11 декабря 2023, 1:11

Коррупция превращается в халатность. Прокуратура блестяще сделала работу за адвокатов мэрии Саратова

«Коррупция превращается в халатность. Прокуратура блестяще сделала работу за адвокатов мэрии Саратова

Второй день в политических, юридических и журналистских кругах обсуждается прекращение резонансного и, казалось бы, перспективного уголовного дела Антона Корнеева. Фабула и квалификация преступлений, на редкость высокое качество следствия, россыпь статусных свидетелей обвинения  (Михаил Исаев, Владимир Мухин, Дмитрий Кудинов, Светлана Чеконова и др.) – все это служило убедительным анонсом: наконец-то тотальная коррупция в муниципалитете будет официально запротоколирована в беспристрастном приговоре.

Судебное решение могло бы стать прологом крушения многих карьер и осознания широкой публикой истинных мотивов руководителей города.

Финансово-хозяйственная деятельность и управленческие решения мэрии, как установили следователи, привели к массовым нарушениям прав граждан (Корнеев санкционировал застройку дороги общего пользования под окнами многоэтажек в центре Саратова) и значительным убыткам для бизнеса.

Всего заммэра инкриминировали пять преступлений – три эпизода превышения должностных полномочий и два – воспрепятствования законной предпринимательской деятельности.  По ключевому эпизоду – застройке Волочаевского проезда – дело возбудили только после расследований “Взгляда” и открытых видеообращений саратовцев к председателю СК Александру Бастрыкину и генпрокурору Игорю Краснову.  Оба впоследствии поручили восстановить законность и инициировали принятие процессуального решения.

А региональная прокуратура во главе с Сергеем Филипенко до этого несколько месяцев будто бы не замечала демонстративный произвол мэрии, о чем публично рассказывали сами жители.

Обвинительное заключение по делу Корнеева утверждал лично прокурор Саратова Максим Енишевский, согласившийся с квалификацией деяний и передавший материалы в Волжский райсуд для рассмотрения по существу. Гособвинитель Андрей Склемин на протяжении всего судебного процесса, продолжавшегося четыре месяца, доказывал правоту следствия: были допрошены многочисленные свидетели и потерпевшие,  зачитаны показания Исаева, Кудинова и других высокопоставленных  представителей муниципальной власти, изучены документы.

Дело под председательством Анатолия Рыбловаблизилось к прениям сторон, как вдруг 21 февраля Склемин, до этого ни на секунду не сомневавшийся в законности предъявленных Корнееву обвинений, попросил суд о “гуманизме”.

Гособвинитель неожиданно, наперекор позиции вышестоящего прокурора Енишевского и следствия, посчитал, что по всем пяти эпизодам у заммэра Саратова не было умысла, а значит – и давление на бизнес, и незаконное распределение земельных участков без аукционов он осуществлял просто по незнанию или вообще случайно.

Так коррупция волею прокуроров превратилась в безобидную халатность, по которой, как тут же выяснилось в суде, истек срок давности. Дело в тот же день прекратили, Корнеев получил “индульгенцию” и может вернуться в мэрию: очевидно, что его знания и опыт, подробно описанные в материалах уголовного дела, ценит номенклатура.

Журналисты “Взгляда” решили обсудить с известными юристами и адвокатами сенсационное прекращение дела Антона Корнеева. Однако большинство собеседников лишь лукаво улыбались, когда мы задавали им вопросы. Некоторые, впрочем, позволяли себе вольности и колкости в духе “Это Саратов, детка!”, “Все все понимают”, “Детей приносит не аист” или, что особенно крамольно звучит, “Дороги Корнеева ведут к Исаеву… и не только”. Суть этих непрозрачных намеков в том, что “прозрение” Склемина на финальной стадии процесса вряд ли было добровольным: он заслужил в Саратове реноме профессионального исполнителя поручений, а потому “милость” к Корнееву могла быть запрограммирована начальством.

Учитывая резонанс и статус подсудимого, мы полагаем, что “гуманизм” исходил от руководства областной прокуратуры – и, возможно, от самого Сергея Филипенко, регулярно коммуницирующего с саратовской номенклатурой и проявляющего верх лояльности к муниципальной власти Саратова.

Если так, то, похоже, была разыграна процессуальная комбинация: отказываться от всего обвинения было бы откровенным моветоном и вызовом обществу, а вот переквалификация в халатность позволяла прокуратуре  продемонстрировать видимость сохранения лица.

Впрочем, огромные репутационные потери ведомства Филипенко (и сомнения в независимости от политической конъюнктуры) тем более очевидны на фоне того, что дело возбуждалось по поручению председателя Следственного комитета и под контролем Генпрокуратуры. Иными словами, имело принципиальное значение для федерального руководства.

Как оценят “гуманистический” жест в центральных аппаратах СК и ГП, скоро узнаем: “Взгляд” просит Александра Бастрыкина и Игоря Краснова тщательно изучить дело Антона Корнеева на предмет возможной неправомерной переквалификации обвинения и дать оценку решениям должностных лиц саратовской прокуратуры на судебном процессе.

Мы убеждены, что договорные матчи недопустимы не только в спорте. Особенно, если речь идет о коррупции, грубом нарушении прав и законных интересов граждан.

Ведь в сухом остатке получается: преступления есть, а общество не получит положенной сатисфакции. Жители Волочаевского проезда благодаря Бастрыкину, Краснову и “Взгляду”, конечно,  отстояли дорогу, но за ее захват никто не понес ответственности. Бизнесменам, которым администрация Саратова  мешала строить  объекты недвижимости, никто не компенсирует убытки. А сомнительные земельные сделки на сотни миллионов рублей в Саратове будут продолжаться и впредь, раз это, как считают в структуре Филипенко применительно к мэрии, всего лишь халатность, у которой быстро истекает срок давности.

Прогнозируем,  что вскоре халатность может стать в нашем регионе универсальным способом легализации коррупции, чему “Взгляд” планирует посвятить отдельный аналитический материал.

Источник:  https://www.vzsar.ru/news/2023/02/22/korrypciya-prevraschaetsya-v-halatnost-prokyratyra-blestyasche-sdelala-raboty-za-advokatov-merii-saratova.html