Год литературы в Саратове (попытка предсказаний)
«Автор: Михаил Каришнев-ЛубоцкийЗаранее хочу выразить свою благодарность и своё уважение педагогам, библиотекарям и музейным работникам Саратовской области: именно они спасут нашу губернию от позора и вытянут Год литературы. Я знаю, что они не подкачают и проведут различные олимпиады, «Библио-ночи», «Дни славянской письменности», конкурсы юных чтецов и тому подобные мероприятия на «пять с плюсом», «пять» или «четыре». Но вот по поводу того, что обычно именуют «поддержкой и развитием современной отечественной литературы», таких же радостных предсказаний я сделать не могу. О России и её регионах я не собираюсь говорить, мои слова касаются только нашей родной губернии.
Первое. В Саратове напрочь отсутствует аналитика литературного процесса. Кто сейчас пишет романы, повести, рассказы, пьесы, стихи и произведения для детей и, главное, какого качества все эти творения – для большинства жителей нашего региона «тайна за семью печатями». Стали забываться имена талантливых саратовских писателей прошлых лет. Как результат в головах моих сограждан сложились искажённые представления о прошлом и настоящем литературного процесса. И, самое ужасное, в головах региональных начальников.
Второе. С писателями поручили заниматься областному минкульту, а обязанность издавать их книги возложили на областное министерство печати и информации. В связи с этим лично мне и многим профессиональным литераторам нет особого дела до минкульта. А ему до нас. Вот минпечати другое дело! Но… активное, если не решающее, влияние на окончательные выводы экспертных комиссий областного конкурса издания социально значимой литературы и областного конкурса «Лучшая книга года» оказывает, по моему мнению, именно минкульт!
Повторяю, я веду речь только о книгах прозы и поэзии, краеведческую и спецлитературу выношу за скобки. В качестве примера своей версии приведу решение экспертного совета 2014 года: было принято решение издать книгу стихов для детей Г. Маштаковой и три книги из серии «Книги лауреатов премии имени М.Н.Алексеева». Книги Н. Леваниной (Тяпугиной), И. Малохаткина и В. Сафронова. Логично сделать вывод: будут изданы и многие другие книги лауреатов этой премии. Возникает вопрос: неужели такое решение приняли сотрудники минпечати? И тут в памяти всплывает информация о встрече губернатора В. В. Радаева с министром культуры С. В. Краснощёковой и руководителем местного реготделения СП России В. Г. Гурьяновым. Моё предположение: «визитёры» протолкнули идею начать издание книг лауреатов премии имени М.Н.Алексеева. Они, мол, лучшие! Из сорока лауреатов Всероссийской премии тридцать – из саратовского реготделения СП России. О чём это говорит? О том, что в России соперников у писателей с улицы Советской нет! А вы, наверное, подумали, что конкурс проходит не совсем честно? Ай-яй-яй… Пробовал автор этих строк ситуацию изменить, да не смог. Не хотят от «доброй традиции» отказываться!
Третье. Моё предложение сменить вектор (издавать лучшие произведения саратовских авторов 20 и 21 веков, а не произведения милых сердцам руководителей местного реготделения СП России) натолкнулось на явное непонимание, если не на яростное сопротивление. Никакие доводы не действуют! Я уж и В. В. Путина на помощь призвал, попробовал цитатами из его речей пронять: нет, не действует! Вы, Михаил Александрович, считаете, что нужно для саратовских библиотек и всяких книжных форумов издавать книги К.Федина, Л.Кассиля, К.Петрова-Водкина, О.Молоткова, С.Кековой и т.п. авторов. А другие достойные люди считают, что на стенды Всероссийских книжных выставок лучше выставить книги Н.Тяпугиной, В.Гурьянова, В.Масяна, В.Кадяева и других лауреатов «широко известной в России и пользующейся большим уважением у писателей» (цитата из письма большого саратовского начальника). Вы хотели, чтобы в сентябре 2015 года на ВДНХ во время самой крупной в России Международной книжной ярмарки-выставки на стенде Саратовской области книги из вашего списка красовались? Не будет этого! Наши книги предъявим посетителям выставки!
Четвертое. Год назад я направил письмо в адрес нашего минпечати с тремя конкретными предложениями. Я попросил вернуть второе и третье места в номинацию «Детская литература» областного конкурса «Лучшая книга года», т.к. явная «дискриминация» литературы для детей не делает никому чести. Попросил добавить в положение этого конкурса новую номинацию «Лучшая книга саратовского автора, изданная в другом регионе», так как книга саратовца, изданная в Москве или в Санкт-Петербурге, сказывается положительно не только на имидже самого автора, но и на имидже его «малой родины», то бишь, Саратова. А в положение конкурса издания социально значимой литературы я попросил волевым решением внести первым пунктом обязательное издание, как минимум, двух книг для детей: одну для малышей, а вторую для школьников среднего или старшего возраста.
Результаты моего обращения были следующие. Первое и второе места в номинацию «Детская литература» конкурса «Лучшая книга года» вернули, а два других мои предложения отвергли. Зачем мы саратовского писателя будем поощрять? Пусть его в Москве или в Питере и поощряют! Мы саратовские издательства поддерживаем, а писатели нас не очень волнуют. Предложение тратить бюджетные деньги с умом на детские книги для саратовских библиотек было отвергнуто, как я думаю, ложно понятым представлением о демократии. Нельзя волевым решением тратить бюджетные деньги. Чьи книги решит комиссия издать, те и будут изданы. А уж если книги для детей Л.Кассиля, А.Толстого, А.Матвеенко, В.Звягиной, М.Муллина, М.Каришнева-Лубоцкого, О.Молоткова, В.Мухиной-Петринской и других авторов в очередной раз не попадут в заветный список, мы не виноваты. (Примечание. К минпечати у меня меньше претензий, чем к минкульту. Именно люди имеющие отношение к минкульту – сама министр, замы министра, работники областных библиотек, представители реготделения СП России, – играют «первую скрипку» в отборе книг-победителей. А минпечати талантливо играет роль «мальчика для битья»).
Пятое. Писатели в России после 1991 года разбрелись по разным союзам писателей, ассоциациям писателей и просто неформальным писательским сообществам. В Саратове ситуация такая же, как и в других регионах. Одарённые авторы имеются во всех союзах, ассоциациях и сообществах. Впрочем, в них немало и слабых авторов. Задача властей выявить одарённых авторов и сотрудничать в первую очередь с ними. Как это сделать? Нужно провести совещание при губернаторе. В.В.Путин нашёл на это время, надеюсь, что и В.В.Радаев найдёт. Перед совещанием нужно устроить выставку книг саратовских писателей и литературных журналов. В том числе и книг саратовских писателей, изданных в других регионах! На совещании должны выступить представители реготделения СП России, АСП, журналов «Волга-ХХI век», «Волга», «Другой берег». Министры культуры и печати должны ответить на все вопросы выступающих.
Затем необходимо будет составить общий список проблем, а также предложений по их решению. Позже губернатор вынесет по ним свои конкретные решения. Главное условие: вопросы и предложения представителей писательских сообществ должны быть детально проработаны и чётко сформулированы, такими же должны быть и ответы губернатора и министров. Лучше честный отказ, чем очередное увиливание от ответа.
В заключение хочу сказать следующее. Я уверен в том, что губернатор В.В.Радаев хотел бы улучшить ситуацию с изданием лучших книг и произведений саратовских авторов ХХ–ХХI веков, хотел бы улучшить имидж Саратовского региона как крупного литературного центра России. Но у меня сложилось довольно устойчивое мнение, что губернатора часто вводят в заблуждение некоторые его близкие подчинённые. Возможно, что они это делают не по злой воле, а просто по недостаточной своей компетенции в этих вопросах. Вот и следует эти невольные ошибки выявить и исправить, а не загонять проблемы вглубь. В конце концов, нужно же иногда и к словам Президента России прислушаться!
М. Каришнев-Лубоцкий
Член СП Москвы и АСП,
Источник: http://www.om-saratov.ru/chastnoe-mnenie/16-february-2015-i21069-god-literatury-v-saratove