05 октября 2022, 8:57

Аксененко был не прав: почему суд признал саратовский кинотеатр «Победа» госсобственностью и отчего владельцы не спешат в апелляцию

«

Аксененко был не прав: почему суд признал саратовский кинотеатр «Победа» госсобственностью и отчего владельцы не спешат в апелляциюУ владельцев кинотеатра «Победа» остается всего неделя, чтобы обжаловать решение арбитражного суда о возвращении исторического здания государству по иску ТУ Росимущества. Вердикт, вынесенный 29 декабря 2021 года, до сих пор не оспорен.

Началось все с проблем самого кинотеатра, который после локдауна 2020 года закрылся и был выставлен на продажу как недвижимое имущество. Собственники кинотеатра и созданного для управления им юрлица, владелец Крытого рынка Михаил Макеенко, его партнер по бизнесу Ашот Бичахчян и Валентина Аксененко, первая супруга экс-мэра Саратова, просили за здание 125 млн рублей, в последствии оно подешевело до 120 млн.

Но вскоре кинотеатр оказался первым в очереди на реприватизациюгоссобственности, начавшуюся в Саратове с подачи спикера ГосдумыВячеслава ВолодинаПретензии заявило Росимущество на фоне активно подогреваемого возмущения по поводу того, что здание могут попытаться перепрофилировать. В конце декабря суд признал за госструктурой правоту. На обжалование судебного решения дается месяц, после чего оно вступает в силу. Пока собственники молчат.

Мотивировочная часть судебного решения появилась в базе данных арбитража в выходной день, 31 декабря. Вывод был следующим: кинотеатр вообще никогда не был частной собственностью. Мэрия Саратова, приватизировавшая его в 2000 году, распоряжалась чужим имуществом. А значит — «Победу» у владельцев следует отобрать.

Из материалов дела следует, что владельцами «Победы» выступают шестеро ИП — Михаил Макеенко, Татьяна Жидкова, Ашот Бичахчян, Владимир Фадеев, Валентина Аксененко и Симон Кагиян. С 1993 года, то есть еще до самой приватизации, кинотеатр получил статус памятника культуры регионального значения. МУП «Кинотеатр «Победа» принял здание в хозяйственное ведение по акту приема-передачи от 27 ноября 1995 года из рук мэрии Саратова, конкретно — городского комитета по управлению имуществом.

Муниципальным здание стало за 2 года до того, на основании решения существовавшего тогда Малого совета Саратовского городского совета народных депутатов от 28 мая 1993 года. В 2000 году мэрия решила кинотеатр приватизировать путем продажи. Тогда и родилось ООО «Кинотеатр «Победа», до последнего момента обеспечивавшее его работу.

Росимущество, требуя забрать театр у собственников, пришедших 21 год назад, строило свои доводы на том, что кинотеатр до 1992 года был государственной собственностью и находился в ведение министерства культуры. Из федерального ведения в муниципальное он не передавался, кроме того, статус памятника культуры регионального значения муниципальное здание иметь не могло. Мэрия не имела никаких прав распоряжаться кинотеатром, тем более, приватизировать.

Есть в мотивировке решения суда еще один существенный момент: земля под кинотеатром. Росимущество особо отметило, что участок под зданием не участвовал в плане приватизации и никогда не передавался частному собственнику. Он остался государственным, право на него и на здание кинотеатра у РФ возникло до вступления в силу федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». «При этом наличие государственной регистрации права общей долевой собственности ответчиков на земельный участок и здание не имеет правового значения», — утверждал истец.

Собственники кинотеатра упирали на пропущенный Росимуществом срок исковой давности. Доли на здание и землю они зарегистрировали в 2013 году. Этот нюанс был разрешен парадоксально: Росимущество, как говорится в судебном решении, узнало о том, что здание кинотеатра и участок под ним оформлены в долевую собственность частными лицами, только 5 мая 2021 года, а «ответчиками в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что Российская Федерация в лице уполномоченных органов ранее указанной даты могла или должна была узнать о нарушении права».

Права собственности на здание у Макеенко и Ко, не возникало вообще, заключил суд. Раз приватизировали кинотеатр с нарушениями, а памятник культуры регионального значения может быть только госсобственностью, значит и говорить не о чем.

Стоит напомнить, что прежде, чем Росимущество начало свой спор с владельцами «Победы», мэрия Саратова, как признался глава города Михаил Исаев, пыталась кинотеатр купить, но стороны не сошлись в цене. Правда, непонятно в какой. Кинотеатр стоил сначала 125 млн рублей, потом 120 млн, а мэрия, если верить Исаеву, хотело заплатить владельцам «чуть меньше, чем они хотели». Размеры этого «чуть» неизвестны.

Следующими в очереди на реституцию могут оказаться кинотеатр «Саратов» в Ленинском районе и Дом знаний на ул. Чернышевского. Оба здания принадлежат компаниям, аффилированным с бизнесменом Александром Росличенко. О деприватизации объектов нынешним летом много рассуждал спикер Госдумы Вячеслав Володин, но в конкретные иски от Росимущества или прокуратуры эти призывы пока не вылились.

Источник:  https://www.business-vector.info/mer-byl-ne-prav-136237/