Большие муки
«
Журналисты предотвратили увод из госсобственности памятника архитектуры площадью 2000 кв. м
К теме вернулась Анастасия ХЛОПКОВА
Уже больше полугода редакция ИА “Взгляд-инфо” следит за развитием ситуации вокруг продажи практически за копейки регионального объекта культурного наследия в Пугачеве – мельницы купца Савелия Чемодурова. В декабре прошлого года мы провели свое журналистское расследование и выяснили, кому было выгодно банкротство градообразующего предприятии ОАО “Пугачевский мукомольный завод” и последующая продажа имущества, в состав которого входит и мельница. Обо всем этом подробно рассказано в материале “Расхождение по мукам”, активно обсуждавшемся нашими читателями.
И вот после долгой переписки с областными правоохранительными органами у истории появилось продолжение. Территориальное управление Росимущества обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с требованием аннулировать сделку о продаже мельницы и признать объект культурного наследия государственной собственностью. 25 мая состоится первое заседание по делу.
Он же памятник
В этом году пугачевскому памятнику архитектуры исполнилось 110 лет. Районные чиновники любят повторять: мол, приезжайте на объект и посмотрите, в каком он состоянии – намекая на то, что много за эту недвижимость уже не выручишь. Как говорится, были-видели. Приезжали, смотрели, убедились: шестиэтажное здание из красного кирпича неплохо сохранилось. Тут, как нас заверили бывшие заводчане, даже станки еще в рабочем состоянии.
Как мы уже писали, в 1907 году мельница пережила пожар, в 1911-м купец Савелий Чемодуров ее восстановил. Реконструировал мукомольный комплекс, оснастил новым оборудованием и механическим транспортом, установил паровую машину с котлами. До 1915 года тут вырабатывалось до 16 сортов муки. Производство не останавливалось и в военные годы, муку поставляли на фронт. В советское время здесь в сутки вырабатывали до 260 тонн муки. Даже в нестабильные девяностые предприятию удалось выстоять. Переломным неожиданно оказался конец девяностых – начало нулевых, когда в Пугачев пришли самарские “инвесторы”.
Стоит напомнить, кто именно вышел на самарских кредиторов. По словам Риммы Зверевой (с 1972 года главный бухгалтер мукомольного завода), в 1997-м это сделал Владимир Капкаев (ныне спикер Саратовской областной думы), занимавший на тот момент пост директора ОАО. “Тогда самарцы выкупили наш кредит у “Сбербанка”. В итоге они вмешивались в нашу работу, а помощи не оказывали. Пытались только свою выгоду получить. Договоры с поставщиками заключали самарцы. Если они находили поставщиков, значит, у нас была работа”, – вспоминала полгода назад Зверева.
В декабре нам также удалось выяснить, что в 2002 году по решению Владимира Капкаева следующим гендиректором предприятия назначили Георгия Пержу. Георгий Иванович руководил мукомольным заводом вплоть до 2012 года, до банкротства.
“Было такое, что из-за долгов по зарплате судебные приставы в 2011-м вырвали у нас один станок “с мясом”, – делился Пержу своими впечатлениями от сотрудничества с самарскими кредиторами. – Я орал тогда на них, обозвал их варварами: “Вы чего? Если станки вырвать, то это уже не завод”. Наш хозяин в это время находился в Тунисе, я его нашел через главу районной администрации Владимира Зубова. Если бы я этот беспредел не остановил, они бы пришли и еще какой-нибудь станок вырвали”.
Высказаться о недавней сделке мы попросили и самого экс-главу Пугачевского района, а ныне депутата районного собрания Владимира Зубова. Но народный избранник заметил, что эта тема – не на злобу дня, так как таких предприятий в стране десятки тысяч, к которым “государство приложило руку и разорило их”. Кроме того, он не видит в этом деле хоть какую-нибудь причастность руководства завода или чиновников. Отношение ко всему имеют только самарские хозяева, резюмировал наш собеседник.
Кстати, напомним: на мукомольном заводе трудился не только Георгий Пержу, но и его супруга – с 2010 года она была заведующей лабораторией. После закрытия производства в жизни семьи многое изменилось. Пержу-старший, как и экс-глава района, – теперь депутат собрания Пугачевского района (2011–2016). А его сын Николай занимает должность ведущего специалиста отдела организационного обеспечения деятельности Саратовской областной думы – одного из ключевых подразделений регионального парламента. Ну и еще Георгий Иванович приобрел свою маленькую мельницу и теперь мелет муку на себя, а не на ОАО – завод-то уже разорили.
Расследование в режиме “офлайн”
Между тем, альянс с самарскими кредиторами ничего кроме роста долгов и разорения не дал. Перед началом торгов по продаже имущества ОАО “Пугачевский мукомольный завод”, сумма долга дошла до 27 млн рублей, кредиторам – 6,5 млн. И в 2011 году по заявлению ООО “Самарахлебрезерв” (компанию создал самарский предприниматель Гамаль Замальдинов) в Арбитражном суде Саратовской области рассматривалось дело о банкротстве ОАО. В 2012 году суд признал предприятие несостоятельным. Причиной все собеседники “Взгляда-инфо” называют неэффективное управление.
Казалось, правоохранительным органам будет небезынтересно, что единственным участником аукциона по приобретению имущества должника оказался тот самый господин Замальдинов. Он приобрел все за первоначальную стоимость – 15,2 млн рублей. При этом за саму мельницу заплатил 2,7 млн рублей (1060 рублей за квадратный метр) – хотя кадастровая стоимость объекта культурного наследия превышает 29 млн рублей. К Гамалю Замальдинову вопросов, собственно, нет: он действовал в тех условиях, которые ему были предложены областной властью и собственниками завода.
Обо всем этом мы подробно рассказали еще в конце прошлого года. Но после выхода материала “Расхождение по мукам” прошло практически полгода, а внятной реакции со стороны правоохранителей, похоже, так и не последовало. Уголовные дела не возбуждены – СУ СКР молчит, прокуратура региона ограничилась внесением представления в адрес ТУ Росимущества.
Вновь напомнил о себе негласный политический контракт: не “возбуждаться”, если речь идет о возможной причастности представителей высших эшелонов региональной власти к коррупционным преступлениям. Для нас очевидно, что к сделкам с имуществом ОАО “Пугачевский мукомольный завод” скрыто или явно причастны высокопоставленные представители исполнительной и законодательной власти региона. И задача правоохранительных ведомств – назвать фамилии и определить степень ответственности.
В Пугачев по поручению прокурора области Владимира Степанова выезжали областные специалисты: “Проведена проверка деятельности конкурсного управляющего по организации торгов, а также при осуществлении мероприятий, касающихся продажи имущества предприятия. Нарушений не установлено”, – сообщалось 12 января 2015 года в письме начальника отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства Александра Баринова.
Далее в послании из облпрокуратуры говорилось, что решением комитета по управлению имуществом Саратовской области 16 августа 1993 года утвержден план приватизации Пугачевского мукомольного завода № 4, находящегося в федеральной собственности. “При этом согласно пункту 9 раздела II Плана приватизации, не подлежат приватизации объекты социально-культурного наследия и социально-бытового назначения, в том числе корпус мельницы. Данные объекты должны были остаться в федеральной собственности и на балансе акционируемого предприятия”, – поясняло ведомство.
В адрес Территориального управления Росимущества в Саратовской области за подписью заместителя областного прокурора Тимура Маслова внесено представление “об устранении нарушений в сфере государственной собственности, в котором поставлен вопрос о судебной защите прав Российской Федерации”.
Выяснилось, что в конце февраля 1998 года по решению комитета по управлению имуществом области должна была пройти приватизация здания мельницы. Чего не произошло. Вместо этого 11 марта того же года Пугачевский мукомольный завод, которым на тот период еще руководил Капкаев, оформляет охранное обязательство на памятник истории и культурного наследия – мельницу купца Чемодурова. При этом здание находилось в федеральной собственности. А в апреле 2013 года ОАО, когда уже началась процедура банкротства, и вовсе оформляет право собственности на мельницу. Очевидно, сделано это было для того, чтобы вместе с остальными активами завода увести и здание мельницы.
То есть предприятию, находящемуся в стадии банкротства, областная власть неожиданно передала памятник архитектуры. Это решение, по мнению редакции, не только сомнительно, но и носит коррупционный характер.
От арбитражного до уголовного?
В феврале этого года ТУ Росимущества обратилось с иском в арбитражный суд. “Мы настаиваем на признании сделки недействительной и прекращении права собственности за ОАО “Пугачевский мукомольный завод”, а также возврате объекта в федеральную собственность, – отмечают в юридическом отделе федеральной службы. – Вопрос об уголовной ответственности за действия должностных лиц ОАО находится в компетенции правоохранительных органов”.
Интересы ответчика представляет конкурсный управляющий Пугачевского мукомольного завода Константин Марков. Третьими лицами выступают областной комитет по управлению имуществом, управление Росреестра, региональный минкульт, областная прокуратура и самарский бизнесмен Гамаль Замальдинов. Росимущество направило самарскому покупателю исковое заявление, но отзыв на документ от него пока не получили. Следующее заседание состоится 25 мая.
Сделка купли-продажи мукомольного комплекса приостановлена. “Действуя разумно и добросовестно, как того требует закон, мы это сделали сразу, когда на “Взгляде-инфо” вышли первые публикации, а потом областная прокуратура начала проверку. Мы не стали сдавать документы на регистрацию по переходу права собственности, – говорит Константин Марков. – До этого, оформляя документы, мы пытались выяснить, не относится ли все это к федеральному имуществу. Обращались в комитет по управлению имуществом и в другие органы. Тогда нам пришел ответ, что имущество не является федеральным. И только сейчас в суде вскрылись неизвестные нам факты”.
Если иск удовлетворят, договор продажи будет пересмотрен, а мельница должна быть исключена из объектов, выставленных на торги. Но есть вероятность, что в этом случае речь уже пойдет о статье 159 УК РФ “Мошенничество”.
“Там инициативы предостаточно, тем более сейчас этим занимаются правоохранительные органы. Пока не вижу никакого смысла, чтобы дополнительно выходить с инициативами о возбуждении уголовного дела. В целом я поддерживаю обращение в суд, ведь во всем должна быть законность и справедливость”, – отметил депутат облдумы Николай Семенец (избран от Пугачевского района), объясняя свое нежелание ходатайствовать о возбуждении уголовного дела.
Бывший гендиректор предприятия, спикер областной думы Владимир Капкаев сыграл в “наивное незнание”, когда журналисты спросили у него об уводе памятника из государственной собственности. Он заявил, что “в уставном капитале акционерного общества здания мельницы не было и, думаю, до сих пор нет“, хотя в прессе уже не раз прозвучала информация о том, что областная власть внесла объект в конкурсную массу и позволила ОАО “Пугачевский мукомольный завод” приватизировать его!
Господин Капкаев и вправду не владеет ситуацией или лукавит? Если второе, то о его мотивах и роли в сделке читатели могут судить сами, ориентируясь на наше повествование и очевидные факты.
По предварительному сговору?
О самом Замальдинове конкурсный управляющий Марков отзывается хорошо: “На мой взгляд, у него здравая, нормальная позиция – дождаться судебного решения. Человек заинтересован, чтобы приобрести все это в соответствии с законом”.
Положительные эмоции от общения с Гамалем Рафаилевичем остались и у главы администрации Пугачевского района Станислава Сидорова: “Я не встречался с ним, но несколько раз по телефону разговаривал. Как прошла реализация имущества с торгов, я ему сразу позвонил. Он, как я понял, планирует на этом месте организовать производство. Скорей всего, мукомольное. Планы у него есть”.
Увы, выслушать позицию самого Замальдинова нам не удалось. Даже в ООО “Ипозембанк”, совладельцем и членом совета директоров которого он считается, журналиста “ИА “Взгляд-инфо” не смогли с ним связать. “Мы такого не знаем, а наш директор в отпуске”, – заявила секретарь руководства банка.
“Имущество было передано в былые времена. Я уверена, что там действительно сделано не совсем так, как это должно быть. Такой памятник, конечно, должен иметь настоящего хозяина, который будет его поддерживать. Который сделает из него настоящее культурное наследие, чтобы им можно было гордиться”, – говорит министр культуры Светлана Краснощекова.
А вот у руководителя района Сидорова немного иное представление о “настоящем хозяине”. Ссылаясь на свой личный опыт, чиновник замечает, что памятнику культурного наследия лучше находиться не в государственных руках: “Здесь должен быть собственником настоящий бизнес. Это мое четкое убеждение. У государства, к сожалению, нет средств на восстановление и содержание всех памятников”.
Глава уверяет, что в Пугачевском районе немало положительных примеров, когда частные владельцы своими силами реконструируют фасады старинных зданий. “У нас в районе есть памятники, которые в областной и муниципальной собственности, ну в таком состоянии… – сетует Станислав Анатольевич. – И в жизни у нас на них средств не будет. Поэтому мы для себя первостепенную задачу ставим, чтобы у них появился новый собственник, собственник с деньгами”.
Сидоров подтверждает: самарцы активно приходят в район вести свой бизнес. Правда, пока ни одного крупного инвестпроекта они в Пугачеве не запустили. А Замальдинов, надеется глава, может быть, как раз запустит здесь какое-нибудь крупное производство. Как говорится, свежо предание, да верится с трудом.
Так и заканчивается история предпринимательства в России: от мецената и промышленника Савелия Чемодурова через советских красных директоров до ликвидаторов Владимира Капкаева и Георгия Пержу.
Редакция ИА “Взгляд-инфо” считает эту публикацию и предыдущий материал “Расхождение по мукам” официальным заявлением о преступлении.
Мы просим руководителя СУ СКР по Саратовской области Николая Никитина и прокурора региона Владимира Степанова установить личности участников организованной группы, которые, как мы полагаем, по предварительному сговору пытались увести из государственной собственности памятник архитектуры площадью более 2000 кв. м.
Редакция будет и дальше расследовать обстоятельства этой махинации.
Источник: http://www.vzsar.ru/special/2015/05/20/bolshie-myki.html