А.С. – ЭКОНОМ
«
«Из фонда в фонд». Так назывался материал, опубликованный на нашем сайте 3 июня текущего года. Речь в нем шла о неподражаемом стиле управления саратовской медициной директора саратовского территориального фонда обязательного медицинского страхования Андрее Саухине. Сегодня мы продолжаем начатый разговор.
Один в поле воин
Андрей Николаевич Саухин — человек, как минимум, удивительный. Удивительно в нем многое. Например то, что, кажется, он ничего и никого не боится. Причем как в подогретом (знаменитая скандальная история с разбитым унитазом и прочем дебоше в энгельсском увеселительном заведении «Веселый Роджер» в 2012 году), так и в абсолютно трезвом состоянии. Причем, его подвиги на посту председателя Счетной палаты региона, когда он, как рыцарь без страха и упрека, громил и линчевал коррупционную систему прежнего облправительства, можно даже не вспоминать. И сегодняшних деяний достаточно. Но перед тем, как мы перейдем к перечислению последних, один небольшой штришок. Несмотря на то что Андрей Николаевич возглавляет столь влиятельную и, чего уж там, коррупциоемкую структуру, как ТФОМС, его часто можно встретить в центре города, одиноко шагающего по направлению, например, к областному правительству или думе. Выражение глаз у Андрея Николаевича почти всегда одно и то же — одновременно и отрешенное, и сильно задумчивое. О чем думает этот человек? О бедах саратовской медицины, о новых схемах работы с деньгами ТФОМС или о чем-то сугубо личном? Трудно сказать. Но главное не в этом. А в том, что ходит г. Саухин пешком и один. Директор структуры, через которую проходят (а иногда пробегают и исчезают) миллиарды бюджетных рублей, не боится ходить по городу в одиночку. В чем причина? Такой безбашенный? Такой безупречный? Или подобное поведение объясняется принадлежностью к некоей силе, с которой никто не рискнет связываться? Надеемся, дать верный ответ на этот вопрос поможет та информация, которая приводится ниже.
Признание
Деятельность ТФОМС по Саратовской области под управлением Андрея Саухина «по достоинству оценили» на федеральном уровне. Так, в марте текущего года в Перми состоялось совещание по вопросам здравоохранения в ПФО, на котором получила продолжение скандальная тема занижения тарифов и необоснованной экономии средств территориальным фондом обязательного медицинского страхования Саратовской области.
По словам директора федерального фонда ОМС Натальи Стадченко, в ряде регионов ПФО отмечаются вопиющие нарушения по срокам, структуре и содержанию формирования тарифных соглашений.
— Так, грубые нарушения отмечены в Саратовской области, где объем средств, направляемый в медицинские организации на оплату медицинской помощи в два раза ниже объема средств, поступивших в виде субвенций из Федерального фонда, – подчеркнула Наталья Стадченко.
А началось знакомство центрального ФОМС с опытом саухинскогот менеджмента еще в ноябре 2014-го. Именно тогда специальная комиссия федерального фонда под председательством заместителя начальника его контрольно-ревизионного управления А. Карпеева провела внеплановую проверку деятельности саратовского ТФОМС. Не знаю были ли у членов комиссии круглые глаза, когда они проверяли его бухгалтерию. Но когда сегодня знакомишься с ее (комиссии) отчетами, приходишь к выводу, что в данном случае говорить о каких-то нарушениях в деятельности руководства саратовского ТФОМС просто не уместно. Дело в том, что Андрей Саухин, по сути, создал в структуре ОМС нечто вроде независимого государства со своими законами, которые четко соблюдал. Можно сказать, что Андрей Николаевич осуществил на территории отдельно взятого региона даже не децентрализацию, а настоящую федерализацию вверенного ему ведомства.
Свои законы
Начиная с 2013 года для саратовских ЛПУ началась совсем другая жизнь. Для них вдруг перестали действовать законы Росийской Федерации, а также нормативные требования ФФОМС и Минздрава РФ.
«Тарифным соглашением на 2013 год утверждены индивидуальные тарифы на оплату медицинской помощи для медицинских организаций по всем видам медицинской помощи, что не соответствует разъяснениям Министерства здравоохраненитя Российской Федерации…».
«Тарифным соглашением на 2014 год установлены индивидуальные для медицинских организаций управленческие коэффициенты по видам медицинской помощи, что не соответствует рекомендациям… Минздрава РФ…».
«В течение 9 месяцев 2014 года Комиссией (при саратовском ТФОМС — авт.) проведено 9 заседаний, на которых принимались решения по увеличению, уменьшению на год объемов финансирования медицинских учреждений… Расчет, обоснование перераспределенных объемов финансирования медицинским организациям на 2014 год территориальным фондом не представлены…».
Это все выдержки из акта прошлогодней внеплановой проверки федерального ФОМС. В чем суть? Да в том, что действующий закон диктует: ЛПУ в такой стране, как Россия, должны финансироваться по линии ОМС в зависимости от уровня медицинской организации (первый, второй и третий). Уровень зависит,
грубо говоря, от степени профессионально-технической крутизны учреждения. Это правильно, это логично, это нормально: тариф на ту или иную услугу должен отличаться в высокопрофильной больнице федерального подчинения от тарифа в обычной ЦРБ. А вот по авторитетному мнению уважаемого Андрея Саухина все должно быть иначе. Например, он уверен, что лечить сотрясение головного мозга в более чем авторитетном ФГБУ «СарНИИТО» (третий, самый высокий уровень ) вполне можно и за 442 рубля за законченный случай. А вот, скажем, в МУЗ «Пугачевская районная больница » (второй уровень) — только за 6 629 рублей. Ну а та же нозология в Петровской ЦРБ и вовсе обходится в без малого 9 тысяч рублей.
Еще пример. Так, стоимость лечения инфаркта миокарда с применением тромболитической терапии в саратовской горбольнице № 12 составляет 19 592,2 рубля, в ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» – 41 541,4 рубля, в ФГБУ «СарНИИК» Минздрава России – 107 389 рублей. Таким образом, разница в оплате между отдельными организациями здравоохранения при одинаковых заболеваниях доходит до 45 (!) раз. И таких примеров масса.
Надо ли объяснять, что подобные нововведения нынешнего шефа саратовского ТФОМС привели в шок саратовских медиков. Мягко говоря, удивила она и членов проверяющей комиссии федерального фонда, которые четко и ясно указали Саухину на недопустимость подобных действий. Какова же была реакция последнего? Не поверите: он спокойно подписал акт проверки, поставив рядом со своим автографом фразу «с возражениями» и, как ни в чем ни бывало, продолжил жить по собственным законам.
На черный день
Как мы уже отмечали в своем прошлом материале «Из фонда в фонд» еще одной фирменной чертой (помимо вольной трактовки существующих в российском здравоохранении законов и порядков) является масштабная и чаще всего совершенно не оправданная экономия бюджетных средств. Нет, не подумайте, на себе любимом и на аппарате фонда эта экономия никак не сказывается. Более того, если фонд оплаты труда чиновников фонда в 2014 году составил 53 миллиона 660,6 тысячи рублей, то в 2015-м этот показатель подрос до 53 миллионов 843,3 тысячи. Как говорится, кризис кризисом, а обед по расписанию. Причем, с добавкой. А вот саратовские медучреждения уже третий год стонут от такой «бережливости». Апофеозом ее стал и скандал, разразившийся в конце прошлого года.
Дело в том, что по итогам 2014-го столичные проверяющие зафиксировали в Саратове беспрецедентное нарушение закона о бюджете территориального фонда. Речь идет о формировании нормированного страхового запаса, глобальный размер которого Андрей Саухин неоднократно пытался объяснить предусмотрительностью, связанной с возможностью возникновения внезапных эпидемий и прочих факторов чрезвычайного характера. Так вот, этот самый
запас в 2014 году был сформирован в сумме почти 6 миллиардов рублей, что превысило установленный размер более чем на 4,4 миллиарда рублей или почти в 4 раза.
Что это значит? Это значит, что без малого 4,5 миллиарда рублей не получили саратовские врачи . Кому-то подобная экономия стоила здоровья, а кому-то, возможно, и жизни. Какую же цель преследовал Андрей Саухин, ограничивая финансирование медицинских организаций? Неужели хотел сократить народонаселение? Не думаем. Скорее, все гораздо банальнее. Мы уже говорили, про то, что страховые компании, через которые ТФОМС направляет деньги в ЛПУ, с недавних пор получают 10 % от сэкономленных средств фонда, следовательно напрямую заинтересованы «беречь» народное добро. Часть таких «премий» в свое время оседала в виде добровольных пожертвований на счету созданного фонда «Поддержка социальных проектов», который возглавлял хвалынский предприниматель Дмитрий Исаев, который, по слухам, является давним приятелем Андрея Саухина. Но и это еще не все. Как показала уже вторая проверка ФФОМС, которая закончилась в марте 2015 года, по состоянию на 1 января 2014 года на банковских депозитах лежало… 600 миллионов (!) рублей. Разумеется, на эти деньги капали проценты. Вопрос, кто в итоге собирал эти капли?
Ради объективности скажем, что часть «сэкономленного», пусть и обесценившегося к тому времени, капитала все же была отдана лечебным учреждениям в декабре 2014 года под угрозой необходимости возвращения «лишних денег» в Москву. А ведь именно это требование, выставил в конце прошлого года федеральный фонд. Понятно, что своевременно полученное финансирование позволило бы использовать средства куда эффективнее. Ведь если в начале или середине года на те же самые деньги можно было бы купить «одну таблетку», то в конце года – хватало только на «половину». Впрочем, в сложившейся ситуации лучше было получить мало и поздно, чем вообще ничего не получить.
Но и здесь Андрей Саухин не изменил себе.
«Он собрал в конце года руководителей саратовских медучреждений у себя в кабинете, – рассказал мне на условиях анонимности один из главврачей, – и сказал: «Я дам вам 2 миллиарда, но не спешите их тратить. Эти деньги вам на первый квартал 2015-го. Учтите, в начале года денег не будет». И точно — уже в января нам снова порезали тариф, почти на половину».
А нам все равно?
Действительно, зреющее с каждым днем недовольство со стороны медицинской общественности и первая проверка ФФОМС ничему не научили г. Саухина. В результате из Москвы пожаловала вторая комиссия федерального фонда, которую на сей раз возглавил заместитель его председателя А. Кувалдин. И снова шокирующие цифры: только за январь-февраль 2015-го в
нормированный страховой запас необоснованно направлено более 1 миллиарда 300 миллионов рублей. А ведь год только начался. Что это, как не «искусственное занижения размера дифференцированного подушевого норматива финансирования страховых медицинских организаций» (цитата из акта проверки ФФОМС от 13 марта 2015 года).
Но и это еще не все. Так, «в первом полугодии 2015 года между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями распределено 5 401,4 млн рублей, что составляет 53,7% от значений, установленных территориальной программой на 2015 год из расчета финансирования 6 месяцев». Иными словами, только половину суммы, предназначенной для лечения пациентов, «заслужили» в первом полугодии лечебные учреждения. Вторая половина, вероятно, снова будет «сберегаться» Андреем Саухиным на выгодных депозитах. А может быть, мы вскоре снова услышим о создании какого-нибудь «благотворительного» фонда, который начнет «творить добро» очередному земляку директора саратовского ТФОМС? Впрочем, Андрей Николаевич вполне может придумать совершенно оригинальную, свежую и неожиданную схему. Практика показывает, что в этом деле он настоящий ас. Если его, конечно, вовремя не остановят
Защита губернатора
Собственно говоря, в Москве оценка такой «бережливости» дана оперативная и вполне конкретная. Члены комиссии Федерального фонда поставили свои подписи под официальным документом, вывод которого однозначен: «Тарифная политика, осуществляемая в системе обязательного медицинского страхования Саратовской области, влечет за собой использование субвенции, предоставляемой из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов ОМС с нарушением норм законодательства в сфере обязательного медицинского страхования». Но все дело в том, что это максимум, что может сделать ФФОМС. Возбуждение даже административного, а тем более уголовного дела явно не в его компетенции. Федеральный фонд не может даже уволить Саухина. Это вправе сделать только губернатор Саратовской области.
Источник: http://www.om-saratov.ru/po-sushchestvu/23-june-2015-i25773-a-s-ekonom