29 декабря 2010, 12:48

Предательская гибкость

Предательская гибкость

«

politic338Их презирают не только враги, но и временные единомышленники

Единожды совравший – кто ж тебе поверит?

Козьма Прутков

Есть люди, которым кажется, что само течение времени способно освободить их от ответственности за неприглядные поступки. Например, за предательство. Некоторые из них даже уверены – то, что было сделано много лет назад, постепенно забудется, а сам поступок перестанет считаться безнравственным. Но грязь предательства невозможно скрыть под блестящей упаковкой самопиара, особенно если он делается за бюджетные (читай – народные) деньги. Репутацию нельзя перепродать дважды, однако попытки время от времени предпринимаются. В новейшей истории саратовской политики можно найти немало подобных примеров. Один из них – о том, как 23 депутата-единоросса гордумы Саратова написали Президенту РФ. Когда письмо стало поводом для возбуждения уголовного дела, многие испугались и попытались оправдаться. И только один из подписантов банально спрятался за спинами товарищей. Его фамилия в списке была оперативно замазана. Впрочем, как и репутация. Потому что сделано это было так грубо и заметно, что и спустя время вспоминается именно эта вымаранная подпись. Тем не менее, сейчас фамилию Грищенко принято упоминать исключительно в контексте партийных надежд. Как будто предательства и не было.

История, о которой пойдет речь ниже, известна многим из тех, кто следит за саратовской политикой, и еще больше тем, кто в ней участвует. Хотя не исключено, что даже люди из числа информированных не знают наиболее постыдных ее подробностей.

Слискины указки

Летом 2006 года в городской думе Саратова царила неуправляемая демократия. Несмотря на то, что у «Единой России» в городском заксобрании было большинство, оппозиция имела реальные рычаги влияния. Договорный процесс шел сложно и тяжело. В этом саратовская реальность расходилась с общероссийской – в остальных регионах партия «Единая Россия» все больше усиливала свои позиции. Такая нетипичная ситуация давала разного рода политическим деятелям широкие возможности для критики городских депутатов. В первую очередь – единороссов, именно их чаще всего обвиняли в творящемся в гордуме раздрае.

30 июня 2006 года на ГТРК «Саратов» вышел сюжет с выступлением депутата Государственной думы РФ Любови Слиски. Съемочная бригада сумела подойти к ней в саратовском аэропорту, где политическая деятельница, то ли будучи не в духе, то ли недополучив внимания, то ли еще по каким-то причинам, с плеча рубанула по коллегам из городской думы Саратова. Она предложила им просто сложить с себя полномочия депутатов и назвала работу гордумы неэффективной.

Нанесенная обида не могла просто так забыться. Через 10 дней последовал ответный выпад: депутаты гордумы написали обращение к Президенту РФ Владимиру Путину и спикеру Государственной думы Борису Грызлову с просьбой «призвать к ответственности» вице-спикера Слиску. Гордумцы «не отрицали, что в городе действительно много проблем, и они требуют безотлагательного решения», но обращали внимание гаранта Конституции на то, что «Любовь Слиска, никогда не обращавшая внимания на эти проблем мы, обвинила в неэффективной работе депутатов, избранных всего три месяца назад», И в целом посчитали ее заявления «недопустимым вмешательством в дела г. Саратова со стороны человека, давно утратившего связь с городом и не обладающего достаточным знанием вопроса для подобного рода заявлений». К этой формулировке сложно предъявить претензии, поскольку г-жа Слиска к тому времени, проработав в Госдуме немало лет, действительно чувствовала себя абсолютной небожительницей и о Саратовской губернии заботилась по остаточному принципу.

И все же главной «бомбой» письма было не это. В своем послании гордепы донесли президенту информацию о том, что в Саратове для родственников Любови Слиски за счет бюджетных средств были построены коттеджи, а также отремонтированы автомобильные дороги к ним.

Рукописи не горят

Подписи под письмом, компрометирующим не кого-нибудь, а депутата Госдумы от «Единой России», собирали по факсу. Как утверждается, номером первым стояла фамилия Героя России Александра Янкловича и депутата Ларисы Горбаневой, поскольку они выступили застрельщиками этого «проекта».

В числе других фамилий в списке, вспоминают участники событий, значилась и фамилия нынешнего главы города Олега Грищенко. Вернее, значилась какое-то время, пока таинственным образом не исчезла. Что привело Грищенко к резкой смене позиции? Одни утверждают, что причиной стали размышления о дальнейших выгодах. Другие полагают, что всему виной банальная трусость. Но как поверить в это, учитывая имидж, который старательно создает себе глава города – серьезного чиновника, спортсмена, не чуждого силовым видам спорта? Как бы там ни было, говорят, что он взял и вымарал в списке свою фамилию. Закрасил ее корректирующим фломастером, как школьники замазывают свои ошибки. Только Грищенко уже тогда был далеко не школьником, а неуклюже замазанная фамилия от этого заблистала еще более ярко и откровенно.

Кстати, одним письмом и одной подписью не обошлось – Грищенко показал себя любителем эпистолярного жанра. Позже Олег Васильевич направлял Борису Грызлову и другие донесения. Об этих письмах «Взгляд» расскажет в одном из ближайших номеров.

А наша история развивалась так. Слиска письмо комментировать не стала, а 17 июля 2006 года подала заявление в Генпрокуратуру РФ. В конце июля могущественное ведомство устроило в Саратове проверку по жалобе г-жи Слиски, и подписанты, каждого из которых вызывали для опросов и разъяснений, говорили много любопытного. В частности, ряд приближенных к Грищенко депутатов, которых теперь все чаще упоминают как членов ФПГ «Шарики», поспешили сообщить правоохранителям, что инициатором письма стал никто иной, как руководитель регионального исполкома «Единой России» и лидер партийной фракции в городской думе Иван Лобанов. Как и следовало ожидать, вскоре после подсказки против него было возбуждено уголовное дело.

Трусы, сплетники и рабы

В ноябре 2006-го Лобанов, чтобы не подставлять «Единую Россию», подал в отставку с поста руководителя регионального исполкома партии.

А в январе 2007-го уголовное дело против него было прекращено. Основанием для этого стало отсутствие состава преступления, выявленное в ходе проверки содержания письма и обстоятельств его создания. Следователи прокуратуры провели тщательное исследование изложенных в письме сведений, не допросили авторов письма, соседей, родственников Любови Слиски, бывших работников областного правительства, среди которых были экс-губернатор Дмитрий Аяцков, бывший управделами правительства Станислав Бойко, а также родной брат Слиски Сергей Тимошин. Изучив полученные материалы, следствие установило, что никаких оснований для обвинения Ивана Лобанова в клевете нет.

Тем не менее, в деле хранятся результаты проверки с показаниями всех свидетелей, включая Олега Васильевича. Эти документальные свидетельства не подверглись корректуре и правке, поэтому и сейчас в них можно почерпнуть ценную информацию. Например, о том, что, как следует из показаний Грищенко, он и его заместитель Задков Г.И. засомневались…

Симптоматично и то, что Любовь Слиска в мае 2007-го, отвечая на вопрос все той же ГТРК: «Но что с городской командой – такое катастрофическое отсутствие денег? Что не позволяет, с вашей точки зрения, работать?» – заявила: «В этой команде нет мужчин, одни трусы, сплетники и рабы, которые спрятались за спины и отказались от всего, что они сделали первоначально». Кого конкретно она имела в виду, Слиска не сказала. Но ответы просматриваются. Да и характеристики беспощадно точны.

В заключение этой грязной истории бывший депутат гордумы Саратова, позже депутат думы Государственной, а ныне замминистра образования РФ Иван Лобанов получил в свою биографию строку об уголовном деле. Иначе сложилась судьба «засомневавшихся». Но теперь, когда прошло время, сложно объяснить всем, кого заинтересует строка об уголовном преследовании в личном деле чиновника федерального масштаба, что появилась она благодаря слабости и предательству мнимых соратников. Но это не значит, что участники тех событий забудут о том, кто и как повел себя в той примечательной политической истории.

Беспамятство

Особенно уместно вспомнить былое, наблюдая затем, как сейчас выстраивает свой подправленный корректором имидж Олег Грищенко. Всем своим поведением он дает понять, что быть хозяином Саратова ему нравится и он не прочь и дальше быть мужественным защитником интересов горожан. Так выглядит внешняя сторона.

Есть и второе дно этого неистового желания власти. Если вспоминать исторический опыт нашей страны, то после Октябрьской революции 1917 года смогли уберечь свои состояния только те представители русской буржуазии, у которых они были размещены на счетах в банках или в ценных бумагах. Потому что поля, леса, угодья и заводы с фабриками в чемодане не унесешь. Должен понимать это и нынешний глава города, вкладывающийся исключительно в тяжелые активы – городские электросети, недвижимость. Судя по всему, Олег Васильевич уверен в том, что ему удалось воцариться в городе и регионе капитально и «раскулачивание» со стороны «благодарного населения» ему не грозит. Гарантом этого положения вещей глава города считает знамя «Единой России», которое гордо реет за его мускулистыми плечами. Что по меньшей мере странно, учитывая одну только историю с подписью под письмом Путину и злоключения Лобанова, заплатившего за трусость своего соратника партийным постом.

Маленькая ложь порождает большое недоверие, гласит народная мудрость. Что происходит, когда налицо явная и, как говорится, махровая ложь, пословица не поясняет. Но ясно одно -партийцы, доверяющие Грищенко совместное партийное будущее и судьбу целого города со всеми активами, либо резко впали в беспамятство, либо надеются на «авось» – что и в этот раз пронесет. Но те, кому не изменяют память и здравый смысл, не торопятся разделить столь наивные надежды. Поскольку с каждым днем становится все очевиднее: случайный человек Грищенко, доставшийся «в наследство» экс-прокурору Саратовской области Анатолию Бондару, заботится только о себе. Не только как глава города, но и как член партии. Последнее и было продемонстрировано им в описанной истории. Однако не стоит обольщаться, что речь идет лишь об одном трусливом поступке. Будет повод, и он предаст партийцев еще раз. В этом смысле Олег Васильевич, несмотря на внушительный внешний вид, человек очень даже гибкий.

А в качестве эпилога в истории с замазанной фамилией напрашиваются известные строки Игоря Губермана:

Есть в каждой нравственной системе

Идея, общая для всех:

Нельзя и с теми быть, и с теми,

Не предавая тех и тех.

P.S. Понимая, как много интеллектуальных усилий необходимо приложить, чтобы оправдаться за столь неприглядную ситуацию, хочется предупредить кандидата наук «Школы Ландо» Олега Грищенко только об одном: в данной ситуации вы имеете право хранить молчание, потому что все, что вы скажете, может быть использовано против вас.

 

Роман Неверов, “Взгляд” (30.09.2010)

источник:http://redcollegia.ru/28565.html

рисунок:http://cartoon.kulichki.ru/politic/polit338.htm