«Бережливая поликлиника» сбережет не всех. Пока
«Депутаты и главврачи Саратовской области дискутировали, как поднять демографический уровень
В жесткую дискуссию временами превращалось выездное заседание комитета Саратовской областной думы по социальной политике, где обсуждали реализацию проекта «Бережливая поликлиника» и демографическую ситуацию в регионе. Мероприятие прошло в понедельник, 26 марта, в городской детской поликлинике №2, которая стала одной из двух площадок пилотного проекта «Бережливая поликлиника».
Врачи хорошие, ожидание долгое
За несколько дней до заседания комитета облдумы «Четвертая Власть» провела выездной опрос среди посетителей двух детских поликлиник Саратова о качестве оказания помощи. Его итоги вызвали бурю негодования у министра и главврачей, присутствовавших на комитетском заседании.
В двух поликлиниках в центре города к профессионализму врачей у родителей пациентов претензий не возникло. По заверениям мамочек, долго сидеть в очереди не приходится, особенно по предварительной записи (там работают колл-центры). Среди проблем указывали на невозможность быстро дозвониться до регистратуры, долгое ожидание педиатра на дом и частую смену участковых педиатров.
Одна из наших читательниц накануне рассказала, что в городской детской поликлинике №8 ее ребенка поставили на УЗИ сердца аж на сентябрь. То есть диагностики придется ждать полгода. Хотя врачи и заявили, что ничего серьезного нет, просто не мешало бы сделать исследование, мама решила, что воспользуется этой услугой на платной основе. В региональном минздраве пообещали разобраться с этим случаем и в случае нарушения принять необходимые меры.
Также были претензии в том, что записаться к узкому специалисту можно лишь за месяц.
Хотя общая оценка родителями квалификации врачей в двух центральных поликлиниках была хорошей.
Как известно, в районных поликлиниках и больницах ситуация намного хуже. Так, например, нам пожаловались родители на медпомощь их детям в поликлинике и больнице Петровского района. По словам местных жителей, у них нет ни одного детского хирурга, поэтому все без исключения операции отправляют делать в Саратов и даже снимать послеоперационные швы. Эту информацию частично подтвердил в беседе с корреспондентом «4В» главврач больницы Дмитрий Вагаев. Он признал отсутствие детского хирурга, но заверил, что для всех учреждение выделяет карету скорой помощи и сопровождение в областной центр.
Куда более странной оказалась жалоба петровчан на то, что детское инфекционное отделение теперь у них находится в одном здании с помещениями на первом этаже, где наблюдаются взрослые с туберкулезом. Но эти сведения Вагаев назвал чушью.
«Есть такое понятие, как инфекционные боксы. В них изолируются больные с опасными инфекциями, но необязательно особо опасными, можно и с гриппом даже. То же самое и туберкулезный больной. Но у нас нет с открытой формой туберкулеза. На первом этаже у нас нет детского отделения, оно на втором», – пояснил он.
В таких условиях можно и поболеть. Недолго
Фактически не было жалоб родителей детей, лечащихся в детской поликлинике №2, где, собственно, обкатывается пилотный проект «Бережная поликлиника». За год она стала образцово-показательной. Перед заседанием комитета депутатам областной думы провели экскурсию по этому учреждению, главврач показала главную достопримечательность – реабилитационное отделение с соляной шахтой, механотерапией и ЛФК. Все кабинеты разместили на цокольном этаже, который привели в порядок на средства от проекта. Народные избранники долго рассматривали аппарат для бесконтактного вибромассажа, который поликлинике удалось купить на накопленные от оказания платных услуг деньги, а также соляную шахту, восхищаясь новыми технологиями. Проходя по коридорам, где не было очередей, облдепы перешептывались друг с другом, дескать, такое учреждение хотя бы по одному в каждом районе обустроить не мешало. А некоторые даже возмечтали здесь провести оздоровительные процедуры. Но возрастом не вышли.
После осмотра поликлиники депутаты и чиновники переместились в зал заседаний, где их ждали главврачи районных поликлиник и больниц области.
Народные избранники и врачи: разные взгляды
В начале заслушали доклад главы областного минздрава Владимира Шульдякова о состоянии демографии по итогам 2017 года. Чиновник сконцентрировал внимание присутствующих в первую очередь на успехах в этом направлении. Владимир Шульдяков рассказал про увеличение продолжительности жизни до 72,9 года, о лучшем показателе за последние 20 лет по смертности (13,6 на 1000 человек), уменьшении младенческой смертности на 18,5%, а также про модернизацию и переоснащение медорганизаций. Некоторую статистику из доклада можно прочитать в информации «Четвертой Власти».
Затем к главе минздрава последовала череда вопросов от членов комитета облдумы. Первым взял слово депутат и главный редактор «Четвертой Власти» Вадим Рогожин. Он рассказал о проведенном редакцией выездном опросе и об отзывах родителей пациентов на работу детских поликлиник в Саратове и области. Об этом мы написали выше.
«Дальше претензия – большая сменяемость кадров, много молодых специалистов, которые еще до конца не квалифицированы. Третья проблема – потоки больных и здоровых детей не разделены. Формально есть часы приема тех и других, но в реальности они приходят в одно и то же время. Читательница наша с ребенком в 8-й детскую поликлинику пошла. Во-первых, там записаться на врача-специалиста, нужно месяц ждать. Я так понимаю, что это общая тенденция по детским и взрослым поликлиникам. Ей предложили УЗИ сердца, очередь ее в сентябре. Мои лично впечатления – у врачей то ли квалификация резко снизилась, то ли порядок изменился. Например, если раньше в советское время, допустим, не было УЗИ, врач осматривал пациента и делал ему, как правило, правильный диагноз. Сейчас прежде чем сделать диазноз, отправляют на УЗИ и другие обследования. У нас, как говорят, три узиста – три разных мнения. Следующая проблема, видимо, пришла с запада. Опыт крайне отрицательный: прежде чем пойти к специалисту, нужно зайти сперва к терапевту, что усложняет жизнь как пациента, так и терапевта, у которого и без того нагрузка высокая», – поделился Вадим Рогожин.
Так же Рогожин хотел донести еще несколько проблемных тезисов, но они не вошли в его выступление из-за начавшейся бурной реакции врачей. Это то, что существует печальное негласное правило, что врачи, особенно терапевты, прописывают больным один известный набор препаратов. Зачастую он дороже аналогов и менее эффективный. Складывается впечатление, что либо это рекомендации федерального минздрава, либо поликлиники и лично выступают дистрибьюторами фармацевтических компаний. Пациенты-скептики иронизируют: можно в поликлинику не ходить, смотри рекламу лекарств и покупай, врач пропишет тоже самое.
***
На замечания, высказанные депутатом от имени рядовых граждан, министр Шульдяков отреагировал довольно ревностно и стал заступаться за своих коллег. Надо здесь отметить, что солидарность врачей против «обидчиков» считается наивысшей из всех профессий. Они становятся раздражительны и напористы, когда их критикуют, доказывая правильность своих действий.
«Я считаю, что половина от того, что вы говорите, голословна (напомним, что выступление депутата было основано на опросе более десятка разновозрастных пациентов у дверей поликлиник, — «4В»). Коллеги, присутствующие здесь, думаю, возразят, – апеллировал министр к главврачам и, заручившись одобрительными кивками, продолжил критиковать журналистов. – Вы знаете, послушав вас, нам можно вставать и уходить. Дальше мы призываем просто «Четвертую Власть» прийти на наши… Я сейчас не обсуждаю работу журналистов, которые на сегодняшний день крайне негативное создают об отрасли мнение у населения. Я считаю, что большая часть негатива связана, безусловно, с выступлениями прессы».
Глава регионального минздрава добавил в защиту молодых специалистов, что они сразу не приходят высококвалифицированными врачами.
«Это вопросы к государственному медицинскому университету о качестве преподавания и прочих моментов. Все, о чем мы сейчас с вами говорим, – очень дискутабельно, очень неоднозначно, очень субъективно. Поэтому я призываю вас изначально к определенному какому-то бытовому компромиссу», – заявил Владимир Шульдяков.
«Бытовому компромиссу? Что это такое? То есть все пациенты врут? Нет записи на полгода на УЗИ ребенка?» – удивленно переспросил Рогожин.
«По статистике, более 90% населения удовлетворены», – уверял Шульдяков.
«Я еще не говорю об опросах в районах, что в сельских районых поликлиниках и больницах творится», – заметил депутат.
Народный избранник добавил, что озвучил лишь некоторые основные проблемы, перечисленные пациентами, которые было бы правильно учесть при реализации проекта «Бережливая поликлиника».
***
На помощь министру поспешила зампред Валентина Гречушкина. Ее выступление было сглаживающим острые углы дебатов. Она напомнила, что сейчас больше сотни образовательных учреждений закрыты на карантин, поэтому поток пациентов в поликлиники значительно возрос. Чиновница предположила, что по этой причине бывает сложно с первого раза дозвониться в учреждение.
«Может быть, мы не совсем в корректный период времени приводим такую статистику. Я готова опровергнуть эти данные, потому что ситуация мониторится всегда по нашим учреждениям. Когда мы начинаем разбираться, есть единичные случаи, где может быть непонимание со стороны родителей, как дальше следовать процедурно. Мы готовы разъяснять, проводить личные приемы. А озвученные случаи обязательно возьму на контроль лично», – сообщила Валентина Владимировна.
Больные вопросы — врачебные ответы
Депутат от ЛДПР Станислав Денисенко попросил Владимира Шульдякова дать оценку действиям врачей, когда они якобы не сообщают о лекарствах для граждан с орфанными заболеваниями, которые им обязано закупать государство. Министр заявил, что про эти препараты все вроде знают, но оговорился о высокой стоимости обеспечения 1 орфанного больного лекарствами – 30 млн в год.
«Эти деньги мы забираем из общей копилки, из областного бюджета. Условно один получит 30 миллионов, а, скажем, 30 человек не получат ни копейки. Большая часть тех препаратов, которые назначаются, на момент назначения даже в центральных базах не применяются», – сообщил Шульдяков.
***
У представителей КПРФ вопросы касались больше кадровой политики минздрава, поскольку в райцентрах крайне мало врачей, чего уж говорить о сельских территориях. На замечания зампреда думы Ольги Алимовой о нехватке рабочих рук руководитель минздрава сообщил, что вопросы здесь не только к ним, но и к обществу, и муниципалитетам. По его мнению, в школах не хватает профориентации, а районные власти могли бы проявить свою заинтересованность во врачах, выделяя им бесплатные земельные участки. Под конец обсуждения этой проблемы Владимир Шульдяков озвучил общеизвестную идею об обязательной трех- или пятилетней отработке на благо Родины в районных больницах или поликлиниках для выпускников медвузов, если учились они бесплатно. Это вызвало у депутатов одобрение, а некоторые стали прикидывать, а как бы это оформить в законодательную инициативу и выйти с ней в Государственную думу.
Следом за министром выступили главврачи областных и районных медучреждений. Руководитель областного кардиологического диспансера Валерий Агапов отчитался, что заболеваниями сердечно-сосудистой системы страдает около 600 тысяч жителей области, а помощь им оказывают больше 3 тысяч врачей. Смертность от патологии такого типа в прошлом году снизилась на 2,3%, не достигнув целевых значений, но «это вполне нормальный естественный процент», признался Агапов.
Главврач областного клинического онкологического диспансера Александр Водолагин так же представил небольшую статистическую информацию по своему профилю. По его данным, в прошлом году онкозаболевания выявили у 11 041 жителя, что на 317 случаев больше уровня 2016 года. Водолагин уверял, что это скорее «фактор объективный и зависит не только от медицинского сообщества», поскольку по уровню оказания медпомощи «мы не уступаем нашим центрам онкологическим в Москве». По его словам, главный вопрос стоит «не в обеспечении оборудованием и лекарствами», а своевременном выявлении болезни. В прошлом году 21% пациентов имели последнюю стадию рака. Александр Водолагин вспомнил о претензиях к квалифицированности молодых врачей и смело заявил, что у него таких точно нет, потому что все имеют необходимые сертификаты и прошли необходимое обучение.
Врачебная солидарность
Последующие выступления руководителей медорганизаций все больше были обращены к депутату Рогожину. К этому моменту в аудитории словно электризовалось напряжение от обид за высказанные претензии больных, казалось, что каждый сидящий медик принял их на свой личный счет. Это прослеживалось и в их словах, когда некоторые стали вдруг оправдывать то ли себя, то ли коллег из солидарности. К примеру, главврач Саратовской областной детской клинической больницы Михаил Свинарев поддержал зампреда Гречушкину, что сейчас время такое карантинное, поэтому и проблемы бывают при попытке дозвониться в поликлинику. Он добавил тезис чиновницы тем, что если набирать номер утром в понедельник, то шансов услышать голос работника регистратуры крайне малы.
Тайм-аут в оправдательных речах врачей наступил, когда слово вновь взяла зампред правительства Валентина Гречушкина, курирующая соцсферу. Она объяснила, что сейчас все усилия властей в медицине сведены к укреплению первичного звена. Во-первых, открывается все больше фельдшерско-акушерских пунктов. Во-вторых, на село стараются привлечь как можно больше медработников. Но и она не обошла вниманием высказанное замечание о невысоком уровне подготовки молодых врачей.
«Есть перспективные молодые кадры, которых в районе увидели и приметили. Их сейчас учат. Нужна квалификация? Пожалуйста. Поэтому тут бы я поспорила, что если молодой, то значит, не совсем компетентен и грамотен как медик», – заявила Гречушкина.
После этого уже от команды медиков выступил руководитель поликлиники №20 Игорь Смирнов. Он пожаловался, что в прошлом году на 8 педиатрических участках был даже один 70-летний врач. Но подметил, что удалось за небольшой период найти специалистов. Смирнов очень эмоционально и трогательно рассказывал о сложностях, с которыми сталкиваются врачи. По его мнению, многие негативные отзывы и нехорошие истории про медиков рождаются из-за того, что отдельным пациентам не понравилась какая-то мелочь.
Продолжил дискуссию с недовольными и главврач Калининской районной больницы Александр Софронов. Он обратил внимание, что в городе хотя бы смогли найти молодых и неопытных специалистов, а им «в деревне и понабрать неоткуда».
«Наверное, в любой сфере, не только в здравоохранении, после вуза все равно многому учатся на рабочем месте, наставники и прочее. Для этого нужно 3-5 лет, чтобы как-то заявить о себе. А у нас в районах на многие узкие специальности одна ставочка да есть. Даже после ординатуры не идут. Причина одна – боязнь. На самом деле человек боится, что он приедет, а учиться не у кого. Это тоже играет роль, поэтому хотят закрепиться в городе», – рассказал Софронов о медицинских злоключениях в районах.
По поводу негатива от граждан главврач объяснил, что всегда есть процент недовольных, но он совсем небольшой.
***
Снизить градус напряжения у главврачей смог глава комитета социальной политики Александр Романов. Он напомнил, что депутаты считаются проводниками настроений рядовых граждан, которых они представляют в законодательном органе.
«Надо услышать главный мотив работы наших депутатов. Депутаты передают обеспокоенность наших избирателей в том или ином округе. Депутаты на сегодня откровенно и честно говорят о тех недостатках, которые есть. К сожалению, это касается не только здравоохранения. Если вы побываете на наших комитетах и рабочих группах, эти нерешенные вопросы рассматриваются по всем направлениям», – объяснил Романов.
После такого дипломатичного закругления дискуссии все вопросы и выступления у участников заседания иссякли, и заседание было завершено.
Диана Бурлаченко
От редакции
Возникшая дискуссия между пациентами (депутатами, как проводниками их чаяний) и врачами напомнила давнюю проблему «отцов и детей», где обе стороны по-своему правы и неправы одновременно. Никто и представить не мог, что высказанные гражданами претензии вызовут у медиков эмоциональную обиду вперемешку с недоверием. Конечно, понять главврачей можно, кто бы хотел слушать критику, пусть и в адрес коллег, в присутствии начальства. Получать очередной нагоняй нет желания ни у кого. Тем более, что спрос с них с каждым годом все больше и больше. Можно, безусловно, усомниться и в правдивости слов пациентов, которые часто не знают тонкостей оказания медпомощи или попались на грубость или нерадивость какого-то врача. Но какой смысл гражданам огульно клеветать на больницу? Результаты опроса «4В» нельзя назвать негативными. Многие наоборот хвалили врачей, отмечали позитивные изменения в работе поликлиник, но все равно нашлись у людей свои замечания. В таких ситуациях было бы гораздо логичнее их все проверить, а не сходу утверждать, что все это полуправда или вовсе ложь. И задача депутатов — донести замечания пациентов, а задача медицинских чиновников — взять на вид и исправлять то, что во власти областного минздрава и главврачей, и вместе с депутатами бороться с неправильными, а иногда вредными установками федерального министерства здравоохранения. Тогда врачи будут более бережно относиться к своим подопечным.
Призываем читателей «Четвертой власти» поддержать дискуссию в комментариях к данному материалу. А также сообщать по обратной связи и на редакционную почту о всех положительных и негативных случаях обращения в лечебные учреждения Саратовской области.
Источник: http://www.4vsar.ru/articles/reportaj-s-pristrastiem/103130.html