02 декабря 2010, 7:17

“Выйдет ли Мария замуж за Хуана?”

“Выйдет ли Мария замуж за Хуана?”

«

Жизнь Саратовской губернии в ожидании нового губернатора
 
В первых числах апреля заканчивается срок полномочий губернатора Павла Ипатова. 25 января партия «Единая Россия», имеющая большинство в областном законодательном собрании, представила свой список кандидатов на губернаторское кресло президенту страны. В списке трое: действующий губернатор Павел Ипатов, председатель областной думы Валерий Радаев и лидер региональной организации «Единой России» Пётр Глыбочко. Решения президента пока нет. Получит ли Саратовская область нового руководителя, останется ли на своём посту на второй срок Павел Леонидови
ч? Политическая тусовка теряется в догадках. Думается, обычные жители Саратова тоже интересуются этим вопросом. Причём не оттого, что их сильно волнует судьба руководителя региона. Просто все надеются, что коллапсная ситуация в области начнёт исправляться после того, как будет определено первое лицо. «Газета недели в Саратове» попыталась разобраться, как влияет на социально-экономическую ситуацию в регионе неопределённость с назначением губернатора Саратовской области.

«Работаем в штатном режиме»

Сучить ногами, как та лягушка из притчи, сейчас бессмысленно
 
О том, как работается министерствам, пока решается вопрос о выборе руководителя региона, и влияет ли как-то затянувшаяся неопределённость на ситуацию в области, мы спросили у двух министров.

Министр промышленности и энергетики области Александр Никонов:

— Министерство промышленности и энергетики области работает в штатном режиме и выполняет поставленные задачи.

Министр экономического развития и торговли области Александр Ульянов:

— Работа министерства никак не связана с вопросом выбора руководителя региона. У министерства есть определённые функции и полномочия, которые оно должно выполнять вне зависимости от выборов президента ли России, выборов в Государственную ли думу депутатов, местных парламентариев или губернатора. И мы их выполняем.

Неясность с назначением губернатора на экономическую ситуацию в регионе не влияет.

Ознакомившись с официальной точкой зрения, мы решили узнать, как работается рядовым сотрудникам саратовских министерств и ведомств. Естественно, отвечать нам соглашались на условиях анонимности.

Сотрудник N: О смене губернатора думать некогда – работы полно

— Пока где-то наверху решают вопрос о губернаторе; мы, сотрудники министерства, работаем в своём обычном графике. Все наши вопросы никуда не делись, и народ идёт к нам со своими проблемами так же, как и шёл.

О смене губернатора и о том, что за этим последует, у нас» министерстве никто не думает. Ну, по крайней мере вслух. Просто потому что работы полно и размышлять об этом некогда.

Среди наших сотрудников вопрос о том, кто же будет новым главой региона, звучал лишь пару раз. Причём спрашивалось это примерно с такой интонацией: интересно, выйдет ли Мария замуж за Хуана в конце сериала или нет? То есть интерес, кто же будет губернатором, есть. Но происходит этот интерес просто от человеческого любопытства, а не из-за страха потерять работу потому, что новая метла по-новому метёт.

А в целом работа идёт в прежнем режиме.

Сотрудник NN: Рядовым специалистам смена губернатора ничем не грозит

— Небольшой такой расслабон у некоторых сотрудников в последнее время наметился. Неизвестность пугает руководителя, и это передаётся ближайшим подчинённым. Но работу свою рядовые специалисты, конечно, делают. И делают в полном объёме. Ведь смена губернатора им ничем не грозит.

После смены губернатора угроза увольнения, если так можно выразиться, может нависнуть только над высшим руководящим звеном. Если же останется Ипатов, то и члены его команды будут по-прежнему на своих местах. Единственные, кому нечего бояться, – это простые сотрудники. Они останутся на своих местах и будут работать так же, как и работали. Невозможно же с приходом нового руководителя заменить всех – где столько специалистов найдётся? Да и резона этого делать тоже нет.

Кстати, у нас о смене губернатора почти не говорят. И возможных кандидатов тоже не обсуждают. Мы больше о пробках и снеге в Саратове разговариваем. И беспокоит нас больше вопрос смены руководства городской администрации.

Сплотила ли подвешенная ситуация политические элиты, вредит ли состояние неизвестности городу и области, можно ли ещё как-то повлиять на решение о кандидате, а также кто всё-таки может претендовать на высокое кресло – об этом мы спросили у саратовских политологов.

Александр Пантелеев, политолог: То, что в городе снег не убирают, – это в столице никого не волнует

— Сам факт назначения или неназначения кандидата в губернаторы является предметом, скорее, любопытства, чем желания что-то предпринять в последний момент. Потому что будущее назначение от дел саратовской политической элиты и работы нашей власти практически не зависит. Решение примут в Москве, и выберут из предложенных ранее трёх кандидатур.

Конечно, в интересах людей на местах (особенно бизнесменов, чиновников и депутатов) как можно раньше узнать фамилию кандидата на пост главы региона, ведь от этого будет зависеть их бизнес и распределение властных полномочий. Ио совершать какие-то телодвижения по принципу той лягушки, которая сбила молоко в масло, то есть думать, что если и мы посучим ногами, то и у нас, возможно, что-то получится, сейчас бессмысленно.

Те, кто обсуждают будущее назначение или пытаются повлиять на решение, не понимают, что их потуги являются тщетными. Роль первой скрипки здесь играет Москва и, конечно, Вячеслав Володин. Его выбор, мне кажется, падает в первую очередь на Глыбочко и Радаева, в последнюю – на Платова.

Но «Единая Россия» является неоднородной партией, и чем дальше – тем неоднороднее. В качестве примера можно – привести разобщённость между главой администрации Сомовым и главой Саратова Грищенко. Ведь оба они являются членами одной й той же партий.

Неоднородность эта есть и в Москве. На уровне правящей элиты в «Единой России» существуют ревнивые отношения. И если Володин кого-то рекомендует, то найдётся масса людей, которые будут проталкивать в противовес ему своих кандидатов. На эту роль, роль не своего человека для Володина, больше всего, кстати, подходит Ипатов. Он самодостаточный и состоявшийся человек.

Ощущение такое, что выбор президента, скорее всего, будет остановлен на действующем губернаторе. Область работает, цифры и показатели есть. Раз Ипатов стоит у руля, а социальных взрывов в регионе нет, значит, он, Ипатов, их не допустил. То, что в городе люди с мостов падают, из-за того что снег не убирают и сугробы выше перил становятся, – это в столице никого не волнует.

Дмитрий Олейник, политолог: Действия единороссов только нагнетают напряжение

— Я уже месяца три ожидаю, что кандидат будет внесён президентом с 15-го по 20 марта. Об этом свидетельствует опыт других регионов, и ничего нового, запредельного и неожиданного сейчас не происходит. Для тех, кто следит за ситуациями с назначениями в других субъектах, всё закономерно. Там тоже кандидатуры вносят за одну-две недели до истечения полномочий действующего главы.

Раздрай между политическими элитами в области, конечно, существует. Причина его такова: несмотря на заявления членов «Единой России» о том, что все кандидаты из списка для них равно хороши, действия единороссов демонстрируют обратное и только нагнетают напряжение. Ипатов как работал, так и работает. У других же кандидатов эта искусственно подвезенная ситуация вызывает некую нервозность.

О том, что губернатором опять будет Ипатов, я начал говорить тоже месяца три назад. И с тех пор никаких оснований для изменения своей позиции не вижу.
 
Может показаться, что президент нарушил закон
 
С начала года изменилось законодательство, определяющее процедуру наделения полномочиями глав исполнительной власти регионов Российской Федерации

Раньше инициатива по представлению кандидатур главы региона президенту возлагалась исключительно на полномочных представителей президента в федеральных округах, Причём полпред именно предлагал список, и совсем не обязательно, что кандидатура выбиралась из него. Далее президент вносил в парламент региона не менее двух кандидатур. Затем региональное заксобрание голосовало за или против. Если против, чего в практике не было, то процедура должна была повторяться.

В конце прошлого года, в связи с включением изменений в закон о политических партиях, была внесена новая норма – партия, победившая на выборах в регионе, теперь наделена правом внести кандидатуры губернатора президенту.

То есть теперь существует два закона, которые регулируют процесс «назначения губернаторов»: закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и закон «О политических партиях».

Но и в законе о партиях тоже написана мягкая формулировка: партия имеет право вносить кандидатуры. То есть она может воспользоваться этим правом, а может и не воспользоваться. Если партии пользуются своим правом, то дальше всё просто и понятно.

Не раньше 40 дней и не позже 30 дней до дня истечения полномочий вносятся кандидатуры. Президент в течение 10 дней рассматривает эти кандидатуры и соглашается или не соглашается с ними. В случае согласия он в течение 10 дней даёт официальное уведомление партии, что согласен со списком. И у президента есть 7 дней, когда он должен внести одну кандидатуру из списка на рассмотрение регионального парламента.

В случае с Саратовской областью 25 января президент согласился со списком, представленным известной партией. Седьмой день истёк 1 февраля. Если бы всё было гладко и не случилось никаких нюансов, прописанных в законе, то кандидатуру бы внесли. Парламент бы в течение 10 дней рассматривал и соглашался или не соглашался с кандидатурой. Впрочем, не исключена норма, что если парламент не голосует, то президент может его распустить. Причём с первого права. Согласитесь, у президента должно быть такое право.

Поиски различных причин, что партия внесла список, а закон ещё не работает, не проходят. Закон уже работает.

Просто дальше всё идёт на уровне так называемых технических моментов. В законе о политических партиях, где речь идёт о списке, через запятую после списка «висит» фраза о кадровом резерве президента. При этом нигде не прописано, как соотносятся списки и резерв. Дальше оказывается, что всё в законе работает, но в любой момент может произойти сбой. Например, в документе может быть обнаружена чисто техническая ошибка. Или, если один из кандидатов напишет заявление, что он отказывается претендовать на должность главы региона, список автоматически теряет юридическую силу.

Но если рассматривать список как таковой, то получается следующее: партия в установленные законом сроки провела консультации, представила список, президент согласился. И не внёс кандидатуру.

Может показаться, что президент нарушил закон. На самом деле нет. В частности, в саратовском случае, скорее всего, некая техническая ошибка привела к тому, что список уважаемой партии утратил юридическую силу, а возобновить процедуру по схеме закона о политических партиях невозможно, так как время ушло. И начинает работать первый закон об общих принципах организации исполнительной и представительной власти в регионах, и скорее всего – да здравствует кадровый резерв президента.

Мы смотрим на процедуру наделения губернаторов полномочиями как на отработанный процесс. А это не так. Тупики, нюансы, коллизии ещё не изучены и не прописаны. Либо присутствует невероятная мудрость автора этого закона, который можно трактовать по-разному, либо имеет место обычная «не-доработанность» документа.

По каким-то причинам механизм партийного списка в Саратовской области не сработал. Причём не потому, что президент не хочет учитывать мнения партии, не потому, что президент нарушил сроки. Просто случились какив’То технические неувязки, и никакой политики здесь близко нет. Если бы была политика, то, скорее всего, сам список был бы иным, или президент вернул бы список партии, возобновились консультации и так далее.

«В последнее время его как будто вообще нет»

Чем запомнился саратовцам Павел Ипатов?
 
Последние месяцы стали для саратовцев настоящим испытанием. Одна за другой регион настигают беды. Решать проблемы никто не спешит: губернатор вот-вот поменяется, поэтому власти находят более важные дела, чем руководство областью. Люди на улицах возмущаются бездействием руководящих верхушек и отчего-то всё чаще вспоминают немногие хорошие дела прежнего губернатора.

Ольга, юрист: Лучше вернуться к разрухе Аяцкова

— В эту зиму власти довели город до такого ужасного состояния, что в нём только фильмы ужасов остаётся снимать. Помните, какие снежные зимы были раньше? И ничего – транспорт ездил, дороги чистили. В последнее время складывается ощущение, что у области просто нет руководителя. Если раньше Ипатов редко, но напоминал о своём существовании, то сейчас он как будто исчез. Последний раз видела его по телевизору в знаменитый день «опыления» Саратова химикатами от чумы. До этого момента и после губернатор, видимо, занимался какими-то своими делами.

В моменты паники и бездействия властей почему-то вспоминается Аяцков. Да, говорят, о себе не забывал. Но было ощущение, что область под контролем, пусть и не всегда хорошим. По крайней мере мы не чувствовали себя забытыми. Возможно, просто Аяцков умел заставить Аксененко и остальных чиновников работать.

Екатерина, фрилансер: Никто не видит, как происходят мини-революции

— О нынешнем губернаторе у меня никогда не было хорошего мнения, но в последнее время он допускает такой чиновничий произвол в области, что возмущению моему нет предела. Вы же знаете, что творится в Ершове? Как только главой администрации района стал Калинин, так сразу начались «чистки» и «репрессии». Сначала не только беспричинно, но и незаконно он хотел уволить редактора местной газеты. Причём не стеснялся прикрываться высокими идеями о качестве прессы и её объективности. Народ возмущался, вставал на защиту редактора, но только никто этого не услышал или усердно затыкал уши, чтобы не слышать.

Потом Калинин «поменял» начальника отдела образования, в народе заговорили – дабы инициировать массовое увольнение неугодных директоров. На ковёр были вызваны, а потом и вовсе уволились «по собственному» желанию директора двух школ Ер-шовского района. Сотрудники образовательных учреждений в панике. Пока в Ершове идёт революция, в Саратове информацию о ней стараются замалчивать. Страшно представить, что происходит в других районах области.

Иван, банковский работник: Заборы теперь не красят даже с одной стороны

— Пытаюсь вспомнить, с чем у меня ассоциируется Ипатов, и понимаю, что ничего он такого значимого не сделал, что мне запомнилось бы. В последнее время его как будто вообще нет. Люди чувствуют себя в эпицентре чрезвычайных происшествий, Сомов хотя бы показательно берёт в руки лопату, а Ипатова не видно. А, вру! Один раз он недавно прошёл по рельсам вместо трамвая. Правда, трамваи от этого ездить не начали. Но это была, конечно же, очень важная его миссия.

С другой стороны, срок Ипатова заканчивается, так зачем перенапрягаться? Старайся не старайся, всё равно скоро менять место работы. Только обидно, что область от него не только не приобрела, но ещё и потеряла. При Аяцкове, конечно, дороги тоже были битыми и тротуары грязными, но не настолько. Зато тогда к нам Ельцин приезжал. И ради такого события по маршруту его поездки в городе красили заборы. Пусть только с одной стороны, но красили же!

Светлана Юрьевна, секретарь: О бедах нужно рассказать президенту

— Не могу как-то особо выделить некий период «безвластия» за всё время, которое Ипатов руководит нашей областью. Признаться, я даже не задумывалась, что у губернатора, оказывается, скоро заканчивается срок. Скорее, мне казалось, что однажды его досрочно снимут с должности за весь тот беспредел, который творится в городах.

Когда Ипатова только назначили, его представляли как спасителя области, пришедшего исправлять все многочисленные ошибки прежнего губернатора. А на деле оказалось, что Саратов как был болотом, так болотом и остался. Районы тоже богаче и развитее не стали. Соответственно, если Ипатов ожиданий президента не оправдал, то давно надо было назначить нового главу области. Вопрос только в том, знает ли кто-нибудь о нашем бедственном состоянии.

2009 год доказал постоянными паниками и чрезвычайными ситуациями, что в характеристике беспомощности властей преувеличений нет. Саратов прославился на всю страну «эпидемией чумы» и снегопадами. Но представляет ли федеральная власть, какие ещё беды ждут нас на каждом углу?

Три срока не предел

Перечень требований к кандидатам в губернаторы упростит задачу партии большинства

В Кремле решили ограничить пребывание региональных глав на своих постах не тремя, а четырьмя сроками.

О том, что администрация президента разработала список требований к кандидатам в губернаторы, сообщила на минувшей неделе «Независимая газета».

При принятии кадрового решения теперь будет учитываться возраст претендента. Губернатор, рассчитывающий продлить срок полномочий, или кандидат, желающий занять вакантное кресло главы региона, не должны быть старше 70 лет.

Следующий показатель – рейтинг губернатора. Оценка будет складываться на основании социологических исследований.

Ещё один пункт, на который президент будет обращать внимание, – это социально-экономическое положение региона: уровень безработицы, занятость, состояние инфраструктуры, развитие промышленного производства, уровень жизни.

Важным обстоятельством станет и состояние здоровья кандидата. Кстати, ничего удивительного в том, что губернаторы теперь будут представлять медицинские справки, нет. На Западе политик вместе с декларацией о доходах обязан обнародовать и карту о состоянии здоровья.

Появление набора критериев во многом стало ответом на обвинение власти в «ручном управлении» страной – в отсутствии единой системы назначений. Предъявление уточнённых требований к кандидатам понадобилось ещё и для того, чтобы упростить задачу партии большинства, наделённой правом рекомендовать президенту своих претендентов на губернаторские посты. Ведь до недавнего времени региональные элиты не получали чёткого сигнала, какими правилами руководствуется президент в своей кадровой политике, и это создавало дополнительную неопределённость в регионах.

Правда, критерии популярности и социально-экономического положения региона могут создать люфт для трактовок. Так, может наметиться тенденция, когда те или иные элитарные группы, заинтересованные в смене власти, будут пытаться разворачивать митинговую активность.

Елена Микиртичева, Мария Палькина, Люся Шлёпкина, “Газета недели в Саратове” (16.03.2010).

фото (П.Ипатов):