26 декабря 2022, 2:24

Деньгами сыт не будешь? Какие саратовские предприятия попали в федеральный список системообразующих и поможет ли это

«

Группа саратовских предприятий вошла в федеральный перечень системообразующих организаций. Сейчас там 12 компаний и Минпромторг РФ одобрил включение туда еще 6 производств. Это дает им право на дополнительную господдержку в условиях санкций, но предлагаемые меры взяты из опыта пандемии коронавируса.

Предприятия из федерального списка собираются спасать государственными гарантиями по кредитам и субсидиями. Отсрочки по уплате налогов, которая вводилась в карантин, не будет. Но предприятия избавлены от необходимости для предприятий перед получением поддержки проходить оценку финансовой устойчивости, так называемый стресс-тест.

Системообразующими в Саратовской области признаны балаковский АО «Завод металлоконструкций» — производитель стального проката и потенциальный инвестор восстановления балаковского аэропорта. Кроме него из Балаково в перечень вошло ПАО «Балаковорезинотехника».

Из мебельных производств системообразующими признали дуэт «Много мебели» и «Король диванов», что суть один бизнес, и ООО «Мебельные кухни Мария». Здесь же оказались АО «Саратовстройстекло», единственная среди саратовских участников списка транспортная компания — АО «Саратовская ППК» — пригородные железнодорожные перевозки, «Епк Саратов» и «ЕПК-Бренко Подшипниковая компания», чей зарубежный собственник уже заявил об уходе из России. Хотя вице-губернатор Роман Бусаргин поводов для тревоги в этом факте не видит.

«Связался с руководством предприятия. ООО «ЕПК-Бренко Подшипниковая Компания» продолжает свою деятельность. Производственный план на 2022 год остается неизменным. Вопросы, связанные с нарушением логистики поставок импортных компонентов, решаются в рабочем порядке», — написал чиновник в своем ТГ-канале, заметив, что де информация об уходе из России американского акционера компаний, Amsted Rail, распространилась в СМИ.

Но увы, уход из РФ Amsted Rail — это не слухи, американский концерн объявил об этом официально. Между тем ООО «ЕПК-Бренко Подшипниковая Компания» — это 100% структура Amsted Rail. Если с уходом из пивоваренной отрасли России датской корпорации Carlsberg Group все относительно ясно, свой завод в Самарской области компания продает, то с подшипниковым заводом позитивные заявления Бусаргина абсолютно ничего не проясняют. Если предприятие продолжает работу, значит в перспективе здесь также должна произойти смена собственника, ведь раз владелец заявил об уходе, резонный вопрос — кто будет управлять предприятием, у которого нет иных собственников? Кроме того, производство подшипников так и не дошло до 100% локализации в РФ и зависит от зарубежных комплектующих.

Также системообразующими признали ООО «НПП «Инжект» и ООО «Завод автономных источников тока», до которого недавно добрался с банкротным иском поставщик кадмия. Впрочем, Роман Бусаргин и это проблемой не считает. Еще один участник списка — производитель канцтоваров ООО «СТАММ». Кто те шестеро, что одобрил Минпромторг, пока не называется.

С одной стороны список дает право на поддержку от государства, с другой стороны, несмотря на все предупреждения экспертов, за основу опять взяли меры, применявшиеся в период карантина по коронавирусу, причем неизвестно, как себя показавшие. Этот опыт пока не систематизировался, а мнения бизнеса по поводу того, нужны ли в кризис новые кредиты, разнится.

По мнению саратовского бизнесмена, ментора и инвестора высокотехнологичных стартапов Григория Гейфмана, в прошлом заместителя гендиректора мебельной фабрики «Мария», деньги бизнесу нужны всегда. Мебельная фабрика их в карантин получала, ей оформили льготный кредит на 180 млн и эти средства были очень кстати.

— Произойдет некий экономический отскок. Он начнется с того, что сначала снизится спрос. Часть населения, набегавшись с деньгами туда-сюда, перестает потреблять дорогие товары. На рынке жилья сейчас застой, резко уменьшился спрос. Закончились метания и на рынке дорогой мебели. Это приведет к тому, что у крупных предприятий, у девелоперов будет потеря выручки. А это значит сокращения, уменьшение количество работающих. Деньги — это тоже инструмент для того, чтобы продержаться на плаву, — полагает эксперт.

Дефицит зарубежных комплектующих, по мнению Григория Гейфмана, предприятия восполнить могут. Так, производство мебели нашла замену немецкой фурнитуре в Китае. Кто-то переходит на более дешевых поставщиков. Так что границы, отмечает он, закрыты не настолько, чтобы производство не могло решить эти вопросы.

— Деньги понадобятся всем, чтобы совсем не умереть. Впереди нас ждет новая культура спроса. И эту культуру нам так или иначе надо будет пережить. Деньги нужны, чтобы сохранить коллектив, людей, оборотный капитал, — подчеркивает он.

С другой стороны полностью полагаться на меры, применявшиеся в период локдауна 2020 года в нынешней ситуации нельзя, считают промышленники. Такой точки зрения придерживается в частности глава ПАО «СЭЗ имени Орджоникидзе» Дмитрий Ханенко. Ранее он уже пояснял «БВ», что меры против нынешней кризисной ситуации, которая меняется резко и очень быстро, нужны соответствующие. На «коронавирусном» пакете из нее можно и не выбраться.

— Необходимо понимать, что меры противодействия санкциям должны быть адекватны и своевременны. Нельзя пытаться экстраполировать те меры, которые мы предпринимали для борьбы с последствиями коронавируса на сегодняшнюю ситуацию. То что работало, кстати, не всегда очень хорошо, с последствиями пандемии, точно нельзя применять к сложившейся ситуации, — подчеркивал он.

Источник:  https://www.business-vector.info/dengami-syt-ne-budesh-140204/