19 декабря 2010, 10:22

МАРИНА АЛЕШИНА: политический бизнес «СЕМЬИ».

МАРИНА АЛЕШИНА: политический бизнес «СЕМЬИ».

«

   

В последнее время всё больше разговоров ведется вокруг фигуры  М.В. Алешиной – одной из гранд-дам политического Олимпа Саратовской области. Знатоки византийских подковерных игр пророчат этой крупной облдумовской «медведице» большое федеральное будущее,  ведь,  Марина Владимировна находится в давнем фаворе у столичных вершителей нашими саратовскими делами…

Да и своих личных фаворитов госпожа Алешина потихоньку начинает заводить, что говорит о ее растущей силе и влиянии. Так, совсем недавно Саратовская облдума определилась с детским омбудсменом губернии. Им стала Юлия Ерофеева, представление на которую первой подписала именно Марина Алешина. И до этого немало женщин, некогда близких гранд-даме, занимали разные руководящие посты в городе…
Но что же на самом деле представляет из себя очередной саратовский «феномен в юбке», родом из села Приволжское Марксовского района? Не поразим ли мы снова столицу пышным, но пустым кадровым фейерверком, на этот раз в лице госпожи Алешиной? Разобраться в данном непростом вопросе попытался спецкор «Саратовского репортера» Антон Варяжский.

ДЕТИ ПОНЕДЕЛЬНИКА: «Что они ни делают – не идут дела»…

Доподлинно неизвестно, что именно побудило семью Алешиных пойти в большую политику. Может быть, это случилось после того, как бывший армейский политработник Андрей Алешин (муж Марины) получил  хороший «навар» с  открытых им магазинов, с денег, накопленных непосильным  армейским трудом?
Ведь куда помещают капитал умные люди, кроме счетов или магазинов? Они его конвертируют во власть. Так, видимо, и было решено принять участие в довыборах депутата Госдумы по одному из местных одномандатных округов (1998 год). «Лицом Семьи» выставили Марину Алешину – симпатичную представительницу слабого пола, работавшую обычным преподавателем и звезд с неба не хватавшую.
В начале своей  публичной карьеры кандидатка была еще относительно скромна и не цинична, однако, быстро уяснила, что в политике имеют значение только две вещи. Первая – это деньги, а какая вторая – она не запомнила. Но это уже казалось не важным…
Ведь за деньги можно было всё. Например, прыгнуть с парашютом или  купить телеэфир и появиться на экране в камуфляже. Особенно потешалась публика над  предвыборным роликом (неким подобием «хоум-видео»), где мадам Алешина в гусарский форме  рассекала  саблей бутафорский пороховой дым и разила неведомых врагов…
Но, увы… За все эти свои  героические буффонады кандидат в депутаты ГД РФ Марина Владимировна Алешина получила больше аплодисментов  от своего окружения, чем голосов избирателей.
Кампания 1998 года пошла прахом. Возможно, роковыми были  тогдашние наивные слова Марины Владимировны: «…для себя я чётко решила: чтобы работать в Думе, не обязательно иметь политическую окраску»…
Как же можно было, не разобравшись, ударить сразу по всем клавишам нашего политического фортепьяно! Случившаяся  смысловая и идеологическая какофония оглушила  не только привередливого избирателя, но и самих Алешиных. Ведь надо было найти всего лишь одну, но верную и золотую ноту…
Но «Семья» грустила недолго. Зализав  моральные и финансовые раны, к новой думской кампании 1999 года Алешины решили научиться играть на политическом фортепьяно хотя бы элементарную «Мурку». Тут-то им и попались хитроумные учителя в лице московских партийных лидеров «Отечество-Вся Россия» (ОВР).
Кампания  выборов Марины Алешиной в ГД РФ конца 1999 года под флагом  ОВР поначалу пошла с невиданным размахом. Агитационная продукция печаталась в Саратове и  дополнительно везлась из московского партийного центра десятками тонн. Округ стонал от  предвыборной «макулатуры» с изображением Марины Владимировны и ее изречений, при этом на встречи с кандидаткой потенциальный избиратель шел крайне неохотно – ну, не любят у нас женщин в политике, тем более выскочивших, как, понимаешь, ведьма из табакерки.
В итоге, не дожидаясь еще одного позорного публичного фиаско, Марина Алешина досрочно сходит с дистанции, как плохо кормленная, но сильно загнанная лошадь. Во второй раз – и всего-то за два года! –  чета Алешиных с ужасом обнаружила, что после выборов, как и после заключения брака редко получаешь то, что хотел. И более того, до них, наконец, дошло, что  политика в России стала таким дорогим занятием, что даже провалиться на выборах стоит немалых денег.
Перед «Семьей» замаячил призрак голодной зимы 2000-го года…
Правда, выход был тут же найден, что немного подсластило очередную горькую пилюлю Судьбы. По версии журналиста Крутова «…ее   пригласил к себе на беседу вице-губернатор Сергей Наумов… Во время этого разговора свояк Аяцкова сделал женщине предложение, от которого та не смогла отказаться. В случае снятия кандидатуры Наумов пообещал с лихвой компенсировать финансовые затраты, которые Андрей Алешин «вбухал» в избирательную кампанию супруги. А самой Марине Владимировне было обещано «место Слиски», т.е. должность представителя губернатора в областной думе. Однако вскоре… Аяцков выпроводил Наумова на педагогическую работу. Место Слиски занял родной брат Любови Константиновны, а не Марина Алешина. А что касается компенсации понесенных денежных расходов, то пусть это и дальше остается «коммерческой тайной» договаривавшихся сторон…» («Богатей»). 
Что бы там ни было в печальном семейном пейзаже после битвы, но уже в конце 2000 года Марина Владимировна снова восстала из электорального пепла, как птица Феникс. Она немного умерила свои властные амбиции и стала всего лишь независимым кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы по восьмому избирательному округу. Но и на этот, третий уже раз, люди  в нужном количестве не проголосовали за госпожу Алешину – показательный момент, не правда ли? И если бы сегодня у нас правил Закон и Народ, а не коррумпированное чиновничество, то деятели, принципиально не обличенные народным доверием на выборах, не занимали бы сплошь и рядом высоких постов во власти. 
На беду Алешиных, в 2000-м году тогдашний мэр Саратова (ныне сидящий) Юрий Аксененко не слишком прислушивался к мнению вышестоящих московских товарищей и в случае «согласования» депутатов гордумы  и городских чиновников играл в собственные игры и расклады, где  «Семье» Алешиных пока еще места не находилось.
Но зато,  какая потом, попозже «пошла масть» совсем уж было павшим духом Андрею и Марине!

Высокий полет «по-медвежьи»

К 2002- му году пришло время, когда городские чиновники стали назначаться не только по воле Аксененко (либо Аяцкова), но и по воле сами знаете кого…
И это стало началом звездного пути «Семьи» Алешиных, началом, так сказать, бизнеса по-политически, решившего почти все их материальные и статусные запросы. Андрей  вдруг возглавил  вполне себе «рыбный» комитет по землепользованию, а Марина Алешина  оседлала потенциально прибыльный (при умении-то!) городской комитет по образованию. Прошли времена, когда ныне могущественная «Семья» (после разводов Андрея и Марины с первыми супругами) ютилась в однокомнатной малогабаритной квартирке на “Крекинге” и ездила на дачку в Трещиху. Теперь – бери выше, начинай от Усть-Курдюмской «долины для бедных», да и о Рублевке не забудь…
Зато в годы работы в роли «главного учителя» г. Саратова Марина Алешина, как мне представляется, не проявила ожидавшихся от нее способностей к эффективному управлению, хотя принципом ее жизнедеятельностьи стало выражение: «Всё в нашей власти, если во власти все наши».
Но на что употреблялась госпожой Алешиной наконец-то полученная номенклатурным путем власть? Может, люди не случайно раз за разом отказывали  этой амбициозной даме в доверии на тогда еще довольно честных выборах?
Итоги разочаровывали. До сих пор приходится только мечтать о нормальном оснащении образовательных учреждений современным оборудованием, как и о качественном ремонте  в учебных заведениях города. Немало вопросов задавалось Марине Владимировне о ее  сомнительных для общества, но лично «близких к сердцу» кадровых назначениях. Нет ответа на давний вопрос и о судьбе 16,5 миллионов рублей, оплаченных челябинским «Связьстройуралом» на приобретение компьютерных классов для школ Саратова. Что еще? А как быть с тем, что в целом  образовательный процесс непостижимым образом, несмотря на все кажущиеся усилия Марины Владимировны, все больше и все безнадежнее коррумпировался?
Сама же Марина  Алешина, тем временем, на первом своем высоком посту познавала тонкости трудного выживания бюрократа. Она, видимо, среди прочего открыла для себя одиннадцатую и главную заповедь: не попадайся! Употребляй очень много слов, чтобы не сказать правды!
Наконец, пришел 2007 год – горячая пора очередных выборов в ГД РФ. «Семья»  к этому времени явно поправила свои финансовые дела, особенно стараниями Андрея Алешина. Ведь муж-землеуправитель старался вовсю. Вот как описывает СарБК самоотверженный труд бывшего политрука: «Процесс оформления бумаг затягивался на месяцы, сотни посетителей страдали в очередях, старики-пенсионеры падали в обмороки… Юрию Николаевичу (Аксененко) стало очень нравиться, как в Саратове управляют землей. А вот Алешину нередко приходилось выслушивать неприятные слова в свой адрес. Однажды в перепалку с ним вступил тогдашний депутат гордумы Игорь Ефремов.
– Почему процедура оформления прав на землю такая запутанная? – поинтересовался народный избранник. – Ведь она настолько запутана, что созданы все условия для коррупции!
Но караван шел своей дорогой, доказывая лишний раз немудреную истину: в нашей области, похоже, никакой реальной власти не существует, существует лишь злоупотребление властью. Даже возбужденные уголовные дела «по земле» отлетали от главы «Семьи» как орехи от стены. Чуть не посадили за взятку только семейного друга и заместителя Алешина по фамилии Алымов, но в итоге и этот землеустроитель отделался легким испугом.
Правда, в тот год с самой Мариной Владимировной случился знаменитый казус, когда она на несколько месяцев скрылась в неизвестном направлении, причем, забавно, что о её местонахождении не знала даже городская администрация. Вроде бы она лечилась сначала в РФ, а потом поехала зачем-то в Чехию, а следом вдруг стала усиленно заниматься партийными делами. Что касается продолжительного отсутствия на основной работе – то больничные листы закрыли собой все недоуменные вопросы общественности и СМИ. 
Зато все как нельзя удачно сложилось на этот раз с Госдумой. В  этом судьбоносном для «Семьи» Алешиных 2007 году наша политически неприхотливая публика как всегда из трех  главных зол (ЕР, КПРФ, СР) выбрала привычное – то есть ЕР. Для Марины, как медвежьей активистки, окончательно наступил звездный час.
…Когда-то власть рассматривалась как сугубо мужской атрибут. На самом деле власть не имеет пола. И чтобы зайти  очень высоко – надо опуститься очень низко… Из тьмы неудач и поражений  конца 90-х  к концу 2000-х Марина Владимировна взлетела на крыльях удачи выше собственного супруга. Она вовремя смекнула, судя по всему, что в  российской политике времен Путина не столь уж важно, как вы играете. Гораздо важнее – кто ведет счет. А личный счет у Марины  Владимировны вел и ведет один из самых коварных отечественных политических византийцев и подыгрывает Алешиной немилосердно. Сегодня Марина Владимировна – второй человек в областной думе с постоянным прицелом стать первым, тем более, на фоне  невыразительного,  пока еще,   первого лица…
Но пока что Алешина редко «высовывается», исправно обучившись «византийству». Кажется, она уяснила для себя, что политическое влияние, как банковский счет: чем реже его используешь, тем больше остается. Поэтому она действует в основном из-за кулис – ведь проколоться так легко, а партийная «стая товарищей и господ» тут как тут, наготове…
Но нет-нет, да и выскочит из-за ширмы благопристойной дамы той десятилетней давности рубака-гусар, а то веселая парашютистка и сморозит что-то невпопад. Так, вице-спикер областной думы, заместитель секретаря регионального политсовета партии «Единая Россия» Марина Алешина выглядела достаточно конфузно, когда  недавно вдруг бросилась защищать опального и оскандалившегося главу города Сомова : «Кричать «долой!», безусловно, может каждый, а вот протянуть руку помощи…», – заявила она.
А может, ей просто уже нечего бояться и нечего терять?
Может быть, Марина  Владимировна Алешина учитывает в своих видах на будущее, что, добравшись до нужной станции, она всегда сможет спрыгнуть с партийной платформы?
(Окончание в следующем  номере)

фото (М.Алешина):