Под чью гармошку пляшет мэр? Фото
«
”Суть” № 39, Назар Баев
Есть в нашем волжском, не самом тихом городке новомодная примета: как только верхушки деревьев окрашиваются первыми красками осени – значит где-то на подплыве к нам Большая Рыба реки Чусовой.
На новую пристань теплоход «Козьма Минин» прибыл почти с часовым опозданием, потому культработники, встречавшие самобытный коллектив фольклористов из Перми, были вынуждены прибегнуть к испытанным согревающим процедурам, оставив, впрочем, и гостям просторную чарку с 40-градусной жидкостью. Сойдя на берег, те тушеваться не стали – и корнишончики с хлебом-солью пришлись на закуску очень даже кстати.
Пока замглавы администрации по соцвопросам Людмила САВОЧКИНА налегала на неостывший каравай, наши с ненашими, толком не познакомившись, пустились в резвый пляс. Больше всех вытанцовывал под чужие и свои гармошки глава города Александр ОВСЯННИКОВ. Никаких зарплат за свой мэрский труд он, как известно, не получает, оставаясь главврачом районной поликлиники. Потому берет от жизни, что дают: пляски да песни. Ух ты, ух я, ух ты, мэрия моя!..
Опоздание лишило гостей возможности обозреть нашу жемчужину – усадьбу Мальцева. Автобус мчал их к Дворцу культуры, где в фойе прятались от холода организованные детки, учителя и родители которых ворчали: «Неужто на улице представление будет?»
Ситуацию спасли сами пермяки, обратившиеся к гостеприимцам с челобитной: «У нас полколлектива простывшие, с температурой. Пойдемте, пожалуйста, в зал!»
Полчаса ожидания в зале прошли в обстановке всеобщего согревания организмов. А тут еще из-за закрытых кулис, где переодевались гости, пахнуло дымком. Глаза стали искать эвакуационные выходы, но к микрофону ступила пожилая дама в изысканно подобранных лохмотьях, держа в руках что-то вроде зажженного кадила:
– Я потомственная шаманка из Хакасии (это от Перми, поверьте, категорически далеко. – Авт.). И я вам буду в бубен бить (просьба не путать с угрозой «В бубен хочешь?». – Авт.), а вы глаза закройте и получайте от меня лечение. Нынешние школьники о волшебнике Кашпировском слыхом не слыхивали, потому на такую спасительно-лечебную перспективу только прыснули в кулачки. Дальше – больше. Попрыгав с бубном, гражданка шаманка добила публику окончательно, запугав ее горловым пением – по смыслу чрезвычайно непонятным, но по энергетике очень убедительным.
Слава богу, что угрожающие камлания сменились русско-украинскими пениями нарядного квинтета про гарных дивчин и хлопцев, под которые седоусый хлопец в годах зачем-то принялся доставать из холщовой сумки то огурчики с помидорчиками, то целую дыньку (к удовольствию школяров постарше, он ее еще и поглаживал с довольным видом). Нарочно или нет, но вышло это как-то двусмысленно.
Потом и вовсе началось откровенное язычество. Театрализованное представление на тему грозного Оша и его невест имело совершенно дохристианский характер. Детки в зале попритихли, а окажись там моя сугубо верующая бабушка, она такие истовые поклонения березовому лыку да осиновым сучьям наверняка бы осудила.
Не выдержавшие такого этнографического напора зрители могли сбежать в фойе, где кошечки с начесами да салфеточки со шкатулочками выглядели весьма занятно. Но ценники с северными коэффициентами отпугивали народ не меньше языческих завываний.
Девчата из самых рукодельных сбрасывались карманными деньгами и покупали какую-нибудь безделушку – одну на всю компанию. В программе визита это значилось как мастер-класс народных промыслов и ремесел.
Но фестиваль-то называется «Большая Рыба»! И эта Рыба еще год назад бралась исполнить наши желания – стоило только записать их на бумажке и вложить Рыбе куда-то в район жабр. Самые памятливые наши земляки, как только увидели Рыбу, взяли ее в оборот: «Мы добросовестно год назад желания загадали, только исполнения не дождались. Это как понять?»
Находчивая Царь-рыба молвила им, не моргнув бутафорским глазом: «Ваши желания я везу в дельту Волги и отпускаю в воду на входе в Каспий. Только вот год назад мы плыли уже обратно – вверх по Волге. Потому удалось ваши бумажки предать воде только в этом году – несколько дней тому назад. Так что прошлогодние желания исполнятся скоро – надежды не теряйте. А вот свежие хотелки мы только через год в ход пустим», – и отчалила Рыба, повиливая лукаво хвостом.
Так что, Рыба, вот тебе наш сказ: будь добра, причаливай к нам, сплавляясь вниз по реке, еще в августе: не дело это – ждать целый год! Тогда и погода будет куда лучше, и плясать наши мэры вам будут не от стужи лютой, а, сняв галстуки, от горячности своих сердец.
А если серьезно, то при массе непоняток и откровенных нелепостей этнографический фестиваль взбудоражил наши умы своей нетипичностью и искренностью. Плывут эти ребята не на наши, слава богу, деньги. А по закону туристического гостеприимства мы обязаны быть рады любым чудакам, к нам заплывающим: и язычникам, и шаманам, и даже Ошу с кочергой.
Источник: Сайт газеты Сутьhttp://www.sutynews.ru/index.php?mode=article_view&id=3007