Вежливые угрозы
«
Ирина Лихоман
МК в Саратове №17 (922) 22.04.2015
Взысканию долгов научат в вузах
В скором времени высшие учебные заведения начнут обучение по новой специальности «коллектор», которая в последние годы становится всё более популярной. Сегодня сборщиками долгов зачастую работают люди, крайне далёкие от финансов и юриспруденции, используя для воздействия на клиента незаконные и противоправные методы. Новая специальность, по задумке инициаторов, должна очистить коллекторский рынок от нецивилизованных игроков. Однако саратовские эксперты сомневаются в том, что дипломированные коллекторы помогут привести работу с должником в правовое русло. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».
С маркером наперевес
Профессиональному взысканию долгов будут обучать в российских вузах. В финансовом университете при Правительстве РФ уже приступили к формированию новых программ, остальные вузы постепенно подключатся к обучению коллекторов. Об этом сообщили представители Совета при президенте по развитию профессиональных квалификаций финансового рынка, который координировал разработку стандартов для взыскателей долгов. Планируется, что с дипломом о профильном высшем образовании можно будет без труда устроиться в любое агентство по взысканию задолженностей. В трудовой книжке будет указана должность — «коллектор». По сей день такая профессия не фигурировала в трудовых, теперь она будет занесена в ОКВЭД и станет официальной. В конце марта Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило профстандарт «специалист по коллекторской деятельности», и в самое ближайшее время он должен быть зарегистрирован в Минюсте.
У коллекторов, по сути, нет никаких прав. Сегодня в рамках закона они вправе только оповещать должника о наличии у него просроченной задолженности. Более того, только в дневное время
и без каких-либо грубостей и угроз.
Профстандарты могут вызвать слезу умиления, особенно у должников, которые успели испытать на себе агрессивные способы воздействия коллекторов. Оказывается, дипломированный специалист должен не просто надоедать заёмщику звонками и угрозами, а уметь взаимодействовать с ним на ранних стадиях взыскания долга, разрабатывать план мероприятий, по итогам которого попавший в долговую яму клиент начнёт погашать долги по кредитам. Кроме того, коллектор обязан вести переговоры с заёмщиком и поручителем, собирать данные о его платёжеспособности и даже помогать в реструктуризации долга. Портрет сборщика долгов нового поколения получается на редкость позитивным: вежливый, культурный молодой человек с деловой папкой, который ведёт задушевные беседы с должником, убеждая его выплатить долг. Но впишется ли такой специалист в реальную жизнь?
Как говорят эксперты, для того, чтобы оставаться сильным игроком на коллекторском рынке, агентствам по взысканию долгов нужно демонстрировать высокий уровень сборов. А для этого приходится использовать жёсткие методы воздействия. И наличие образования у сборщиков долгов играет здесь самую последнюю роль.
Алексей СУСЛИКОВ, заместитель председателя саратовской региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей»:
— На мой взгляд, подобные новшества выгодны только высшим учебным заведениям. Сейчас идёт демографический спад, количество студентов уменьшается, и лишние деньги, полученные за обучение по новой специальности, вузам не помешают. Но я не думаю, что профессия «коллектор» будет пользоваться спросом у абитуриентов — ведь это специфическая работа. Чем сегодня занимаются коллекторы? Либо сидят на телефоне, обзванивая должников и их родственников, либо ходят по домам, запугивая кредиторов. На мой взгляд, для этой работы не требуется высшего образования, достаточно минимальных навыков: азов финансовой грамотности, умения анализировать информацию о заёмщике, который допустил просрочку, психологических навыков, чтобы понять человека, попавшего в долговую кабалу. Ведь у коллекторов, по сути, нет никаких прав. Сегодня в рамках закона они вправе только оповещать должника о наличии у него просроченной задолженности. Более того, только в дневное время и без каких-либо грубостей и угроз.
Правозащитник указывает: коллекторские агентства появились в нашей стране, в основном, из-за неэффективной работы службы судебных приставов. Если бы приставы своевременно занимались должниками, у коллекторов не было бы столько работы.
Возмущённые ущербом
Об отсутствии цивилизованного рынка говорят недавние инциденты, произошедшие в Саратовской губернии. Жители многоэтажного дома в Балакове стали невольными жертвами работы коллекторов. Дверь подъезда дома оказалась разрисованной посланиями к жильцу одной из квартир с требованием вернуть долг. Краска была не только на двери, но и на домофоне, после чего он перестал работать.
Один российский должник имеет 2-3 проблемных кредита.
Ещё дальше пошли саратовские сборщики долгов. В середине марта коллекторы потребовали от жительницы Заводского района вернуть долги за бывшего владельца квартиры. После отказа входную дверь квартиры обклеили объявлениями, на лестничных пролётах и в кабине лифта появились нецензурные надписи. А через несколько дней во дворе дома мнимого должника краской из баллончика были исписаны автомашины жильцов с требованием погасить долг. Полиция не реагировала на заявления женщины до тех пор, пока в местных СМИ не поднялась шумиха.
Впрочем, похожие случаи не редкость и в других российских регионах. В конце марта в Москве возбуждено уголовное дело по редко применяемой статье УК РФ «самоуправство». Вменили её сотруднику одного из столичных коллекторских агентств, который требовал от москвича вернуть долг, обещая в случае неуплаты сжечь квартиру, покалечить малолетнего ребёнка и жену. Кроме того, на лестничной клетке постоянно вывешивались листовки, порочащие честь и достоинство гражданина. Во время задержания выяснилось, что чересчур ретивый коллектор — 20-летний уроженец Средней Азии. В конце марта в Саратове задержали ранее судимого коллектора, прибывшего к клиенту с наркотиком в кармане.
Это говорит о том, что коллекторские агентства не особенно заботятся о подборе персонала.
Александр СТЕПАНОВ, кандидат экономических наук, член Общественной палаты Саратовской области:
— Думаю, нам нужно начинать делать шаги к цивилизованному рынку. И обучение специальности «коллектор» в вузах — один из таких шагов. Люди, работающие с физическими лицами, должны быть в первую очередь специалистами в сфере кредитно-денежных отношений, а также психологами, умеющими грамотно вести диалог. Своего рода посредниками между банком и заёмщиком, которые не только пугают должников последствиями, но и помогают найти варианты реструктуризации долга, разработать систему мотивации, объяснить, чем чревато нарушение финансовых обязательств. То есть не звонить по ночам, беспокоя должника и его родственников, а суметь найти контакт с недобросовестным или неграмотным заёмщиком.
Тем не менее Александр Степанов считает, что коллекторский рынок не был бы таким «диким», если бы не огромное количество должников.
— Люди не умеют обращаться с деньгами, игнорируют финансовые обязательства и в итоге оказываются в долгах, — отмечает экономист.
Слова Александра Степанова подтверждают финансовые аналитики. По данным агентства «Секвойя кредит консолидейшн», один российский должник имеет 2-3 проблемных кредита. При этом заёмщики нередко отдают банкам до 35-40% своих ежемесячных доходов, что значительно повышает вероятность появления просрочек. Рост просроченной задолженности объясняется рядом объективных причин. В первую очередь, макроэкономической ситуацией в стране — ростом инфляции и безработицы, а также снижением объёмов реально располагаемых доходов населения. В связи с этим у заёмщиков всё больше средств уходит на оплату товаров первой необходимости и всё меньше — на оплату ранее взятых кредитов.
В конце марта в Саратове задержали ранее судимого коллектора, прибывшего к клиенту с наркотиком в кармане.
В Саратовской губернии ситуация тоже оставляет желать лучшего. По данным саратовского отделения Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ, в 2014 г. просрочка по кредитам физических лиц увеличилась на 48,5% — до 9,4 млрд руб. (против 60% в 2013 г.). Ухудшилось положение ипотечных заёмщиков. Просроченная задолженность по кредитам на жильё выросла на 22,5% и составила 0,3 млрд руб. Для сравнения: в 2013 г. просрочка увеличилась всего на 0,7%, а к июлю 2014-го она и вовсе сократилась на 4,3%.
С вещами — на выход!
Посредники между кредиторами и должниками постепенно внедряются и в сферу ЖКХ. Жильцы Саратова неоднократно жаловались правозащитникам на то, что их беспокоят назойливые коллекторы. Самое интересное, что некоторые УК и ТСЖ нанимают последних на средства жильцов, то есть работу специалистов по выбиванию долгов оплачивают из своего кармана добросовестные плательщики жилищно-коммунальных услуг.
Как рассказала Нина ЦАРЁВА, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, 7-8 апреля в Казани прошёл форум ЖКХ в Приволжском федеральном округе. И ни разу ни на одной площадке не была озвучена инициатива о введении новой специальности «коллектор ЖКХ». Возможно, это связано с тем, что коллекторы только начинают работать в системе жилищно-коммунальных услуг, их основная работа — возврат банковских кредитов.
— На форуме поднимался вопрос о том, что системе ЖКХ нужны профессиональные кадры, которые занимались бы управлением домами, обслуживанием жилищного фонда, и именно этих специалистов необходимо обучать в стенах высших учебных заведений, — высказывает своё мнение Нина Павловна. — Но могу предположить, что специальность «обслуживание жилищного фонда» может показаться абитуриентам менее привлекательной, нежели коллекторская деятельность.
Нина ЦАРЁВА, кандидат юридических наук, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ:
— На мой взгляд, инициатива по обучению и выпуску дипломированных специалистов — коллекторов абсолютно не жизнеспособна. Хотя для вузов, с коммерческой точки зрения, она может показаться привлекательной. Ведь сегодня коллекторская работа очень актуальна, и абитуриенты будут уверены, что, имея диплом о высшем образовании, они смогут зарабатывать хорошие деньги. Беда в том, что у нас отсутствует цивилизованный коллекторский рынок, и в случае появления дипломированных коллекторов он разделится на два лагеря: рынок, который мы имеем сейчас, будет сам по себе, а молодые специалисты с дипломом — сами по себе. В результате получится хаос и неразбериха. Хотя вполне допускаю, что обучение коллекторов могло бы проходить в рамках факультативных занятий, которые могут проводить профильные вузы — финансово-экономические. Сделать рынок цивилизованным поможет принятие профильного закона, который введёт регулирование отрасли, надзор за участниками рынка, пропишет права и обязанности коллекторов. Пока ничего этого нет.
Отметим, что закон «О коллекторской деятельности» разрабатывается в России больше восьми лет, но воз и ныне там. Злые языки утверждают, что принятию закона изо всех сил сопротивляется банковское лобби, которому абсолютно не выгодны вежливые, культурные коллекторы, работающие в рамках правового поля.
Источник: http://www.saratovnews.ru/newspaper/article/2015/04/22/vejlivye-ygrozy/