Эксперт: Минобороны способно загрузить 9-й ЦАРЗ в Энгельсе заказами на годы вперед. Выясняем, можно ли вернуть завод государству
«Саратовский минпром сообщил о посещении главой региона Романом Бусаргиным и представителем “Ростеха” площадки 9 ЦАРЗа в Энгельсе. Его накануне праздников выкупила компания “Энгельсский металл” во главе с Алексеем Тюленевым.Обсуждалась возможность его возврата в госсобственность.
Эксперт “БВ” считает, что выкупить его следовало еще в процессе банкротства, а само предприятие можно возродить.
Между тем, имущественные комплексы еще девяти ЦАРЗов по всей России в большинстве своем также проданы. Разбираемся, будут ли и их возвращать государству.
Вернуть нельзя оставить
— Губернатор Роман Бусаргин совместно с представителями «Ростеха» и заместителем председателя Правительства области – министром промышленности и энергетики Михаилом Торгашинымпосетили площадку ремонтного завода 9 ЦАРЗ в Энгельсе. Обсуждались перспективы развития предприятия. Его материально-техническая база сохранена, но требует серьезного обновления, – констатировали в областном минпроме.
Ведомство при этом уточняет, что “рассматривается также возможность возвращения завода в государственную собственность”.
— Новый владелец выразил соответствующую готовность при возмещении затрат на приобретение, – подчеркнул источник.
Напомним, что целесообразность восстановления предприятия обсуждалась “Ростехом” и спикером ГД Вячеславом Володинымеще в ноябре. Однако шедшие с понижением торги никто не останавливал и в итоге 30 декабря имущественный комплекс ЦАРЗа в Энгельсе выкупило ООО “Энгельсский металл”. Покупка обошлась в 245 млн рублей, хотя начальная цена составляла 320 млн рублей.
Учредитель и директор ООО Алексей Тюленев при этом поспешил опровергнуть слухи о том, что предприятие будет распилено на металл, а площадка отдана под строительство. Он сообщил, что планирует развивать здесь металлопрокат, доведя общее число сотрудников завода до 750 человек.
О том, во сколько ему могут обойтись подобные намерения, он не сообщал. Впрочем, в распоряжении Тюленева могут быть активыбанка “Агора”, где он числится соучредителем (9,9%), а также греческой диаспоры: бизнесмен возглавляет одноименный культурный центр греков в Саратовской области.
Сделка вызвала негативную реакцию у депутата ГД РФ Михаила Делягина, назвавшего ее предательством. А также спровоцировала критическую статью в “Военном обозрении”: на его страницах экс-директор предприятия Александр Шинкаренко доказывал, что предприятие еще работоспособно и вполне может послужить оборонному комплексу страны.
Заказы на годы вперед
Намерение о возвращении завода в госсобственность тем удивительнее, что ранее “Ростех” не предпринимал никаких видимых попыток удержать предприятие на плаву. Как и минобороны РФ, на чьих заказах завод работал 80 лет. Однако, вероятно, в условиях СВО сохранение такого рода заводов становится вопросом не только стратегическим, но и имиджевым.
Впрочем, может получиться как с “Танталом” или и оборонным же СЗПУ — на их счет власти также делали громкие заявления, однако банкротство и распил предприятий это не остановило.
— Власти немного опоздали: выкупить имущество ЦАРЗа можно было в процессе банкротства, до торгов. Можно было даже реанимировать предприятие, списав основной долг перед налоговой и закрыв остальные. Такие прецеденты были, когда долг списывается постановлением правительства, после чего предприятие автоматически остается в собственности государства, – отметил глава консалтинговой компании “Брикс” Юрий Пужалин.
Сейчас, по его мнению, возможен только один законный вариант – выкуп завода у нового собственника.
— Других механизмов не создано, а торги никто не опротестовал, продажа была чистой. По-другому сделать невозможно, – уверен эксперт.
Он также констатировал, что торги вряд ли будут признаваться недействительными: подать соответствующую жалобу в ФАС на недостатки торгов можно было только в ходе их проведения. После чего разбирательство переходит в судебную плоскость и арбитраж решает, признать торги несостоявшимися или недействительными. По данным г-на Пужалина, такие иски в арбитраже отсутствуют.
При этом БВ обратил внимание, что в карточке банкротства до сих пор нет сведений о заключении договора купли-продажи имущества, хотя торги состоялись еще 30 декабря. Впрочем, на это у “Энгельсского металла” и г-на Тюленева есть месяц.
— Если покупатель уклонится от заключения договора, с него будет взыскан задаток, а имущество заново выставлено на торги, – пояснил эксперт.
Г-н Пужалин отметил, что завод может быть выкуплен одним из предприятий, входящем в контур “Ростеха”. Минобороны РФ именно этой госкорпорации некогда передала ЦАРЗы.
— Понятно, почему сейчас об этом зашла речь: это был один из крупнейших заводов по восстановлению военной техники и там все сохранилось. Возвращать в госсобственность есть смысл: в подавляющем большинстве оборонные предприятия – государственные, управляемые из единого центра. Чистых оборонщиков среди частных компаний достаточно мало, – подчеркнул эксперт.
При этом он уверен, что минобороны РФ способен загрузить завод заказами на годы вперед.
— Посмотрите, сколько техники там повреждено. Дефицит таких площадей огромный и поэтому они их однозначно ищут. Причем восстановить все можно в кратчайшие сроки, а не перепрофилировать какое-то предприятие или строить новое – там есть станки, оборудование, а разбежавшиеся кадры можно вернуть, если сделать нормальные условия и зарплату, – пояснил Пужалин.
Представитель “Ростеха” в Саратовской области Владимир Нестеров был недоступен для комментариев.
Самарская площадка 9 ЦАРЗ
Кстати, у властей и “Ростеха” еще есть шанс удержать самарское имущество 9 ЦАРЗа. Последний раз оно выставлялось на торги еще в августе 2020 года. Два лота торговались за 246,7 млн рублей (ранее начальная цена 274.1 млн рублей), но аукцион был признан несостоявшимся из-за отсутствия желающих. Больше эти лоты на торги не выставлялись.
Любопытно, что при этом основной кредитор – налоговая инспекция по Саратовской области, отказалась рассматривать порядок продажи имущества ЦАРЗа. А затем в течение 2021-2022 годов отказывалась утверждать отчет конкурсного управляющего.
При этом налоговая с первого раза летом прошлого года утвердила порядок продажи имущества предприятия в Энгельсе. Не исключено, что в ближайшее время будет заново оценено и выставлено на продажу и имущество завода в Самаре.
Другие ЦАРЗы
Между тем энгельсский ЦАРЗ – не единственный, попавший в банкротство. Судя по сообщениям на Федресурсе, эту процедуру проходят еще девять аналогичных заводов в Ярославле, Новосибирске, Воронеже, Хабаровске, Уссурийске, Екатеринбурге и Чите, а также Башкирии и Амурской области.
Банкротства стартовали много лет назад и у части заводов имущество уже давно продано. Например, имущественный комплекс ярославского ЦАРЗ № 132 двумя лотами ушел с торгов еще в 2017-2018 годах, покупатели заплатили чуть больше 100 млн рублей. После распродажи всего имущества конкурсное производство в отношении него было закрыто в 2019-м году.
В 2019 году завершено конкурсное производство и в отношении АО “19 ЦАРЗ” в Амурской области. Его имущество было продано несколькими лотами за 34,2 млн рублей при кратно большей сумме требований кредиторов в 367,4 млн рублей.
Банкротство ЦАРЗ № 25 в приморском Уссурийске завершилось в начале 2020 года: разделенное на лоты имущество ушло примерно за 150 млн рублей.
Банкротство АО “15 ЦАРЗ” в Новосибирске, наоборот, в разгаре. Его имущественный комплекс был продан буквально в апреле прошлого года за 212,7 млн рублей. Начальная цена составляла 848,2 миллиона рублей. Сейчас распродаются остатки дебиторской задолженности.
У ЦАРЗ № 172 в соседнем Воронеже конкурсное производство стартовало в 2020 году. До объявления торгов дело еще не дошло, но бесконечные инвентаризационные описи имущества будущего банкрота уже составлены.
Конкурсное производство башкирского ЦАРЗ № 487 (с. Алкино-2) тоже пока не завершено. Здесь заводское имущество продается по частям, цены смешные – 2-5 млн рублей, но выкуплено только два лота.
Продолжается и банкротство хабаровского ЦАРЗ № 18. Здесь имущественный комплекс также был разделен на лоты. Самый крупный в августе 2021 года за 65,3 млн рублей купил местный житель Чжоу Ю. Второй лот ушел в ноябре за 41,8 млн рублей, что почти вдвое выше стартовой суммы торгов.
В Екатеринбурге конкурсное производство в отношении АО “5 ЦАРЗ”также не завершено. Но имущественный комплекс завода ушел с молотка еще в декабре 2021 года за 235,5 млн рублей.
В Забайкальской Чите банкротство АО “88 ЦАРЗ” тоже в разгаре: конкурсный управляющий продает имущество целой россыпью лотов. Хотя земля с постройками была выкуплена еще в марте 2021 года за 112,6 млн рублей.
Будут ли власти, “Ростех” или Минообороны возвращать к жизни эти предприятия – неизвестно.
— По идее, имущество этих ЦАРЗов тоже может быть возвращено, но нужно понять правовой механизм. Нельзя же просто отнять – человек купил, а мы скажем, что заберем, – констатировал Юрий Пужалин.
Источник: https://www.business-vector.info/ekspert-minoborony-sposobno-zagruzit-155803/