Саратовский эксперт: теперь прокуратура всерьез возьмется за иностранных бенефициров ЗАО СПГЭС
«В отношении саратовской электросетевой компании ЗАО «СПГЭС» (Саратовское предприятие городских электрических сетей) возбуждено уголовное дело. Областная прокуратура подозревает ее в выводе средств, полученных от потребителей, через виргинский оффшор.
Тем самым, считают в прокуратуре, был нанесен имущественный вред другой электросетевой компании, продающей электроэнергию СПГЭС — ПАО «МРСК Волги» (входит в ПАО «Россети»), на сумму 150 млн рублей.
Директор ЗАО Сергей Козин в комментарии «Ъ» назвал это «полным бредом». Саратовский же юрист Андрей Ларин, считает правильной позицию прокуратуры и предлагает ей с пристрастием допросить не только генерального директора, но и всех учредителей.
Источник «Коммерсанта» в ПАО «Россети» утверждает, что отношения с СПГЭС у МРСК всегда складывались непросто: саратовская компания оплачивала договоры поставки электроэнергии исключительно по итогам арбитражных судов. И, например, только в этом году МРСК направило в суд пять исков на общую сумму 185,3 млн рублей, а в прошлом году выиграло 13 дел на сумму 58,7 млн рублей.
Областная прокуратура, проведя проверку в рамках работы по декриминализации, считает, что невыплаченные МРСК средства – 150 млн рублей – у СПГЭС имеются. И даже больше: анализ финотчетности компании показал, что только в этом году ЗАО заработало более 1,5 млрд рублей.
Версия о выводе средств в оффшор, видимо, связана с одним из акционеров и бенефициаров ЗАО — холдингом Drenfield Holding LTD, зарегистрированным на Британских Виргинских островах. По мнению прокуратуры, это «может свидетельствовать, в том числе, о незаконном выводе денежных средств за пределы РФ».
По итогам проверки в ГУ МВД Саратовской области возбуждено уголовное дело по факту «причинения имущественного ущерба собственнику путем обмана, при отсутствии признаков хищения, причинившее особо крупный ущерб».
Сергей Козин, в свою очередь, отмечает, что за 15 лет его работы «ни разу ни копейки никуда не выводилось». Об уголовном деле он узнал из СМИ, хотя вчера следователи уже произвели выемку документов на предприятии.
— Не вижу оснований для возбуждения уголовного дела. Это текущие долги, обычные хозяйственные отношения двух субъектов,- прокомментировал он ситуацию на страницах издания.
В Саратове ЗАО СПГЭС традиционно считается активом бывшего главы города Олега Грищенко. Компания арендует муниципальные сети и подстанции по демпинговым ценам: с 2005 году арендная платы для ЗАО была снижена с 103 млн до 24 млн рублей в год и до сих пор остается на этом уровне.
Более того — по факту открытого владения и праву приобретательной давности ЗАО начало высуживать у мэрии электросетевые активы, землю под подстанциями и т.п. Избежать этого удалось только благодаря вмешательству областной прокуратуры и ТУ Росимущества. Хотя страсти вокруг имущества все не утихают.
Глава юридической фирмы «АргументЪ» Андрей Ларин считает, что возбуждение уголовного дела – абсолютно логичный и целесообразный шаг и удивлен, что Росмониторинг, контролируя все платежи свыше 600 тыс. рублей, раньше не отреагировал на вывод денег. Тем более компанией, которая владеет стратегическими для Саратова объектами ЖКХ.
– Очень странно, что у СПГЭС есть иностранный собственник, — отметил он, подчеркнув, что компании с такими бенефициарами заслуживают пристального внимания. — Офшорные юрисдикты существуют не только потому, что это низконалоговые зоны, а еще и потому, что невозможно вычислить, кому принадлежит реальный счет. Это может быть кто угодно – чиновник, близкий к СПГЭС, кто-то из его руководства, — рассказал юрист.
По его мнению, необходимо тщательно проверить, по каким основаниям, сделкам выводятся деньги.
— Если это дивиденды – их распределяют на собрании учредителей с учетом финансового состояния компании. И если это была общая воля учредителей, то нужно смотреть, на каком основании они принимали такое решение в ущерб плану развития компании. В поле зрения правоохранителей должен попасть не только руководитель СПГЭС, но и все учредители, — считает руководитель юридического бюро.
Отвечая на вопрос о том, можно ли рассматривать уголовное дело как инструмент давления на ЗАО в контексте долгов МРСК, Андрей Ларин ответил, что «можно строить различные гипотезы, в том числе и эту, но формально между МРСК и прокуратурой никакой связи нет». Скорее это уголовное дело – следствие общегосударственного тренда на деофшоризацию российской экономики.
Глава консалтинговой компании «Бриикс» Юрий Пужалин отмечает, что раньше наличие иностранного учредителя «было фактически законно», но сейчас это все стало гораздо строже.
— Нашей экономике оффшоры совершенно невыгодно. Да, иногда оттуда деньги возвращаются в виде инвестиций в какие-то предприятия, но все страны борются с оттоком денежных средств. Тем более, что здесь играет свою роль и политика – все оффшоры принадлежат англосаксам, что позволяет ряду стран оказывать давление на крупный бизнес, — отметил Пужалин.
Он привел в пример своих клиентов, которым после отправки денег на Кипр запретили доступ в это государство и они не смогли воспользоваться своими финансами.
При этом, считает глава «Бриикс», регулируя эту сферу государство должно придерживаться политики кнута и пряника, не только ужесточая офшорное законодательство, но и гарантируя инвестиционную привлекательность и юридическую целостность вложений в России.
Справка «БВ»: ЗАО «СПГЭС» зарегистрировано в 1993 году, основной вид деятельности — передача электроэнергии и техприсоединение к распределительным электросетям. Сергей Козин является гендиректором предприятия с 2010 года. По данным сервиса www.list.org за 2013 год у ЗАО, уставной капитал которого составляет 9,1 млн рублей, 28 учредителей, среди которых 5 юрлиц (62%), 22 гражданина (23%) и один номинальный владелец (видимо, упомянутый офшор, 14,3%). Выручка компании за 2019 год составила 3,5 млрд рублей, что ниже предыдущего года, когда компания заработала 3,7 млрд рублей. Чистая прибыль упала с 51,7 млн рублей до 14,3 млн рублей.
https://www.business-vector.info/saratovskij-ekspert-teper-prokuratura-104801/