Кипишиться – значит шуметь
«
Ольга Копшева
За это время у управления было уже два руководителя. На место Елены Березовской, которая прославилась тем, что всегда положительно оценивала инвестклимат областного центра и публично мечтала о том, как через 15 лет самыми востребованными видами предпринимательства станут “рестораны самообслуживания с фиксированным чеком, сервисы виртуальной реальности, изготовление открыток ручной работы с визуализацией, гостиницы для растений и мобильные приложения для развития воли к спорту”, недавно пришёл Дмитрий Заматырин. Ровно год назад в администрации города Саратова было создано управление по стратегическому планированию и инвестициям. Пока оно явно не превратилось в боевую административную единицу.
На днях Дмитрий Александрович отчитывался перед членами постоянной комиссии по промышленности Саратовской городской думы о взаимодействии с промышленным сектором экономики. Это было очень беспомощное выступление.
Обратная связь не очень работает
Год назад, объясняя, зачем в структуре городской администрации понадобилось создавать управление по стратегическому развитию, непосредственно подчинённое мэру города Михаилу Исаеву, руководитель аппарата Елена Злобнова сообщила, что ему поставлена задача отладить практики проектного управления, а также на него возлагается ответственность за разработку приоритетных направлений развития города, поддержку малого и среднего предпринимательства, улучшение инвестиционного климата и взаимодействие администрации с промышленными предприятиями.
Депутаты хотели бы услышать от Дмитрия Заматырина анализ состояния промышленных предприятий. Живы они, или вымирают все вместе, или поврозь. Депутатам был бы интересен срез настроений директоров промышленных предприятий. Они бы с удовольствием послушали, какие административные ошибки, мешающие работе саратовских предприятий, удалось выявить новой управленческой структуре, в составе которой, кроме начальника управления, есть ещё зам и заведующий сектором стратегического планирования.
Вместо этого Дмитрий Заматырин скучным голосом пробубнил для народных избранников мини-лекцию про чужие дела. Потому что отнести к делам его управления заключение концессионного соглашения с ООО “Концессия водоснабжения Саратов” будет большой натяжкой. Хотя бы потому, что концессионное соглашение заключала не городская, а областная власть. Но Дмитрий Александрович ей всё же похвалился. Так же, как и тем, что его управление помогло внести изменения в правила землепользования, необходимые для запуска инвестпроекта по строительству завода по производству акриламида и полиакриламида в Саратове.
Депутаты напомнили начальнику инвеступравления, что вообще то СНФ “Флопан”, которым он хвалится как крупным инвестором нынешнего года, пришёл к нам не из-за бурной деятельности городской администрации по усилению инвестиционной привлекательности, а только из-за того, что Саратов – монополист по изготовлению нитрилакриловой кислоты. Для СНФ “Флопан” НАК –сырьё, которое он будет перерабатывать на месте.
Дмитрий Заматырин согласился. И наговорил много пустых слов про созданные при мэре структуры по работе с бизнесом, призванные обеспечить “обратную связь” с властью. Если она и установилась за этот год, то явно не в пользу предпринимателей. Потому что сам же Дмитрий Заматырин, рассказывая об успехах совета директоров промышленных предприятий, заметил, что на заседаниях этого совета рассматриваются приоритетные направления жизнедеятельности Саратова.
А правда, что на СЭПО перестанут выпускать холодильники?
Депутат Виктор Марков пытался расспросить начальника инвеступравления про уход из Саратова молочного комбината и табачной фабрики. Дмитрий Заматырин не смог ответить ничего, кроме ссылок на то, что, насколько он знает, у саратовского молочного комбината, что-то пошло не так с налоговыми органами.
Марков разозлился и попросил назвать конкретные плюсы, которые ожидают инвесторов, если они решатся войти “широко распахнутые администрацией города двери”. Ответ Дмитрия Заматырина был очень расплывчат. “Мы постарались создать механизм, который может эффективно работать, – сказал он. И дальше почему-то начал рассказывать про координационный совет, который как постоянный орган, решает вопросы по созданию общественных территорий. – По поручению главы разрабатывалась концепция отдельных парковых зон, рассматривалась возможность развития городского пляжа”.
— Мы говорим о взаимодействии с промышленным сектором экономики. При чем здесь пляж и концессия водоснабжения? – терзал чиновника вопросами депутат Марков.
— В соответствии с федеральным законом о промышленной политике, промышленное производство это в том числе переработка, добыча полезных ископаемых, а также водоотведение. – Дмитрий Александрович явно растерялся до потери ориентации в разговоре.
— Мы на пляже что будем добывать? – не отставал Марков.
— О пляже мы говорили только как об условии для развития, – нашёл уклончивую формулу Заматырин.
Виктор Марков вздохнул и посоветовал главе инвестнаправления в саратовской администрации проанализировать, почему банкротятся завод резервуарных металлоконструкций, радиоприборный и приборомеханический заводы. Не мешало бы узнать и о том, правда ли, что на СЭПО закрывается производство холодильников. Но самое главное, раз уж городская исполнительная власть взялась осуществлять взаимодействие с промышленным бизнесом, нужно говорить о трудностях присоединения к инженерным сетям в Саратове. Для новых предприятий это и нервотрёпка, и сущее разорение.
Лучше тихо молиться, чтобы у других получилось
Дмитрий Заматырин попросил депутатов и впредь, не дожидаясь заседаний, делиться с управлением своими советами, предложениями и наработками. Потому что они в управлении “за любой кипиш”. Бог бы с ним, что начальник такого важного управления в городской администрации не знает того, что в кипише на самом деле нет ничего хорошего (это разборки с криком, или наименование не очень законного бизнеса). Хуже то, что Дмитрий Заматырин, похоже, вообще мало что понимает в инвестициях. Когда он начал рассказывать депутатам про то, что “в настоящее время прорабатывается вопрос о создании особой зоны экономического развития технико-внедренческого типа на территории Саратова”, намекая на то, что это труды и заслуги городской власти, он допустил грубую ошибку.
Особую экономическую зону для Саратова пробивают в первую очередь руководители промышленных предприятий. Решение об этой зоне будет принимать минэкономразвития РФ. Подписать какие-то бумаги и взять на себя какие-то обязательства придётся правительству Саратовской области. Но участие в организации особой экономической зоны РФ никаким боком не относятся к полномочиям муниципального уровня. Чиновникам этого уровня нужно просто тихо молиться о том, чтобы эта чужая задумка состоялась.
Тьфу, тьфу, чтобы не сглазить
Гендиректор НПП “Алмаз”, зампредседателя комитета по бюджету Саратовской областной думы Николай Бушуев на днях объяснял журналистам прелести зоны, где для промышленных предприятий будут резко уменьшены налог на имущество и налог на прибыль. Сохраненные деньги предприятия смогут использовать на покупку оборудования. По словам Бушуева, только “леность местных чиновников может повлиять на скорость организации” экономической зоны на территории Саратова и сбить намеченные на середину следующего года планы по её запуску.
Пока базовыми предприятиями определены “Алмаз”, “Контакт”, ЦНИИА. Готовятся стать резидентами также предприятия медицины, связанные с “ВТБ-Страхование”, не против ТЕЛЕМАК и ещё одна московская фирма, которая сегодня строит завод теплоизоляционных материалов. Но список может расти и не только за счёт уже действующих в Саратове предприятий. “Резидентов может быть бесконечное число, – говорит Николай Бушуев. – Но мы должны начать и показать пример положительный и привлекательный. Чем больше резидентов, тем больше для всех возможностей”.
Источник: https://www.saratovnews.ru/newspaper/article/2018/12/20/kipishitsya—znachit-shymet/