19 сентября 2022, 5:43

Трижды оправданный министр. Следователь пошел на повышение, названы заявители и возможные интересанты

«Трижды оправданный министр. Следователь пошел на повышение, названы заявители и возможные интересанты

Адвокат Андрей Морозов прокомментировал исход разбирательства в кассационной инстанции по делу своей доверительницы, экс-министра здравоохранения Саратовской области Натальи Мазиной.

Напомним, 12 ноября прошлого года судья Фрунзенского районного суда Саратова Сергей Пашенько полностью оправдал Мазину, обвинявшуюся по ч. 2 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, совершенное лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ).

При этом прокуратура просила назначить бывшей чиновнице наказание в виде трех лет лишения свободы в колонии общего режима с лишением права занимать госдолжности сроком на два года.

Как полагало следствие, госпожа Мазина нанесла ущерб бюджету на 53 млн рублей: якобы минздрав незаконно принял от поставщика 18 аппаратов УЗИ, не соответствующих характеристикам, заявленным в контракте.

Сама подсудимая вину категорически отрицала.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в деяниях бывшего министра состава преступления и признал право на реабилитацию, а также право на возмещение вреда в порядке ст.ст. 135, 136 УПК РФ.

Кроме того, по итогам рассмотрения громкого уголовного дела в адрес прокурора Саратовской области Сергея Филипенко было вынесено частное постановление.

Ему указали на нарушения прав граждан (в том числе детей) и юридических лиц, допущенных как на стадии утверждения обвинительного заключения, так и во время судебных слушаний.

Обоснованность выводов райсуда в февраля этого года подтвердила апелляционная инстанция, в которой прокуратура пыталась обжаловать оправдательный вердикт, а сегодня объективность и законность приговора подкреплены решением Первого кассационного суда общей юрисдикции.

Материалы находились в производстве СУ СКР по Саратовской области, возглавляемом Анатолием Говоруновым. Занимавшийся делом Мазиной следователь по особо важным делам Александр Марков пошел на повышение, став заместителем Антона Скобликова, руководителя отдела по расследованию особо важных дел управления.

История с уголовным преследованием Мазиной тянется с декабря 2019 года, когда у нее в квартире и в жилище других сотрудников минздрава были проведены обыски, а в середине января 2020 года на министра возбудили уголовное дело. Следствие попыталось через суд отстранить подозреваемую от занимаемой должности, но суд первой и второй инстанций отказал в удовлетворении ходатайства следственного органа, а в апреле того же года министр покинула кресло по собственному желанию.

Тогдашний губернатор Валерий Радаев, комментируя ситуацию с возбуждением уголовного дела, заявил, что “самое главное – это во всем разобраться”. “Когда занимаются следственные органы, надо разобраться объективно. Я не располагаю какими-то другими данными“, – отметил он комментарии ИА “Взгляд-инфо” в январе позапрошлого года, добавив, что пока нет оснований, “чтобы принимать кадровые решения”, и посоветовал дождаться выводов “проверяющих” и процессуального решения.

Спустя две недели в ходе одного из совещаний с зампредами облправительства он констатировал, что по сложившейся с закупками медоборудования ситуации были подробно изучены все документы, и не выявлено каких-либо оснований для утверждения о нарушениях.

Валерий Радаев не стал лично поручаться за Наталью Мазину перед следствием, как, впрочем, и за всех остальных многочисленных министров своего кабинета, которые в разные годы становились фигурантами уголовных дел.

В комментарии ИА “Взгляд-инфо” по поводу сегодняшнего решения кассации адвокат Андрей Морозов отметил, что невиновность Натальи Мазиной была для многих очевидной с самого начала, однако прокуратура продолжала настаивать на ее виновности в судах всех трех инстанций, и не исключил, что ведомство Сергея Филипенко попытает счастья и в Верховном суде.

Однако защитник выразил сомнение в том, что, учитывая все обстоятельства дела и мотивировку уже состоявшихся судов, это вообще имеет смысл.

Адвокат также напомнил, что главными свидетелями обвинения стали бывшая замминистра здравоохранения области – начальник управления по охране материнства и детства Ольга Полынина(именно она обратилась с заявлением о якобы имевших место в министерстве злоупотреблениях к Филипенко сразу после своего увольнения – прим. ред.), главврач Саратовской городской детской поликлиники №8 Владимир Дмитриев, также являвшийся депутатом гордумы от “ЕР”, и сотрудница минздрава, курировавшая вопросы закупок, Орлова.

Когда в декабре 2018 года  возникла тема о том, принимать ли поставленные аппараты УЗИ или не принимать, встал вопрос об их соответствии техзаданию. Сейчас, после всех решений арбитражей, разбирательства в которых инициировал поставщик, абсолютно ясно, что они полностью соответствуют. Но тогда у Мазиной были сомнения, и решение принималось коллегиально; состоялось совещание, собранное ею (аудиозапись имеется в материалах дела), где присутствовала та же самая Полынина, которая не возражала против приемки оборудования. 

Позже я задавал Полыниной вопрос – и на очной ставке, и на суде – по поводу ее молчания на том совещании, при том, что на всех допросах она показывала, что Мазина не должна была оплачивать эти аппараты. Но она ничего не смогла мне ответить. Ничего она не сказала на мое замечание по поводу того, что у нее была возможность изложить свои сомнения не Мазиной, а зампреду областного правительства по соцсфере. Но и на это она ничего не смогла ответить.

Той же линии поведения придерживался и Дмитриев, который хотя и выступал на том совещании, но не высказывался против приемки и на следующее утро принял УЗИ-аппарат. Он лишь высказывал сомнения, что он за три или четыре года до этого уже необоснованно отказал одному поставщику в приемке, в результате чего медучреждению пришлось по суду не только принять товар, но и выплачивать неустойку. Орлова также присутствовала на том мероприятии, но вообще молчала, но потом, на следствии, вместе с Полыниной и Дмитриевым уверяла, что аппараты не соответствуют регистрационным удостоверениям. То есть спустя год у них откуда-то появилась убежденность в том, что Мазина поступила противоправно. Хотя 10 главврачей, в учреждения которых поставили оборудование, его приняли, и у них не возникло по поводу него никаких вопросов. Поэтому они подписали акты приемки, и Мазина просто обязана была выплатить эти деньги поставщику, так как заказчиком был областной минздрав.

Кроме того, на момент возбуждения дела не был установлен ущерб, и по итогам арбитражных судов не подтвердилось его наличие – договоры никто не расторг, оборудования поставлено качественное и функционирует. Но по техническим характеристикам оно оказалось лучше, чем было указано в закупочной документации (это подтвердили и специалисты-узисты), так как рабочая частота поставленных аппаратов оказалась шире, чем требовалось минздраву, и это несоответствие стало для следствия и обвинения доказательством мифической вины Мазиной.

 При том, что, хочу обратить внимание, в закупочной документации указываются параметры “не менее”, “не ниже” и так далее, то есть для поставщика предусматривается возможность поставки товара с качественно лучшими характеристиками.

И при всем при этом, при всей очевидной надуманности обвинений в адрес Мазиной, прокуратура пошла до конца, вплоть до кассационной инстанции“, – подытожил Морозов.

Это может объясняться тем, что инициатором уголовного преследования Мазиной являлась региональная прокуратура во главе с Сергеем Филипенко, к которому и обратилась замминистра Полынина с заявлением на свою начальницу.

Медийным сопровождением действий Полыниной активно занималось “Общественное мнение” Алексея Колобродова и Ольги Чесаковой, которое вело информационную кампанию против Мазиной.

По одной из версий, само дело министра затевалось с целью передела многомиллиардного рынка поставок медицинского оборудования в Саратовскую область.

Однако комбинация не увенчалась успехом, после чего Полынина покинула должность в региональном минздраве и меньше чем через год заняла кресло главврача областного онкологического диспансера в Астрахани, а в сентябре 2021 года стала первым замминистра здравоохранения Астраханской области.

Но на новом посту Полынина продержалась недолго: в июле 2022 года ее уволили, а, согласно сообщениям астраханских СМИ, по ее следам пошли тамошние прокуроры и следователи.

Вопросы у них возникли в связи с бездействием министерства в сфере обеспечения льготных категорий граждан лекарствами.

Материал подготовил Константин Халин

 

Источник:  https://www.vzsar.ru/news/2022/09/08/trijdy-opravdannyy-ministr-sledovatel-poshel-na-povyshenie-nazvany-zayaviteli-i-vozmojnye-interesanty.html