Жизнь среди кладбищ. Жители Ивановки опасаются, что строительство еще одного погоста приведет к гибели села
«ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕЖители села Ивановка выступают против строительства нового кладбища, предназначенного для захоронения умерших из соседнего Балакова. В Ивановке уже действуют два городских кладбища и одно сельское. По мнению жителей, строительство четвертого по счету погоста усугубит существующие проблемы с дорогами, транспортом и общественным порядком. Людям негде будет пасти скот. Новое кладбище окажется в непосредственной близости от жилья и перекроет единственное направление, в котором село могло бы расширяться. Сельчан возмущает, что балаковские чиновники приняли решение о строительстве втихую, не спросив мнения местных жителей.
ИМПЕРИЯ КАМНЯ
Среди балаковцев выражение «поехать в Ивановку» означает проводы в последний путь. Городское кладбище №2, работающее с 1960-х, расположено слева перед въездом в село. У ворот – снежный вал в человеческий рост. На верхушке сугроба свернулись клубками большие рыжие дворняги.
По левой обочине тянутся мастерские. За низенькими оградками выставлены образцы продукции – пластмассовые венки от крошечных до гигантских, серо-стальные и черные памятники разных форм. Есть новинки: гранитные плиты с цветными элементами – листочки у выгравированной березки зелененькие, а ствол белый. Над вагончиками – вывески с большими буквами: «Империя камня», «Янтарь», «Вечность».
Городское кладбище №2
Справа от дороги – свиноферма. Бетонный забор покосился, над плитами поднимаются заросли вязов и тополей. На вид предприятие кажется заброшенным. Только по запаху понятно, что это не так. При неудачном направлении ветра отвратительная вонь разносится по всему селу.
Если у мусорных баков свернуть налево, окажешься на городском кладбище №3, открытом в конце 1980-х. Если ехать прямо и направо – на сельском кладбище, где находят последний приют местные уроженцы. Отыскать деревенский погост непросто. Петляем по узким улочкам. Раскисшие снежные колеи засыпаны чем-то черным. Местные жители уверяют, что вместо песка дороги посыпают шлаком с соседнего завода «Северсталь». Наконец поворачиваем по стрелке с надписью «Набережная реки Сазанлей» и останавливаемся у голубого заборчика. В отличие от городских кладбищ, никакой помпезности: вместо каменных арок – калитка на щеколде, вместо аллей – земляные тропинки, между расположенными в произвольном порядке могилками зеленеют молодые сосенки.
С наружной стороны забора почти к самому штакетнику подступают перекопанные огородные грядки. Маленькое кладбище со всех сторон окружено жилыми домами.
Новое городское кладбище должно расположиться на единственной свободной окраине села. Похоже, грешники из Саратовской области после смерти должны попадать именно сюда: это огромная, на сорок гектаров, пустошь, посеревший снег, кусты и овраг. Дорога из бетонных плит ведет на городскую свалку. Сугробы на обочинах подтаяли, и уже видно то, что пользователи не довезли до полигона.
Возле кирпичных зданий строительной конторы собрались жители Ивановки, не согласные с появлением нового кладбища.
«ОТКРОЕМ ОКНА И БУДЕМ СМОТРЕТЬ НА КРЕСТЫ»
«У меня самая звучная фамилия – Кастрюлина! – громко поясняет жительница Ивановки Валентина Викторовна. – Так и пишите, – диктует она, строго глядя в мой блокнот, – больше кладбища нам не нужны! Ни одну единицу техники мы не пропустим!».
Валентина Кастрюлина
Когда-то на спорном поле сеяли кукурузу, подсолнечник, просо. Здесь работал колхоз имени Свердлова. По рассказам местных, в отличие от большинства сёл области, в Ивановке в советское время жителей было меньше, чем сейчас, – очень уж неприятным было соседство с химическим комбинатом. «Бывало, в школу идешь – вонища, со стороны завода синева прет, – вспоминает уроженец Ивановки Александр Иванович. – Если еще и свалка загорится, вообще дышать нечем».
Александр Иванович
Ситуация в промышленности благотворно отразилась на судьбе отдельно взятого села: когда выбросов стало меньше, здесь начали активно строиться. Новоселов привлекает близость к городу (до Балакова всего три километра) в сочетании с сельскими ценами на недвижимость и коммунальные услуги. Сейчас Ивановка похожа на любой пригород: избушки с двумя окошками соседствуют с немыслимыми образцами коттеджного строительства в стиле «лихих 1990-х». Как говорят жители, здесь реально проживает не меньше полутора тысяч человек. Новое кладбище перекроет единственное направление, в котором село могло бы расширяться.
Пустырь под новое кладбище
«Мы живем здесь с прошлого года. Только построились, – Рустам показывает коричневую крышу своего дома, который окажется в 500 метрах от кладбища. – Когда мы покупали участок, никто не предупреждал, что здесь запланировано такое строительство. Вот это сюрприз: открываешь дома окна – и смотришь на кресты. А ведь у меня двое внуков!».
Татьяна, надвигая капюшон красной куртки, рассказывает, что из-за близкого соседства с городским кладбищем №3 была вынуждена продать дачу. Захоронения настолько придвинулись, что стало слышно отпевание. Каждый день хоронят по семь-восемь человек, находиться на дачном участке стало, мягко говоря, некомфортно. «Мы купили участок в этой части села. Специально уточняли, не планируется ли продлять кладбище сюда. В администрации Быково-Отрогского муниципального образования нас заверили, что ничего такого не будет. Дом оформили, сад посадили, еще ни одного яблока не успели попробовать, и вот – кладбище у нас почти во дворе!».
Татьяна
«Я 15 лет ходила по кругу, пока смогла перевести землю под своим домом из категории сельхозназначения в категорию индивидуального жилищного строительства. Мне во всех инстанциях отвечали: нельзя, пашня – золотой запас родины! А для кладбища мигом бумажки подмахнули», – говорит Наталья Александровна, решительная женщина в резиновых сапогах и серых камуфляжных штанах. Ее дом окажется в 400 метрах от места вечного покоя. «За ворота внуков нельзя будет выпустить – машины будут ездить, а у нас в селе ни одного тротуара. Да и самим из дома страшно выйти: где кладбище – там пьяные и бомжи, будут по дворам лазать, воровать».
Как говорят жители, летом на пустоши пасут коров с частных подворий. Другого пастбища в селе нет. «В Ивановке голов 150-200 «рогатки». Негласно людей уже предупредили: вырезайте, гонять будет некуда».
НЕСПОКОЙНЫЕ СОСЕДИ
По словам местных, уже существующие кладбища не приносят экономической пользы селу. Большинство жителей работает не на погостах. Ритуальными конторами и мастерскими владеют вовсе не ивановцы. Кладбища находятся в ведении балаковского муниципального комбината благоустройства. Району, а не Быково-Отрогскому муниципальному образованию принадлежит и земля под ними. Даже дорогу, по словам жителей, «ремонтируют только до поворота на кладбище, а дальше по селу – одни ямы».
Соседство с местами захоронений приносит немало бытовых проблем. Как рассказывают жители, на Пасху, Троицу и другие праздники, связанные с поминовением усопших, на шоссе, ведущем к Ивановке, выстраивается пробка. Движение перекрывают, попасть в село на автомобиле можно только, показав паспорт со штампом о прописке.
«Зимой снег практически не чистят, только после аварий. В прошлом году дорогу пробили после того, как два автобуса крышами сцепились, – вспоминают жители. – На новое кладбище поедут новые катафалки с хвостом из легковых машин. Если кого-то занесет, встанут все, объезда тут нет. Для Ивановки сообщение с городом очень важно: не только наши дети ездят на учебу, здесь еще находится общежитие автомобильного техникума, каждый день их возят в Балаково и обратно на двух автобусах. Им тоже придется стоять в пробках?».
«Вот эта канава служит дренажем для села, – Валентина Кастрюлина показывает на овраг, пересекающий пустошь. – Засыплют ее – и вся Ивановка утонет. У нас грунтовые воды очень близко. В огороде два штыка копнешь – и вода стоит».
Жители опасаются, что новые захоронения могут загрязнить и грунтовые воды, и соседние водоемы. Наталья Александровна разворачивает кадастровый план с розовым пятном на месте будущего кладбища: «Вот оно, а вот сбросный канал, который идет в Волгу».
Дренажный канал
Канал расположен на противоположном конце пустоши. По расчетам балаковских чиновников, захоронения дойдут сюда еще не скоро (мест на кладбище должно хватить на 20-22 года). Мутный незамерзающий поток быстро течет по идеально прямому руслу. Из густых зарослей кустов по берегам сбегают ручейки. Как объясняют жители, в канале смешиваются стоки с ТЭЦ и городских очистных сооружений. Искусственный водоем при помощи трубы соединяется с Волгой. Ниже устья на реке почти никогда не образуется лёд. Рыба в канале водится, но, как подчеркивают рыбаки, употреблять ее в пищу никто не заставляет.
«И нас хотят убедить, что талые воды с кладбища не будут сюда сливаться? Верьте только делам!» – смеется Наталья Караман, член Общественной палаты, отстаивающая права ивановцев.
«Некоторое время назад мы хотели получить в Ивановке участок, положенный многодетной семье. В администрации нам сказали: свободной земли в селе нет. Видимо, только для нас, простых смертных», – говорит жительница Ивановки Танзиля Фаритовна, мать троих детей. Семье предложили участки у села Натальино без дорог и коммуникаций или в городской черте Балакова на месте военной части, где остались старые фундаменты и строительный мусор.
Как говорят жители, и до истории с новым кладбищем власть не проявляла заботы об интересах села. Например, в Ивановке есть проблемы с водопроводом. «У меня маленький ребенок, я жду до часа ночи, чтобы постирать: днем напора воды не хватает, машинка не запускается», – говорит Танзиля Фаритовна.
Собеседница переехала в Ивановку из Балакова одиннадцать лет назад, чтобы дети и пожилые родители жили на свежем воздухе. Устроилась работать в клуб. Здание пришло в аварийное состояние. Его закрыли, постройку отдали церкви. Сейчас храм выглядит замечательно, а вот нового ДК в селе не построили. В детские кружки нужно ездить в Балаково. Как говорят жители, «в селе молодежи нечем заняться, отираются на остановках».
Школа
В Ивановке осталась только начальная школа. Уроки проходят в старинном здании, которое, по местной легенде, было построено в XIX веке и служило барской конюшней. Несколько лет назад у школы появилась пристройка со спортивным залом. Но, по словам жителей, там проводятся только уроки физкультуры для малышей, секций для подростков и взрослых здесь нет.
«ВЫ ЧЕМ НЕДОВОЛЬНЫ-ТО?»
По словам балаковских чиновников, строительство нового кладбища обсуждалось летом прошлого года на публичных слушаниях. «А были ли они? – отмахиваются сельчане. – Если хотя бы два человека из села там присутствовали, об этом знала бы вся Ивановка!».
Как говорят жители, о предстоящих работах они узнали случайно. За последние две недели в селе прошли три схода граждан с участием представителей районной администрации.
Как пишет «Балаковский репортер», чиновники удивились претензиям граждан. «Давайте не будем возвращаться к этому вопросу – хотите вы или нет. У вас рядом первое, второе и третье кладбища. Теперь будет четвертое. Вы чем недовольны-то? Чем новое кладбище вас ущемляет?» – недоумевал на встрече заместитель главы районной администрации Павел Канатов. По его словам, место для нового кладбища было выбрано еще в 2008 году. Экспертиза подтвердила, что гидрогеологическая обстановка позволяет размещать здесь захоронения. В 2017 году земли передали от Быково-Отрогского муниципального образования в собственность Балаковского района и перевели из сельскохозяйственной категории в промышленную.
«На одной чаше весов благополучие 1500 человек, живущих в Ивановке. С другой стороны, у нас есть 190 тысяч жителей Балакова. Представьте, что мы организуем кладбище где-нибудь в другом месте, на расстоянии, например, 15 километров от города. Это будет некомфортно для родных и близких умерших», – сказал на сходе граждан глава района Александр Соловьев. Как пишет балаковская газета «Суть», администрация пообещала «взять паузу», еще раз «проанализировать документацию, подготовленную для строительства, проверить вместе с прокуратурой законность выделения земли и проинспектировать места для захоронений на ныне действующих кладбищах».
Источник: https://fn-volga.ru/article/view/id/672