09 октября 2015, 3:02

Сделать партию. Как изменилась российская политика за пять лет

«

 

Сергей Неверов и Вячеслав ВолодинФото: Александр Астафьев / РИА Новости

Ровно пять лет назад, 21 октября 2010 года, секретарь генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин перешел работать вице-премьером в Белый Дом, возглавив аппарат председателя правительства Владимира Путина, чтобы спустя год с небольшим стать уже первым заместителем руководителя администрации президента Путина. В этот же день на пост секретаря Генсовета «Единой России» был избран заместитель Володина и его правая рука Сергей Неверов. Оба назначения состоялись по инициативе Владимира Путина, который тогда был и председателем «Единой России». Как показали дальнейшие события, именно этим государственным деятелям предстояло сыграть ключевую роль в реализации курса на повышение открытости, конкурентности, легитимности политической системы, заданного Путиным после избрания президентом в 2012 году.

Проводником этой политики в общероссийском масштабе выступил Володин. А законодательное обеспечение реформ взяла на себя «Единая Россия» как партия, обладающая большинством в Госдуме и региональных парламентах. Более того, «Единая Россия» подчас оказывалась стартовой площадкой, где рождались и отрабатывались новые веяния и процедуры.

Пережив непростой 2011 год, когда после выборов в Государственную Думу в столице прошли демонстрации протеста, а «Единую Россию» обвиняли во внутреннем кризисе, партия взялась за обновление своих рядов и развитие внутрипартийной конкуренции. От успеха этих начинаний фактически зависела ее судьба.

В частности, в этот период особое место в партийной жизни заняла процедура ротации в руководящих органах, ряд представителей которых на тот момент на своих местах находились уже много лет и утратили остроту восприятия. В партийном уставе появилась норма об обновлении руководства на 10 процентов. Но фактически от съезда к съезду «план» перевыполнялся — с результатом до 30 процентов. Всячески приветствовалось введение в Высший и Генеральный советы представителей первичного звена, показавших успехи на выборах. Таковых по уставу должно было быть не менее 20 процентов общего состава. Обратив внимание на свои первички, единороссы не только расширили кадровую скамейку, но и вышли на новый уровень погруженности в проблемы регионов.

Повышению внутрипартийной конкуренции способствовала и норма об избрании федеральных и региональных партийных руководителей исключительно на альтернативной основе. Ну и, конечно, процедура праймериз, столь популярная сегодня во многих партиях, в том числе и несистемных. Мало кто помнит, но ввела ее именно «Единая Россия» — еще при Володине на должности генсекретаря. При Неверове этот институт совершенствовался и из внутрипартийного превратился в открытый, для всех желающих.

Фото: Дмитрий Астахов / РИА Новости

«Вячеслав Володин все эти годы создавал условия для того, чтобы «Единая Россия» постепенно преодолела, скажем так, «детские болячки», избавилась от болезней роста, — говорит политолог Константин Калачева. — Сергей Неверов реализовывал все это внутри партии. Мы прекрасно помним, как все начиналось. Отчасти упреки, звучавшие в адрес «Единой России», были справедливы. Были основания говорить о бюрократизированности, перевесе в пользу чиновников, бизнесменов при формировании партийных списков, о том, что партии не хватает гибкости и ее региональные отделения слишком смотрят в рот губернатору и слишком рассчитывают на административный ресурс. Партии нужно было научиться ходить самостоятельно, получить свой собственный рейтинг, научиться вести кампании без административного ресурса, жить в конкурентной среде, находить правильные доминанты, быть понятной людям, использовать адекватный инструментарий, правильно выбирать каналы коммуникаций и использовать набор средств современной политической структуры, чтобы добиваться успехов на выборах. И в первую очередь — повышать качество депутатского корпуса».

Вторым направлением перезагрузки партии стал тренд на юридическую и, что было в новинку вообще для российской партийной системы, морально-этическую чистоту рядов. В частности, начала действовать норма, согласно которой те, против кого возбуждено уголовное дело, приостанавливали членство в партии. А в случае вынесения обвинительного приговора автоматически исключались. Обязанность следить за соблюдением этой нормы возлагалась на Контрольно-ревизионную комиссию. Если раньше ее ключевой задачей был анализ финансово-хозяйственной деятельности отделений, то теперь на первый план выступил вопрос защиты репутации партии.

По мнению Константина Калачева, проведенные изменения позволили «Единой России» усилить свои позиции в конкуренции с другими партиями, оказавшиеся не готовыми к таким переменам. «Что мы имеем сейчас? Партия стала более демократичной, это очевидно. Партийное голосование развивает внутреннюю конкуренцию и позволяет отбирать лучших кандидатов на выборы, людей с высокой избираемостью, — объясняет эксперт. — Поменялось и качество партии. Погоня за количеством давно прекращена, выбор сделан в пользу качества. Работа с партийным активом, сторонниками партии сейчас выстроена гораздо эффективнее, чем ранее. Пересмотрен подход к партийным проектам в сторону большей реалистичности, большей жизнеспособности. Партия сегодня более готова к политической мобилизации. Изменился подбор кадров по одномандатным округам — партия теперь ставит во главу угла не былые заслуги кандидатов, а эффективность и электоральную перспективность. И, собственно, растущий рейтинг партии — свидетельство всему этому, как и отвалившиеся от партии негативные ярлыки, которые на нее пыталась клеить оппозиция. Прирасти к «Единой России» они не смогли. Отношение к «Единой России» меняется в лучшую сторону, сокращается антирейтинг, растет рейтинг. По сравнению с тем, что было несколько лет назад, партия сегодня демонстрирует большую жизнеспособность, большую приспосабливаемость к новым вызовам, большее умение работать с людьми, слышать их».

Сергей НеверовФото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Политических партий сейчас куда больше, чем было еще пару лет назад. Если в «Единой России» работали над повышением внутренней конкуренции, то главе внутрипартийного блока Администрации Президента Вячеславу Володину была поставлена задача повышения конкуренции на всем партийно-политическом поле страны, а также придания большей открытости политической системе в целом, вовлечения в нее простых граждан, формирования более цивилизованных правил игры.

Всего за несколько лет были приняты решения, в корне изменившие политический ландшафт. Законодательство в отношении политических партий стало более чем либеральным — в итоге сегодня 73 партии могут участвовать в избирательных кампаниях. Вернулись прямые губернаторские выборы и смешанная система выборов в парламент. Изменились в сторону большей открытости и принципы формирования демократических институтов, таких, как, например, Общественная палата: новый механизм избрания в этот орган предполагает участие всего общества, и каждый регион может иметь здесь своего представителя. По новому закону о Совете Федерации, стать его членом от региона можно, только реально долгое время проживая на данной территории и являясь местным депутатом. И это лишь часть решений, выведших политическую конкуренцию на недосягаемый доселе уровень — при котором на губернаторских выборах может победить представитель оппозиционной КПРФ, как произошло в сентябре в Иркутской области. И это никого не повергает в шок.

Легитимность власти, ее чистота, в том числе и морально-нравственная, — еще одна задача, стоявшая перед внутриполитическим блоком Кремля в минувшую пятилетку. Ее реализации посвящены решения, запрещающие высшим должностным лицам иметь счета и ценные бумаги за рубежом, введение декларирования не только доходов, но и расходов; недопустимость для тех, у кого есть судимость, избираться; закон, который Госдума будет принимать в пятницу 23 октября в третьем чтении — о распространении антикоррупционных требований на региональный и муниципальный уровень и ряд других.

«Вообще при Володине целью стало повышение качества власти — и представительной, и законодательной, и исполнительной. Это совершенно очевидно. Все реформы были направлены на это: и реформа МСУ, и партийная реформа, и возвращение смешанной системы, и даже новая смешанная нарезка округов. Все это меры по повышению жизнеспособности политической системы, способности продвигать лучших, самых эффективных, и в конечном итоге все это — инструменты по повышению качества власти. С повышением качества власти повышается качество депутатского корпуса. То же можно сказать о линейке губернаторов. Сегодня ситуация с рейтингом губернаторов однозначно выглядит лучше, чем пять лет назад. Возвращение прямых выборов заставило глав регионов вспомнить о необходимости работать с общественным мнением, слышать людей, разрабатывать программы привлекательности, развития регионов, думать о рейтинге среди населения. Что касается политической системы и внутренней политики в целом, при Володине она стала более эффективной за счет курса на конкурентность, открытость, легитимность процессов. Система теперь проще для игроков, понятнее, прозрачнее. Внутренняя политика стала более открытой. Оппозиция, эксперты, журналисты систематически получают возможность пообщаться с Вячеславом Викторовичем. И готовность власти общаться, встречаться, объяснять, разъяснять, что происходит сейчас и как будет дальше, — большой плюс», — резюмировал Калачев.

Вячеслав Володин и Владимир ПутинФото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»

«С появлением новой команды отвечающей за блок внутренней политики в президентской администрации были заданы новые правила игры, — рассуждает политолог Александр Клюкин. — Был выбран курс на реальную, не бумажную конкуренцию, на открытость выборного процесса, на поиск социально и политически активных граждан, вовлеченных в процесс реального партстроительства и управления. Конечно, проблемы не решились по волшебству, но психологическая атмосфера стала меняться, а следом возникли и политические последствия. Пока те, кто пять лет назад числился “интеллектуальной элитой”, “серыми кардиналами” и “идеологами”, рассуждали о «суверенной демократии», о «собственном политическом языке», писали книги, в стране могли начаться необратимые процессы. Новой команде пришлось прямо с колес менять ситуацию. Не до теорий было. Они занимались настоящей реформой партстроительства, которую “идеологи” довели до состояния театра марионеток. Они занимались реформой избирательной системы, чтобы вернуть людям возможность реально влиять на политику».

И «Единая Россия», являясь партией, представляющей интересы большинства россиян, политическим ресурсом президента, политической силой, по сути, сформировавшей правительство, находилась в первых рядах этих изменений. А, возможно, в ряде случаев выступала и площадкой для их апробации.

Сейчас партия готовится к думской кампании. Первым этапом станет масштабное предварительное голосование — праймериз, по итогам которого определятся кандидаты в депутаты Госдумы на выборах 2016 года. Ну, а сами парламентские выборы — главный экзамен на зрелость для всех участников новой политической системы.

Источник: http://lenta.ru/articles/2015/10/21/5years/