23 ноября 2014, 6:35

Будущее города ЭС

«

Пара фраз на тему объединения Саратова и Энгельса, прозвучавших в недавнем обращении к народу губернатора Валерия Радаева, внесли в региональную атмосферу “мира и согласия” новый повод для дискуссий. Народ, возможно, как всегда, не заметил, что власть вдруг озаботилась очередным глобальным вопросом. Зато растревоженный улей тусовки принялся анализировать и высказывать доводы pro и contra. Результат, впрочем, представляется довольно предсказуемым — все останется на своих местах, поскольку малое, как правило, присоединяется к большому, уж никак не наоборот. А “одна маленькая, но гордая птичка” стать частью Саратова, очевидно, не стремится.

В числе вопросов для жарких обсуждений сразу всплыл, например, такой: а мегаполис ли Саратов или “та еще деревня”? Безусловно, в масштабах области Саратов — мегаполис. Хотя бы потому, что население одного только Ленинского района больше населения Энгельса, а численность жителей Заводского района раз в шесть больше, чем в Марксе. Количество людей даже в самых больших городах губернии вместе взятое еле дотягивает до официального числа жителей областного центра. И если уж Аткарск, Петровск и Красноармейск — официально города, то Саратов тогда уж точно мегаполис. Хотя по мировым меркам до этого звания, конечно, ему как до Луны.

Впрочем, вопрос все-таки в другом: надо городам объединяться или не стоит? И зачем?

Глава города Олег Грищенко, комментируя заявление губернатора, отметил, что пока никакого смысла чисто политически и экономически он не видит. “Надо спросить жителей Энгельса, согласны ли они разделить нашу участь и тянуть лямку основного донора регионального бюджета”, — считает глава города.

Тем не менее,слияние городов может послужить серьезным поводом для появления новых инвесторов. Компании национального, а тем более международного уровня принимают решение на основании формальных признаков и статистики. И когда их аналитики смотрят на Саратов, они видят по цифрам, что этот город с населением 800 с небольшим тысяч человек — “недомиллионник”. Понимание же, что буквально рядом, через реку, расположен еще один город, который вместе с Саратовом образует агломерацию с населением более миллиона, есть не у всех. Между тем экономисты отмечают, что именно крупные города в последние годы служат в Российской Федерации притяжением и для капиталов, и для населения, и для государственных средств. Иными словами, в случае объединения с Энгельсом Саратов может попасть в сферу более пристального внимания и инвестиционных решений крупнейших торговых сетей и компаний.

Есть подозрение, что саратовцы в массе своей не против объединиться. Тем более что активные поглощения, скажем так, в России нынче в почете. А вот население левого берега — вряд ли. В последние годы в Энгельсе приложили немало усилий для прояснения и укрепления собственной идентичности. Для многих его жителей сложные перипетии истории города не пустой звук. К тому же в последние годы бывший Покровск в медиапространстве противопоставлялся Саратову как поселение более ухоженное, благоустроенное и благополучное. Расстаться с таким важным самоощущением, превратившись в еще один район Саратова, для многих из тех, кто живет по ту сторону старого моста, совершенно неприемлемо.

Несмотря на географическую близость Энгельса, для многих саратовцев он остается таким же далеким городом, как и любой другой районный центр. Особенно если для его посещения нет личных экономических или социальных причин. Поскольку по обе стороны реки действуют одни и те же торговые сети, а в гипермаркетах продаются одинаковые товары массового спроса, становится очевидно, что причиной гражданского и социального взаимопритяжения может быть только то, что связано с культурой и специальными городскими событиями. Совершенно очевидно, что Саратов с этой задачей по целому ряду причину справляется несопоставимо более успешно. Многие жители, к примеру, Ленинского района годами не бывают, скажем, в Заводском. Если некоторые постоянные жители исторического центра Саратова, которые там же работают, окажутся на окраине, они вряд ли смогут быстро сориентироваться, в какой части города находятся. Для таких присоединенный Энгельс станет еще одной малоизвестной частью города, которая должна чем-то заслужить внимание и интерес к себе.

На тяготеющие к слиянию города Энгельс с Саратовом были больше похожи в советском прошлом, когда их связывал троллейбусный маршрут № 9. “Рогатые” быстро носились по мосту, особенно поздними вечерами, когда он был сравнительно пуст. Сейчас древние, натужно чадящие автобусы символически превращают переезд по мосту в междугороднее сообщение. Даже после завершения ремонта моста возобновление троллейбусного движения на нем не предполагается. И есть подозрение, что Саратов и Энгельс так и останутся двумя разными городами — к большому удовольствию многих по обе стороны Волги.Но от осознания областной реальности вялое обсуждение этой идеи и споры непонятно кого с кем вполне могут и отвлечь.

Источник: Общественно-политическое издание “Газета Наша Версия”N21 (271) 12 июня 2014 

http://nversia.ru/rubric/view/id/7312