Дело о нотариусе. Жители Ершова написали письмо в защиту обвиняемой
« ФОКУС ГОРОДА
В Октябрьский районный суд Саратова поступило коллективное письмо жителей Ершова. Они просят суд “со всем вниманием и тщательностью подойти” к рассмотрению уголовного дела о покушении на мошенничество (по ч.3 ст.30 и ч.4 ст.159 УК РФ), связанного с подделкой завещания. На скамье подсудимых – жительница Саратова Галина Крупнова и нотариус из Ершова Светлана Лопатина. Если первая признала свою вину, то вторая говорит о том, что стала жертвой оговора и стечения обстоятельств. За Светлану Лопатину и беспокоятся ее земляки. Они надеются, что судья Анна Тихонова “увидит правду и не позволит сломать жизнь невиновному человеку”.
А все началось с обычной рабочей встречи. Светлана Лопатина рассказывает, что в октябре 2014 года в офис к нотариусу Светлане Лопатиной зашла ранее ей не знакомая женщина, представилась Галиной Крупновой и попросила поискать завещание – якобы близкий ей человек, который умер в июне, должен был оставить ей часть дома в Ершовском районе. Нотариус провела розыск, но такого документа не нашла. Через некоторое время Галина Крупнова вновь обратилась к нотариусу, рассказала, что хочет развивать строительный бизнес и даже подумывает купить здание, и попросила познакомить ее с кем-нибудь из администрации. Спустя несколько дней к нотариусу зашел глава администрации села Новая Краснянка Хамзад Тупушев, которому Лопатина пересказала просьбу Крупновой. Его это заинтересовало, и он разрешил передать свой номер телефона. Лопатина так и сделала и больше, по ее словам, Крупнову не видела.
Галина Крупнова в своих показаниях говорит, что созвонилась, а затем встретилась с Хамзадом Тупушевым. Она уговорила его подделать завещание, пообещав хорошо заплатить и самостоятельно уладить вопрос с наследником. Затем – это есть в материалах дела – Тупушев передал своей подчиненной, ведущему специалисту Ольге Устиновой, флеш-карту, на которой находился файл с персональными данными умершего и Крупновой. Устинова составила завещание, внесла необходимые сведения в реестр для регистрации нотариальных действий, а потом в присутствии Крупновой утвердила завещание своей подписью и печатью администрации.
Зимой сын умершего Виктор Кошкин, узнав о завещании и не поверив в это, обратился в суд. В марте 2015 года на основании результатов экспертизы, которая выявила признаки подделки документа, было вынесено решение о признании завещания недействительным. Одновременно Кошкин написал заявление в полицию. Во время доследственной проверки, в апреле 2015 года, глава сельской администрации Хамзад Тупушев написал явку с повинной, в которой подтвердил свою и Устиновой причастность к фальсификации завещания, но при этом указал, что об этом его попросила Светлана Лопатина. В середине мая Тупушев покинул должность в администрации и покончил с собой.
На основании показаний Тупушева было возбуждено уголовное дело по ст.30 и ст.159 УК РФ (покушение на мошенничество). Галина Крупнова была арестована (сейчас находится под домашним арестом), у Светланы Лопатиной прошел обыск, она была помещена под домашний арест. Обе они стали обвиняемыми. А чиновники проходят свидетелями, их показания зачитываются на стороне обвинения. В отношении них дело было выделено в отдельное производство по более мягким статьям. В действиях Тупушева, который написал явку с повинной и сознался в совершении преступления, не было обнаружено состава преступления. Устинова была осуждена по ст. 292 УК РФ (служебный подлог), ее оштрафовали на 20 тыс. рублей и сразу же амнистировали. Сейчас она продолжает работать в администрации Новой Краснянки. По мнению Светланы Лопатиной, именно для того, чтобы уйти от обвинений в мошенничестве, чиновники и оговорили ее.
Крупнова и Лопатина сейчас обвиняются в том, что вместе сговорились подделать завещание, привлекли неустановленных лиц для его составления, а потом уже передали Тупушеву. По словам Лопатиной тот факт, что следствие не смогло установить “неустановленных лиц”, выглядит абсурдно, учитывая содержание приговора суда в отношении Устиновой.
Защита Светланы Лопатиной заявляет о многочисленных процессуальных нарушениях, допущенных во время расследования. Так, адвокаты ходатайствуют о признании недопустимыми всех доказательств, связанных с показаниями Тупушева. Дело в том, что он был депутатом сельского собрания, а значит, говорят адвокаты, все следственные действия с ним (фиксация явки с повинной, допрос) должны были проводиться лишь по решению суда, а этого не было. Кроме того, по мнению защиты Лопатиной, уголовное дело должно было возбуждать управление Следственного комитета, но дело было возбуждено полицией. О другом нарушении рассказывает Светлана Лопатина. По ее словам, на обыск к ней домой в Ершов полицейских из Саратова привез потерпевший – сын умершего Виктор Кошкин, он вместе с сестрой присутствовал и на самом обыске. На следователя, ведшего это дело, защита Лопатиной подала жалобу в СК. Пока она не рассмотрена.
Адвокаты Светланы Лопатиной полагают, что и судебный процесс, который ведет судья Анна Тихонова, проходит не совсем правильно. Они говорят о нарушении принципа состязательности сторон, так как большинство ходатайств защиты отклоняется. Им не понятно, почему было отказано в приобщении к делу результатов экспертизы, которая показала, что текст поддельного завещания составлен “типовым стилем, используемым при составлении завещаний в администрации” села, то есть фактически указала на авторов. Также, говорят они, не приобщен к делу перевод телефонных разговоров Тупушева с женой (общались на казахском языке), в которых он “просит ее перед обыском спрятать черную папку с тем, что “он наговорил”, и перенести к соседу некий предмет, называя его чудо-печкой, так, что жена не сразу поняла, о чем речь, а также говорит о возврате денег частями”.
Защита Лопатиной отмечает и такой эпизод. Жена Тупушева была допрошена дважды: сначала в Ершовском следственном отделе СУ СКР сразу после смерти мужа, а потом – в полиции. Оба раза она отказалась от дачи показаний, воспользовавшись ст. 51 Конституции РФ, дающей право не свидетельствовать против родственников.
«При этом в деле есть уникальный протокол допроса жены Тупушева от 21 мая 2015 года, в котором она обвиняет Лопатину в угрозах в отношении своего мужа. Сам протокол составлен оперативником Терентьевым, об участии в допросе которого ничего не говорится, а подписан следователем Киреевым, что не допускается УПК. Но самое главное: за жену Тупушева протокол подписала некая свидетельница Кулакова. Она же подписала другой протокол – за своего мужа 17 мая 2015 года. Эти нарушения установлены экспертизой, которую судья также не приняла во внимание и не приобщила к делу. Через несколько дней после смерти главы, его жена выехала за пределы России и в суд не является. В связи с этим показания, от ее имени подписанные Кулаковой, оглашены в суде в качестве доказательств угроз со стороны нотариуса»
, – говорит адвокат.Удивлена Светлана Лопатина и тем, что в судебном процессе в качестве свидетелей были допрошены три следователя и три оперативника, участвовавшие в расследовании дела. Также, говорит она, под конец процесса в деле сменился прокурор. “При этом в судебных заседаниях перерыв не объявлялся. То есть совершенно непонятно, когда же новый обвинитель смог ознакомится с многотомным уголовным делом, чтобы объективно представлять обвинение. При этом прежний обвинитель, который уже не является участником процесса, сидел в зале суда рядом с новым обвинителем, и они общались между собой. Мой адвокат указал на недопустимость такого положения, но судья это требование проигнорировала”, – говорит Лопатина. Люди, присутствующие на судебных заседаниях делятся впечатлением, что происходящее в зале похоже на “игру по сценарию”, и если какой-то момент в него не вписывается, он отметается.
В своем письме в Октябрьский суд жители Ершова тоже говорят о том, что выдвинутые против Лопатиной обвинения являются следствием оговора, зависти, мести и неприятно сложившихся обстоятельств. “После ряда судебных слушаний широкому кругу общественности стало известно, что некоторым фигурантам этой запутанной и неоднозначной истории выгодно оболгать Светлану Алексеевну, дабы выгородить себя и завуалировать свое непосредственное неприглядное участие”. Они считают, что дело сфабриковано в угоду “чести мундира” и не верят, что женщина, которая более 10 лет добросовестно и честно исполняла свой профессиональный долг, “могла в один миг стать преступником, позариться на чужое добро”. По их словам, ее арест в мае прошлого года стал для них “громом среди ясного неба”, ведь они знают Лопатину как грамотного специалиста, умного, отзывчивого и порядочного человека.
«Все мы ждали, что следствие разберется в происшедшем, и истинные виновники будут наказаны. Но, к сожалению, этого не произошло. Многие из нас прекрасно знают людей, из-за которых Светлана Алексеевна попала в такую неприятную ситуацию, но ни одного из нас работники правоохранительных органов никогда не спрашивали. При этом, насколько нам известно, люди, которые ее совсем не знают, проходят свидетелями и дают на ее счет обвинительные показания»
, – говорится в письме. Жители Ершова теперь надеются на то, что судья тщательно подойдет к рассмотрению дела, “увидит правду и не позволит сломать жизнь невиновному человеку” и сможет “восстановить законность и справедливость”.
Адрес страницы на сайте: http://focusgoroda.ru/materials/2016-05-23/4934.html