17 июля 2015, 7:38

Амбиции юношей питают

«

Амбиции юношей питают

О молодежном парламенте и областном молодежном правительстве саратовские СМИ и соцсети обычно пишут либо очень хорошо, либо очень плохо. Для одних это представители интеллектуальной молодежи, неравнодушные ребята, будущее России. Для других – молодые карьеристы, профессиональные бездельники и прожигатели грантов. Самые нейтральные наблюдатели сокрушаются: “Эх, молодежь!”. И философски внимают как злобному троллингу оппозиции, так и наивным акциям рвущихся во власть юнцов.

Так зачем нам “игрушечная” законодательная и исполнительная власть? Мало настоящей? А если, объективности ради, дать слово самим молодым и их наставникам? Насколько беспристрастно они себя оценивают, за что борются и чего добиваются?

Корреспондент ИА “Взгляд-инфо” решила пообщаться с золотой саратовской политической молодежью.

 

“Младшие” правительство и парламент региона возглавляют две юные особы – Алена Трунова и Маргарита Розенштейн. Обе 1994 года рождения. Обе девчонки не городские: Алена родилась в Энгельсе, училась в поселке Владимирский Ровенского района, потом поступила на юрфак СГУ. Маргарита из Красного Кута, только что окончила Поволжский институт управления. Обе еще в школе были активистками и отличницами, наверняка с завышенными требованиями к себе и окружающим, идеализированными и где-то наивными представлениями о мире. По крайней мере, такое впечатление сложилось от общения с девушками.

Тем не менее и Алена, и Маргарита в свои двадцать с небольшим уже не просто знакомы с первыми лицами губернии, но и дают им советы, выступают от имени всей молодежи губернии, транслируя ее проблемы. Свои структуры – аналоги законодательной и исполнительной власти в регионе – они называют не иначе как общественными, коллегиальными, консультативными, совещательными органами.

Какую же общественность они представляют? Как формируются эти структуры и кто в них попадает, какие консультации и кому они дают? И самое главное, где результат от их советов?

 

Ты, мол, прав!

Сначала познакомимся с “молправом” (как они сами себя называют) и с молодым дублером главы региона Аленой Труновой, которая рвется в бой и охотно отвечает на любые “взрослые” вопросы.

Заходим на сайт молодежного правительства Саратовской области  – который, кстати говоря, выглядит очень презентабельно, особенно на фоне не так давно обновленного сайта “старшего” правительства. Яркая и наглядная инфографика, доступная информация, мигающие ярлычки с цифрами и масса других приемов визуализации. Много и букв.

На личной страничке Алены читаем ее краткую биографию и основные достижения за два года работы – список из 42-х пунктов! Очевидно, что это  сверхдеятельный, плодовитый на различные проекты, форумы и инициативы человек, судя по всему, эксперт во многих областях. Министры области нервно курят в углу и наверняка уже почтительно приберегают местечко.

Итак, помимо поста председателя молправа Алена является молодежным министром занятости, труда и миграции области, “инициатором многих социально-экономических проектов районного уровня” и “инициатором ряда проектов в сфере труда и занятости населения“.

Первый год мы взяли там 300 тысяч рублей на реализацию двух проектов. Один в сфере здравоохранения, другой направлен на образовательную программу членов молправа. Для себя образовалка. В прошлом году я выиграла 300 тысяч рублей по проекту, направленному на развитие проектной культуры в регионе.

В 2013 году она была участником программы IT-start.pro и победителем дебатного чемпионата “Первая лига” в составе команды “Матрешки”. В 2014-м – руководителем проекта “Инструкция Порядочному Гражданину” в сфере трудоустройства, участником панельной дискуссии “Молодежная политика как инструмент реализации молодежных инициатив на территории Саратовской области” и гостем проекта Виктории Горда. И так далее на все 42 пункта списка.

Что же это за “многие” социально-экономические проекты и о чем дебатируют “Матрешки”? Дело в том, говорит Алена, что молодежное правительство существует за счет грантов. А для их получения, по словам молправовцев, нужно прикладывать немало усилий. Все вышеперечисленное – это различные грантовые конкурсы.

Проекты нужно реализовывать систематически, это не мероприятие на проспекте провести“, – уверяет Алена. Тут не поспоришь. Вот, например, в 2014 году саратовский молправ проводил медиафорум V.I.P., а именно привлекал экспертов в сфере медиа и блогинга из Москвы, Волгограда, Саратова. Это был трехдневный форум для сотни студентов из различных вузов и районов области. По его итогам сформировалась группа, которая в течение полугода училась PR, развитию и написанию блогов у бывшего пресс-секретаря регионального молправа Дарьи Седовой. У кого училась сама Дарья, к сожалению, неизвестно.

“Один из наших основных источников  форум “iВолга”. Первый год мы взяли там 300 тысяч рублей на реализацию двух проектов. Один в сфере здравоохранения, другой направлен на образовательную программу членов молправа. Для себя образовалка. В прошлом году я выиграла 300 тысяч рублей по проекту, направленному на развитие проектной культуры в регионе“, – делится успехами активистка.

Другими словами, Алена выиграла грант на свой проект о том, как учить студентов писать проекты. Продвинутый подход!

“Или, например, в сфере сельского хозяйства у нас молодой человек предлагал в одном из районов области вывозить натуральные продукты напрямую и продавать у нас в Саратове. Я сейчас точно вам, наверное, не расскажу, у него очень много было нюансов”, – признается глава правительства.

Члены молодежного правительства активно принимают участие в молодежных форумах, образовательных площадках, слетах и традиционно занимают призовые места, выигрывая гранты“, – поддерживает будущую смену сам выходец из молодежного парламента, а ныне вице-губернатор области Денис Фадеев.

По его словам, в молодежном форуме “iВолга” в 2013 и 2014 годах сумма выигрыша составила по 300 тысяч рублей, в 2015 году – 150 тысяч рублей в рамках смены “Политика”. Кроме того, в 2015 году члены молодежного правительства получили 3 млн рублей на реализацию “Нового общественного проекта ПФО”.

Всего за период с 2013 по 2015 год молодежным правительством Саратовской области в регион на реализацию молодежных проектов и программ в рамках конкурсов и грантов привлечено 4 650 000 рублей внебюджетных средств“, – подытоживает Денис Владиславович.

 

Место свиданий и праздников

Почувствовать себя министром – таким, как Алена и ее 14 коллег по правительству, – можно, пройдя два этапа конкурсного отбора. Сначала надо  представить проект решения проблемы в той или иной сфере. Первичный отсев кандидатов еще на заочном этапе проводит министерство молодежной политики. Потом отобранные будущие молправовцы защищают свои проекты перед комиссией, в состав которой входят по одному представителю от всех заинтересованных ведомств.

Когда я защищалась, у меня было три человека на место. Конечно, в социальный блок больше людей идет. На такие должности, как промышленность, дорожное хозяйство, уже сложнее набрать людей, потому что сложнее писать проект, потому что сложнее что-то сделать в этих сферах. Студентам даже разобраться в этих сферах нелегко, нежели в соцразвитии. Хотя я не говорю, что это легкая сфера“, – делится мыслями Алена Трунова.

Немного истории: правительственная площадка для молодых и бойких была сформирована всего два года назад. Инициативная группа добивалась этого, по словам Труновой, три года. Главным идейным вдохновителем была Тамара Мурадян, которая первый год возглавляла молправ, потом стала руководителем ассоциации молодежных правительств России, а сейчас занимается организацией свиданий и праздников в Саратове.

Однажды она попала на съезд ассоциации молодежных правительств и загорелась желанием создать его у нас, – рассказывает Алена. – Я сначала подумала, что слишком страшно, слишком сложно, но потом мне это стало интересно“.

Алена признает – не все еще полностью осознали, что мнение молодежи стоит учитывать: “Не все оказались готовы к такому шагу. Одно дело в теории согласиться, что нужна такая структура, а другое – на практике действительно это осознать”.

О губернаторе Валерии Радаеве молодежный дублер говорит только с уважением: “Представление о Валерии Васильевиче как о руководителе у меня сложилось год назад. Когда он приехал на “iВолгу” и всю концертную программу остался стоять с нами. Рассказывал о каждом чиновнике, кто это, откуда приехал”.

Осенью этого года полномочия первого созыва заканчиваются, предстоят  перевыборы. Алена собирается переизбираться, ведь у нее далеко идущие планы.

Правительственная площадка для молодых и бойких была сформирована всего два года назад. Инициативная группа добивалась этого, по словам Труновой, три года. Главным идейным вдохновителем была Тамара Мурадян, которая первый год возглавляла молправ, потом стала руководителем ассоциации молодежных правительств России, а сейчас занимается организацией свиданий и праздников в Саратове.

Я бы не сказала, что все члены моей команды стремятся во власть, идти в правительство. Нет! Но мне – да, мне интересна госслужба. Хотя я точно не знаю, какое ведомство даже я бы выбрала, – размышляет девушка. – Я верю, что возможно пробиться благодаря общественной деятельности. Например, наш заместитель министра по молодежной политике Ангелина Антоновна Беловицкая  это чистой воды общественница, которая благодаря своим заслугам заняла госдолжность. Или, например, Фадеев, который…  ну, у нас в правительстве тоже. Он в “Молодой гвардии” активно себя проявлял и в том числе благодаря этому занял данную должность. Я верю, что и у меня получится, иначе бы я не делала ничего. Как говорит всегда мне моя мама: нужно ставить очень высокие цели, чтобы достичь хотя бы высоких“.

И у Алены, и у молодежного министра общественных связей и национальной политики области Айнура Шайдуллова, и у молодежного министра здравоохранения области Виктора Лойко, и у молодежного министра спорта области Ксении Ильиной, по словам вице-губернатора, это весьма успешно получается. Именно этих ребят он назвал в качестве будущей смены “взрослому” правительству.

На сегодняшний день эти члены молодежного правительства добились высоких результатов в своей деятельности, смогли выстроить работу с руководителями своих профильных министерств и ведомств, стали лауреатами различных премий, победителями грантовых конкурсов, и данных представителей можно отнести к молодежному кадровому резерву Саратовской области“, – заверил Фадеев.

А Алена Трунова скромно добавляет: “Я бы тоже могла сейчас вскружить голову и сказать, звоните мне только через секретаря или еще что-то. Но нет. Я понимаю, то, что мы сделали – ничего из того, что мы еще хотим сделать”.

 

Вместо дискуссий

У молодежного парламента Саратовской области своего сайта пока нет. Зато, в отличие от молодежного правительства, их ровесники из законодательной ветви областной власти избираются на три года. Члены молодежного парламента о своих планах и мечтах говорят осторожнее, больше апеллируют к словам “добродетель”, “ответственность”, “идейность”, “социальная значимость”. И всеми силами уклоняются от ответов про критику “взрослой” власти и перспективы своего карьерного роста.

Я бы скорее сказала, что молодежный парламент – это не хорошая стартовая площадка для продвижения во власть, а хорошая площадка для опыта. Мы с ребятами многому учимся у наших старших коллег по линии законотворчества. Здесь себя чаще проявляют студенты-юристы, которым просто необходим такой опыт. Для представителей из районов области  молодежный парламент – хорошая возможность реализовать свои идеи уже на региональном уровне. Кто-то реализует социальные проекты. Каждый находит применение. Так или иначе, это опыт, который помогает в дальнейшем. Соглашусь, молодежь всегда ставит амбициозные цели. Но за громкими словами и идеями должны идти действия. И только те, кто берет на себя ответственность “от” и “до”, доходят до результата“, – в абсолютном соответствии лозунгу “Верьте только делам” рассуждает председатель молодежного парламента Маргарита Розенштейн.

Для юных парламентариев такими яркими примерами “от” и “до” и некими мерилами успеха являются работающий сейчас в Администрации Президента РФ Виталий Храмушин, вице-губернатор Денис Фадеев, депутат Саратовской городской думы Станислав Бондарев.

Сама Маргарита тоже добилась определенных высот, по крайней мере, на общественном поприще. Помимо должности председателя регионального молодежного парламента, она является самым молодым членом Общественной палаты Саратовской области.

По словам спикера, уже в старших классах она стала принимать участие в деятельности молодежного парламента при Краснокутском районном собрании депутатов, организовывать различные волонтерские мероприятия. Например, по борьбе с наркотиками.

На первом курсе студентку Розенштейн делегировали в саратовский областной молодежный парламент. И параллельно с учебой она продолжила молодую, но сознательную общественную жизнь.

В этом году Маргарита закончила Поволжский институт управления по профилю “государственное и муниципальное управление” и вполне может считаться взрослой личностью. Хотя, как и в молправ, в саратовский молодежный парламент можно избираться вплоть до 30 лет.

Я не знаю, власть я или нет. Скорее всего, нет смеется Маргарита.  Что будет дальше, тоже не загадываю. Мы не можем загадывать вперед. Сейчас я занимаюсь общественной деятельностью. Мне это нравится. Я занимаюсь с молодежью, стараюсь реализовывать молодежные идеи, а что будет потом, время покажет“.

Маргарита Розенштейн сходу отвечает и на вопросы о конкретных результатах деятельности ее команды. Во-первых, это два областных закона, при принятии которых были учтены предложения пока еще пробующих законотворческие силы молодых ребят. Это закон о молодежной политике и закон о квотировании рабочих мест для молодежи.

Во многих регионах членов молодежных парламентов называют депутатами, но мы это не особо практикуем. Депутаты – это все-таки наши старшие коллеги. Мы не относимся ни к какой партииМы никем не финансируемся, у нас нет ни бюджетной строки, ничего. Поэтому на нас никто денег не тратит. Право критиковать нас есть у каждого. Но у меня такое мнение: если ты что-то можешь реализовать, если ты хочешь даже построить детскую площадку с двумя турниками, то ты можешь это сделать.

Во-вторых, проект бизнес-школы “Мое дело”, где ребят учили основам предпринимательской деятельности. В итоге кто-то, как рассказывает Маргарита, открыл фитнес-клуб, кто-то конструкторское бюро, кто-то частный детский сад.

“Мы первые в стране приняли у себя в Саратове членов молодежного парламента при Госдуме. Наши команда может организовывать выездные мероприятия такого уровня. Мы сами ездим, получаем разноплановый опыт”,  отчитывается общественница.

Помимо 55 членов молодежного парламента, есть еще так называемый актив “неравнодушных”, который также принимает участие в различных мероприятиях.

Во многих регионах членов молодежных парламентов называют депутатами, но мы это не особо практикуем. Депутаты – это все-таки наши старшие коллеги. Мы не относимся ни к какой партии дистанцируется от партии большинства в областной думе Маргарита.  Мы никем не финансируемся, у нас нет ни бюджетной строки, ничего. Поэтому на нас никто денег не тратит. Право критиковать нас есть у каждого. Но у меня такое мнение: если ты что-то можешь реализовать, если ты хочешь даже построить детскую площадку с двумя турниками, то ты можешь это сделать“.

По словам куратора молодежного парламента при облдуме, председателя думского комитета по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике Аллы Лосиной, над ребятами никто не довлеет.

Например, они предлагали провести круглый стол по ЕГЭ и провели его самостоятельно, я считаю, на высшем уровне. Они подняли все проблемы. Я даже о существовании таких не знала. Рассказали обо всех своих опасениях. Был очень интересный и полезный разговор, – комментирует депутат. – В саратовском детском приемнике они провели великолепное благотворительное мероприятие. То есть никто им даже не рекомендует, что надо делать“.

 

Функция заботы

Более критично подходит к вопросу о значимости подобных структур политолог, доцент кафедры политических наук и по совместительству научный руководитель дипломной работы Алены Труновой Михаил Данилов. По его мнению, молодежный парламент и молодежное правительство – одна из форм вовлечения молодежи в политический процесс. При этом не самая масштабная и не самая важная с точки зрения подконтрольности государству.

Надо понимать, что молодежь здесь выступает не столько в роли субъекта активного действия, сколько объекта заботы со стороны “взрослых” органов власти“, – комментирует ученый.

По мнению политолога, порой можно видеть имитацию общественно-полезной деятельности и превалирование формы над содержанием. Важно понять, что здесь первично: структура или функция? Если функция “придумывается” под структуру – то это весьма опасный симптом.

Немаловажен и вопрос компетентности: насколько подготовленными являются члены молодежных парламентов и правительств для осуществления консультативной функции? Как далеко их компетентность выходит за рамки обыденного знания и что может служить надежным критерием ее наличия? Насколько удачной является эта управленческая и политическая школа в качестве кадрового лифта? Каковы механизмы перехода из подросткового во взрослое политико-управленческое состояние?

Остается надеяться, что эти вопросы перед подрастающим поколением ставит не только общественность, но и те, кто вызвался не просто поиграть с молодыми в политику. Кто объяснит им, что законодательная и исполнительная власть – это серьезно. Это не только i-матрешки.

Источник: http://www.vzsar.ru/special/2015/07/22/ambicii-unoshei-pitaut.html