02 декабря 2017, 4:59

Работай или уйди

«Работай или уйдиЧто будет, если рядовой гражданин начнет рекламировать наркотики, другие опасные вещества, рассказывать, из каких ингридиентов что приготовить? Или продвижением в соцсетях учений деструктивных сект, запрещенных законодательством? Или займется рассылкой писем и СМС об опасной игре как о модной, в которую «кто не играл, тот лох»? Скорее всего, к нему очень скоро придут вежливые сотрудники правоохранительных органов. Или не вежливые, если в их статистике будут трагические результаты подобных «модных» игр. У нас, впрочем, своя специфика.

В середине 90-х в саратовских школах случился скандал. В целях пропаганды противодействия ВИЧ инициативные чиновники и общественники устроили бесплатную раздачу школьникам шприцов и презервативов – с обязательной фотофиксацией. Дескать, они все равно колятся и все такое, так пусть делают это безопасно. Возмущению родителей, дети которых понятия о наркотиках не имели, не было предела. Они восприняли эту акцию как рекламу наркотиков и беспорядочного секса. На самом же деле инициаторы ни о чем таком не помышляли, «просто работали», и для того, чтобы повысить показатели результативности работы, придумали вот такую акцию.

Все это вспоминается при чтении сегодняшних новостных лент.

С января то в одном, то в другом регионе появляются сообщения о загадочных СМС с предупреждением родителей подростков о новой опасной игре «Беги или умри». Об одноименных группах в соцсетях. Уполномоченные по правам ребенка активно рассказывают в СМИ о новой опасной забаве. Вот пример такого сообщения: «Внимание родители и водители! Сейчас среди детей очень новомодной стала игра: „Беги или умри!“. Суть этой игры перебежать дорогу как можно ближе перед движущимся транспортом. Эта игра популярна по всей России. Поэтому и водителям нужно быть предельно внимательными, когда видите детей у дороги и учитывать тот факт, что они могут броситься бежать прямо под колёса». Как правило, говорится далее в подобных рассылках, в игре участвуют двое – один рискует жизнью, другой снимает, чтобы потом выложить в соцсети и набрать «лайков».

Вообще-то, все новое – это старое разной степени свежести. Подобную сомнительную славу дети пытались получить и 50, и 100 лет назад, разводимые сверстниками на «слабо». Вот только тогда не было Интернета и юный дурачок оставался один на один с пожизненной инвалидностью, без всяких «лайков». Кроме того, сами взрослые не создавали таким опасным конкурсам сомнительную славу. А сейчас интернет-истерия по поводу мифической игры раздувается невиданными масштабами. Теперь «из миллионов подростков десятки тысяч кретинов начнут в эту игру играть на самом деле. И тогда, конечно, возникнет проблема», – пишет один из интернет-комментаторов. И, конечно же, на эту проблему будут просить деньги.

Для чего? Для того, чтобы чиновники совместно с ГИБДД и министерством образования усилили разъяснительную работу. В интервью ИА «Взгляд инфо» председатель комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Саратовской области Юлия Ерофеева отметила, что «профилактическая работа проводится органами и учреждениями на постоянной основе, согласно утвержденному плану регулярно, вне зависимости от появления той или иной настораживающей информации”. Нужны ли тут какие-то комментарии? То есть жизнь – жизнью, а планы – планами. Мало ли какая там информация появляется. За что платят зарплату? Правильно, за исполнение планов.
И ведь нельзя сказать, что никаких результатов нет. Вот саратовский «детский омбудсмен» Татьяна Загородняя недавно сообщила, что она, в числе других правозащитников, обращалась к уполномоченному по правам ребенка в РФ Анне Кузнецовой с просьбой внести поправки в законодательство, чтобы включить призывы о суицидах в статью Уголовного Кодекса “О противодействии терроризму”. В итоге в Госдуму был внесен законопроект о “группах смерти”, и вскоре организаторов подобных игр и групп можно будет привлекать к уголовной ответственности. Можно только поаплодировать омбудсменам и другим взрослым, которые решают проблему с одной стороны. Но с другой – ею никто не занимается. Эта другая сторона называется «дети», у которых формат скучных лекций на тему «что такое хорошо и что такое плохо» в печенках сидит.

По данным Следственного комитета РФ, в социальной сети «ВКонтакте» с декабря 2013 года по май 2016 года было создано восемь закрытых сообществ, где пропагандировали суициды. Десятки подростков из этих сообществ в различных регионах страны совершили самоубийства или предпринимали попытки покончить с собой. В конце 2016 года основатель одной из такой групп был задержан правоохранителями. Интернет-сообществом выдвигались разные версии «кому выгодно?». Кто-то видел в этом «руку Запада», кто-то, напротив, козни запрещенных в РФ восточных организаций, некоторые предполагали, что виртуальные клубы самоубийц создаются частными клиниками – чтобы было кого лечить. Правда шокировала всех. После гибели одного из подростков – девочки Рины – ее сверстники, такие же малолетки, решили повысить свою популярность и запустили в сети слух о том, что Рина – первая жертва одноименной мистической секты. Для раскрутки сообществ организовывали съемку на видео постановочных самоубийств, потом долго смеялись над доверчивыми читателями… пока подростки, у которых действительно было не все в порядке с душевным состоянием, не начали действительно расставаться с жизнью. По некоторым данным, январская трагедия на мосту “Саратов-Энгельс” – следствие участия школьницы именно в такой «группе смерти».

А теперь задумайтесь о том, какую роль в рекламе этих групп сыграли общественники, раздувавшие истерию в СМИ, чтобы показать свою работу над проблемой. Хотя проблему нужно было диагностировать, изучить и вовремя решить. Решений – со стороны детей – у нее два.
Конечно, в первую очередь, это грамотная контрагитация. Грамотная, подчеркиваем. То есть с детьми кто-то должен общаться на их языке, чтобы ему доверяли и понимали. Интернет-хохмачи предлагают «показывать в прайм время кишки на асфальте и оторванные части тела с комментариями “он был хорошим игроком”». Мысль бредовая, конечно, но доля здравого смысла в ней есть. Не демонстрация «кровушки», но как вариант (небесспорный, кстати) – организация встречи «игроков» с ровесниками, ставшими инвалидами в результате детских шалостей – такое уже практикуется общественной организацией инвалидов «Ты не один». Правда, от информации о таких встречах буквально разит формализмом: «На занятиях молодые инвалиды рассказывают, как получили увечья и отговаривают сверстников от необдуманных действий». Ну да, ну да…

Реальный же инструмент – внедрение в группы соцсетей специально подготовленных «юзеров», которые оперативно корректируют поведение подростков. И, при случае, группы разваливают, а их организаторов передают правоохранителям. И вот как раз о разоблачении и наказании таких организаторов стоит информировать общественность. Этот способ – десятилетиями апробированный в зарубежных странах, с тех еще пор, когда Интернет был в диковинку.

У этого решения есть слабая сторона – кадровая. Волонтеров не хватает. То есть это с точки зрения чиновников она – слабая. На деле один только Саратовский госуниверситет выпускает каждый год дипломированных психологов и педагогов, для которых такая работа – лучшая учебная, производственная и преддипломная практика. Так что все зависит только от воли тех же чиновников и общественников, которые клянутся в заинтересованности проблему решить.

Второе решение – более глобальное. Помните, что сказал Чебурашка, когда Гена снял с карниза шалуна с соседней улицы? – «Им же делать нечего, вот и лезут, куда не надо». И опять же ничего не мешает организовать досуг школьников таким образом, чтобы они не лезли куда не надо. Заниматься с ними. Обеспечить их родителей рабочими местами с достойной зарплатой, чтобы бытовая и профессиональная неустроенность взрослых не откладывалась негативом в юных душах, не вгоняла детей в депрессию. Увеличить в медиа-пространстве позитив – не в форме казенных отчетов об успехах, а в форме реального и непрерывного потока позитивных новостей. Очевидная вещь, без сомнения. Кто и что мешает этим заняться? Ответ тоже очевиден – для этого работать надо. Или уйти.

Хорошая мысль, кстати. Создать не в интернете, а в реальной жизни такую игру «Работай или уйди». Флешмоб чиновников, общественников и политиков с отчетом о проделанной работе, и чтобы оценки ставили реальные довольные работой дети, а не пригнанная «за зачеты» массовка. Но тут есть проблема. Старые кадры для этого не годятся, нужно ждать новых. Долго ли придется ждать?

Источник: http://saroblnews.ru/vse-chto-zaslyjivaet-vnimaniia/i67051-rabotai-ili-uidi