Валерием Радаевым все это время велась работа на всех уровнях: в министерстве строительства и ЖКХ России, в Фонде развития жилищного строительства, в Минфине, с зампредом правительства РФ. На данный период вопрос все-таки удалось решить и найти деньги. Причем мы единственный субъект, который получит дополнительную федеральную поддержку на реализацию второго этапа программы. Не бесплатно, конечно, но на вполне щадящих условиях – всего 0,1% от бюджетного кредита. “Была проделана большая плановая работа. Нужно было побывать абсолютно во всех кабинетах всех руководителей, доказать по всем документам бюджетную необходимость“, – отчитывается Тепин.

Таким образом, в рамках бюджетного кредита Саратовской области будет предоставлен 1 млрд 150 млн рублей. Но сможет ли область наверстать упущенное время?

В целом стоимость переселения второго этапа программы составляет 2,3 млрд рублей. При этом 941 млн рублей – за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 1 млрд рублей – из областного бюджета, 334 млн рублей – из местных бюджетов.

По информации областного министерства, во втором этапе принимают участие 9 муниципальных образований. Требуется завершение переселения 5526 граждан, а аварийная жилая площадь составляет 87,5 тыс. кв. м (2634 жилых помещения).

 

На нет и квартир нет

Еще одна не менее острая проблема, тормозящая программу, это стоимость реализации квадратного метра. У нас в регионе она одна из самых низких. На втором этапе строителям отводят ни больше ни меньше – 26180 рублей. На первом она была еще более “поразительной” – едва перевалив за 24 тысячи рублей. В то время как цена реализации квадратного метра на рынке уже давно превышает 30 тысяч рублей. Как результат: строители просто не заинтересованы в участии в программе, а те подрядчики, которые все-таки находятся, не отвечают ни за качество работ, ни за свою собственную долговечность на рынке.

“Установленная нам цена квадратного метра в рамках реализации программы очень низкая даже для сегодняшней ситуации. Очень низкая для того, чтобы у строителей появилось желание поучаствовать в ней. Поэтому в рабочем порядке, индивидуально с каждым и администрация города Саратова, и правительство Саратовской области ведут работу. Если бы цена была 32 или 35 тысяч рублей, как в других регионах, намного бы охотнее строители пошли“, – размышляет Дмитрий Тепин.

К сожалению, пока еще никаким субъектам далеко продвинуться в решении этого вопроса не удалось. Для нашего региона как была установлена одна из самых низких цен по России на уровне 2008 года, которая индексировалась потом не выше уровня инфляции, так она на сегодня и остается.

У нас есть вопросы к правительству области, когда они выбирали определенные параметры, по которым рассчитывалась впоследствии цена квадратного метра в регионе“, – присоединяется к мнению экспертов глава города Саратова Олег Грищенко.

Леонид Писной видит промахи и в процедуре подбора подрядчиков, которую, по его мнению, вполне можно администрировать в рамках закона, тем самым обеспечивая гарантии исполнения работ. “Были исторические исполнители этой программы. Вполне понятно, что при такой цене и таких сроках программу могут реализовать только крупные подрядные организации. От них отказались. Решили заново изобрести велосипед. Я могу сказать – как крупный подрядчик, который до 2012 года тащил на себе воз выполнения этой программы, – все те, кого раньше через администрирование понуждали заниматься реализацией, вздохнули с облегчением и ушли в сторону“, – заявляет строитель.

Особенно наглядно эта ситуация видна в самом Саратове. Исторически сложилось, что больше всего аварийного жилья именно в областном центре. “Если мне память не изменяет, Саратов чуть ли не половину программы занимает“, – комментирует Земсков.

Если вспомнить, на первом этапе программы, объявив аукционы, администрация города физически не смогла их исполнить. Они просто не состоялись. Не нашлось желающих. “Свои квартиры ни “Кронверк”, ни “Облжилстрой”, ни” Шэлдом”, ни кто-то другой не продали по такой цене. Во-первых, основная масса – это однокомнатные квартиры. Во-вторых, не забывайте, что все эти квартиры под ветхое и аварийное жилье должны быть полностью отделаны. Неважно, с бюджетной отделкой или с какой-то другой. Только вмешательство правительства Саратовской области, которое располагало “Солнечным-2″ и которое подключило к программе КПСО (Казенное предприятие Саратовской области), позволило завершить в Саратове первый этап“, – рассказывает Земсков.

Все это, безусловно, очень сильно затормозило процесс. И то, что можно было, условно говоря, начать строить весной 2013 года, начали строить только в середине лета. Понятно, что чудес не бывает. Эксперты отмечают, в среднем нормальный кирпичный дом строится от года до полутора. “Сдать дома – это полбеды. Потом все эти квартиры надо зарегистрировать в Регпалате. Потом передать по договорам социального найма владельцам ветхого и аварийного жилья. Потом они должны еще и переехать. Вот тогда этап считается завершенным“, – уточняет Земсков.

На самом деле многих строителей данная цена не устраивает. Но мы находим тех, которые предлагают нам квартиры по этой цене“, – парирует глава администрации города Александр Буренин.

 

Город засыпает, просыпается область

Пока все говорили об отсутствии денег у области на софинансирование, низкой цене квадратного метра, несостоятельности некоторых подрядчиков и несовершенстве закона о закупках (44-ФЗ), возникла новая проблема. Неожиданно не оказалось денег на второй этап переселения и у города, который рассчитывал, что ими поделится область. “Изначально планировалось, что область предоставит нам свою долю. Но они приняли решение этого не делать, а дать нам бюджетный кредит. Нас поставили перед фактом буквально на днях. Мы экстренно собрали заседание гордумы, которое состоялось 13 августа, – рассказывает и.о. председателя комитета по финансам администрации Саратова Александр Струков. – Мы бы, конечно, хотели субсидии получить, как это было предусмотрено изначально программой, а не бюджетный кредит, пусть даже под минимальный 0,1%“.

Тем не менее, на экстренном заседании гордумы депутаты единогласно поддержали решение взять вынужденный кредит.

В связи с тем, что в постановление правительства области внесены изменения, предусматривающие исключение софинансирования областью мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Саратова, муниципалитету требуется увеличить свою долю софинансирования на 485 миллионов 697,7 тысяч рублей… Источником финансирования дополнительных расходов является бюджетный кредит, который предоставляет правительство области“, – говорится в подготовленном гордумой документе. На его обслуживание городу необходимо порядка 500 тысяч рублей.

Вся эта история больше напоминает круговую поруку. Область просит денег у федерации, город – у области. Отдавать долги и тем, и другим все сложнее и сложнее.

Сейчас город отчаянно ведет переговоры о том, чтобы область простила ему часть предыдущего долга. “В 2010-2011 гг. область также нам давала бюджетные кредиты на ремонт дорог. Были  построены развязка и эстакада, которая ведет в п. Юбилейный. Деньги были освоены. Мы должны их вернуть. Сейчас пока только ведутся переговоры о том, что эти деньги на 95% списать. Чтобы нам их простили“, – подтверждает Струков.

Если область не пойдет навстречу, ситуация станет патовой.

В 2015 году сумма расходов на обслуживание долговых обязательств города составит 650 млн рублей. На следующий год – еще больше.

Бюджет города балансирует на грани. Фактический дефицит по итогам первого квартала 2015 года составил 30,6%, по итогам первого полугодия текущего года – 24,2%. Размер муниципального долга увеличился за три года на 1 995 700 рублей при сокращении налоговых поступлений на 1 825 900 рублей. Общий объем планируемых заимствований составляет 7 068 697 рублей, или 99,5% предыдущего объема заимствований.

Вся эта история больше напоминает круговую поруку. Область просит денег у федерации, город – у области. Отдавать долги и тем, и другим все сложнее и сложнее.

Сейчас город отчаянно ведет переговоры о том, чтобы область простила ему часть предыдущего долга. “В 2010-2011 гг. область также нам давала бюджетные кредиты на ремонт дорог. Были  построены развязка и эстакада, которая ведет в п. Юбилейный. Деньги были освоены. Мы должны их вернуть. Сейчас пока только ведутся переговоры о том, что эти деньги на 95% списать. Чтобы нам их простили“, – подтверждает Струков.

Вопрос не в том, как мы с вами будем отдавать, а вопрос в том, что нужно купить 1491 квартиру людям. Отдадим. Мы будем хорошо работать и отдадим. Мы должны смотреть с оптимизмом. Вы в России видели хоть один муниципалитет, который обанкротили?! О чем тогда разговор идет? Все будет хорошо, и мы поженимся. Все будет хорошо!” – ручается Александр Буренин. Хочется, конечно, верить, что его оптимизм и бравада оправданы.

Контрастирует с ним во мнении глава Саратова Олег Грищенко, который считает, что дальше ситуация будет только хуже и хуже. “Пока не изменится федеральное законодательство, мы так и будем каждый год продолжать брать кредиты, потому что тот бюджет, который мы каждый год утверждаем или нам утверждают (как угодно можно говорить), конечно, все наши потребности не исполняет. Нам приходится кредитоваться, потому что нам денег на выполнение наших полномочий не хватает. Как способ остается кому-то только акт самосожжения. Может, коммунистам?! Нам не с руки, мы относимся к партии власти“, – шутит глава.

По информации Александра Буренина, в этом году шесть домов будет построено в “Солнечном-2″ и около 400-600 квартир в новом микрорайоне “Иволга”.

Экс-замминистра строительства и ЖКХ Саратовской области Владимир Григорьев акцентирует внимание и на другом тяжелом вопросе, о котором стараются не вспоминать. О том, что в программу не включено еще огромное количество аварийных домов. Он считает, что если уж нет возможности их снести, нужно заниматься капитальным ремонтом, развивать инженерные коммуникации. “Посмотрите на дома по улицам Гоголя, Зарубина. Все они не канализованы. Все сливается по ливневкам напрямую в Волгу. Нельзя же в таких условиях жить. Сегодня город у нас умирает“, – обреченно констатирует он.

Относительное утешение для Саратовской области – что мы далеко не единственный регион с высокими сроками задержки программы.

Ряд регионов программу не смогли исполнить. Потому что только регионы-доноры, где крупная промышленность (Самара, Екатеринбург), в состоянии за счет мощности своих бюджетов эти вопросы решать. Представьте, как тяжело дотационным регионам изыскать такие громадные суммы. Только за счет опять новых заимствований у государства“, – обрисовывает ситуацию Земсков.

Пожалуй, единственное, что нам сейчас остается, признаться в собственном бессилии и уповать только на милость федерального центра.

Источник: http://www.vzsar.ru/special/2015/08/19/federalnaya-milost.html