28 февраля 2011, 9:14

Диссидента не нашли

«

pr20110924110442

Мероприятие в Лужниках стало поистине судьбоносным для страны. Интрига с расстановкой сил в Кремле наконец-то разрешилась, предвыборная кампания «Единой России» получила достойный старт, маховик закрутился. Казалось бы, что тут добавить? И все же кадровые и программные решения, принятые на съезде, — это еще не все. В таком деле, как политика, не бывает мелочей. Здесь важна каждая деталь: выражение лиц, тон, шутки и говорящие жесты. Иными словами, все то, что остается за кадром федеральных выпусков новостей. Итак, «Время» представляет вашему вниманию свой взгляд на события съезда «партии власти». Взгляд беспристрастный и, что главное, беспартийный.

В ожидании лидера

Во второй день XII съезда ЕР в Лужниках царила праздничная и вместе с тем тревожная суматоха. В коридоре у входа на Малую ледовую арену прямо на полу сидели десятки журналистов, которым не хватило места в пресс-центре. В зале, вмещающем более 12 тысяч человек, тоже было не протолкнуться: юные молодогвардейцы с флагами наперевес разбредались по трибунам, делегаты сновали между рядами в поисках свободных мест. Найти оные удавалось не всем — многие кресла были заняты неприкасаемыми именными табличками, на некоторых лежали чьи-то кожаные портфели. Правда, на места саратовских партийцев никто не покушался, хотя наша делегация расположилась в самом центре партера. В один ряд устроились Михаил Исаев, Валерий Радаев, Олег Грищенко, Василий Максимов и другие саратовские единороссы. Тем, кто припозднился, пришлось устраиваться вдалеке от земляков, а самым непунктуальным — довольствоваться местами на трибунах. Единственным саратовцем, кого не удалось рассмотреть в зале в этот знаменательный день, оказался Павел Ипатов — то ли губернатор выбрал для себя в зале самое укромное местечко, и его не достигал свет софитов, то ли глава региона вовсе не присутствовал на съезде, а наблюдал за происходящим по ТВ из гостиничного номера.

Ровно четыре года назад фоном для сцены, где нынче собирались единороссы, была огромная растяжка с лозунгом «Победа Путина — победа России». Но программа по модернизации страны не прошла даром, и теперь за спиной выступавших висел огромный жидкокристаллический экран. Никаких фамилий на нем не значилось.

Пока гости усаживались, им демонстрировали ролик «Единой России».

— Мы почти одолели бедность! — звучали слова диктора. — Мы остановили зарвавшихся агрессоров! Мы прошли испытание мировым кризисом!

Со сцены подходивших делегатов бодрым голосом приветствовал ведущий, который чем-то неуловимо напоминал заправского сельского тамаду.

— Итак, а теперь делегаты от Приволжского федерального округа! Есть такие в зале? — игриво вопрошал ведущий.

— Да-а-а! — отвечала группа солидных господ в костюмах.

— А ну-ка, давайте, похлопайте погромче, покажите себя, — после этих слов «солидные господа» начинали что есть силы хлопать в ладоши, стараясь переплюнуть соседей из СКФО, которые минутой раньше едва не оглушили зал.

Официальное начало съезда было назначено на 12.00, но первые лица страны задерживались, и ведущий изобретал все новые и новые способы развеселить народ. Вначале гости соревновались, кто лучше проскандирует слова «единая» и «Россия», затем — кто громче поаплодирует, после чего дело дошло до общения с залом. С мест выступили несколько видных партийцев. О важности съезда и стремлении к победе говорил спортсмен Александр Карелин. О нелегкой женской доле и доверии россиянок к партии сообщила Екатерина Лахова, в овациях утонула Ольга Платошина, представлявшая на съезде сельскую молодежь. Но сильнее всех зацепил гостей своей речью шахтер из Ростовской области Александр Каминский. Как и остальные выступающие, он решил прочитать приветственное слово по памяти, но, видимо, текст, заботливо написанный ему в партии, оказался для простого рабочего слишком мудреным.

— Как легко давать советы, ничего не говоря… Не говоря… — Каминский запнулся, забыв, что там дальше. Пауза затягивалась. В глазах шахтера читалось искреннее отчаяние. Он попробовал продолжить, не получилось, и тогда оратор не выдержал, достал-таки из кармана бумагу и дочитал с листа: «Как легко давать советы, не отвечая за свои слова!» Последовавшие аплодисменты он действительно заслужил.

Каждое заявление однопартийцев гости встречали выкриками одобрения. И хотя, на первый взгляд, выступавшие говорили о разном, в их речи то и дело мелькали одни и те же слова, которые подхватывались и эхом разносились по залу. «Счастье», «великая Россия», «победа», «долг», «вера», «лидер», «вперед» и «проекты»… К концу съезда эти ключевые пункты будущей предвыборной программы партии сложились в настоящую мантру, повторение которой наверняка даровало бы читающему благополучие и исполнение желаний.

От перемены мест

Наконец ровно в 13.00 у входа в четвертый сектор арены появились Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Едва тандем показался в дверях, все присутствующие поднялись и овациями проводили первых лиц государства до мест. Дмитрий Анатольевич шел на полшага впереди и загадочно улыбался, Владимир Владимирович приветливо помахал рукой делегатам. Как только толпа успокоилась, Путин направился к трибуне.

То, что произошло дальше, всем хорошо известно. Владимир Путин предложил, чтобы Дмитрий Медведев возглавил предвыборный список «Единой России», а тот, в свою очередь, предложил Владимира Путина на должность Президента. Думается, в Саратовской области сегодня не найдется политика, который не прокомментировал бы это событие, и вряд ли есть смысл повторяться. Однако мне как очевидцу куда любопытнее заявлений тандема показалась реакция делегатов и приглашенных на их слова.

Едва ли не каждую минуту приветственная речь Путина прерывалась аплодисментами восторженных партийцев. Возбуждение в толпе росло: Вячеслав Володин поглядывал на часы, Валерий Радаев нервно сглатывал слюну, Олег Грищенко, крепко сжав кулаки, не сводил глаз со сцены, Ольга Баталина то и дело оглядывалась по сторонам. Все ждали. Неизвестно только, чего.

Напомним, прежде чем сделать свое историческое заявление и передать Дмитрию Медведеву партию, Путин отметил, что многие хотели бы видеть его на первой строчке списка. Не дожидаясь продолжения речи, доведенная до крайней точки возбуждения толпа разразилась овациями, приветствуя своего лидера. Кто-то даже успел потянуться к сотовому телефону, чтобы сообщить радостную новость коллегам. Однако Владимир Владимирович продолжил выступление, и зал вновь замер. И когда из уст премьера прозвучала фамилия Медведева, ничего в реакции гостей не изменилось: на лицах партийцев лишь на миг появилось выражение недоумения, которое тут же сменилось восторженной улыбкой, а крики одобрения зазвучали с той же громкостью, как если бы список решил возглавить сам Путин. Толпа ликовала, и казалось, что еще чуть-чуть, и делегаты сорвутся с мест, чтобы в едином порыве качать нового лидера на руках. Да и старого заодно. Вряд ли для них в тот момент вообще была хоть какая-то разница, кого качать. Зал буквально пропитывала атмосфера всеобщей любви и безграничного счастья.

Причем любовь эта не ослабела, когда на сцене появился Дмитрий Анатольевич. Скорее наоборот, единороссы ловили каждое слово своего нового лидера и делали лишь небольшие перерывы в овациях для того, чтобы Медведев мог сделать очередное радостное заявление. Правда, делал их Дмитрий Анатольевич как-то странно. «Вы делаете…», «вы помогаете…», «вы решаете…», «вы смогли…» Видимо, тандемократ еще не свыкся со статусом нового лидера ЕР, а потому постоянно говорил о партии с позиции человека постороннего и никак с ее делами не связанного.

Однако, несмотря на такую отстраненность, Дмитрий Анатольевич выдержал театральную паузу и согласился принять предложение Путина, чем вызвал новый шквал аплодисментов. Молодогвардейцы еще активнее замахали флагами. Слова о выдвижении Путина в Президенты уже просто утонули в шуме радостных голосов.

— Мы общими усилиями сохранили и восстановили нашу любимую Родину — нашу Россию, и мы ее не отдадим, — с легкой дрожью в голосе завершил речь Медведев. — Не отдадим тем, кто хочет разрушить ее, не отдадим тем, кто обманывает людей, раздавая пустые и невыполнимые лозунги, обещания.

Дальше под софиты и аплодисменты вновь взошел Владимир Путин.

— Буду говорить громко, командирский голос еще не потерян, — пошутил он. — Перед нами — масштабные задачи.

Надо заметить, голос премьеру в этот раз действительно пригодился. Речь Владимира Владимировича нашла самый бурный отклик среди гостей съезда. Причем хлопали ему независимо от того, на какую тему было заявление: собравшиеся одинаково радовались как словам о грядущем повышении пенсий, так и констатации существующих проблем в сфере ЖКХ. Обещания, звучавшие одно за одним со сцены, тонули в овациях и выкриках «Путин», «Россия». И только Медведев слушал речь товарища по тандему с непроницаемым лицом.

Кульминацией развернувшегося действа стал момент, когда Владимир Владимирович официально принял предложение о выдвижении его кандидатуры в Президенты. Без малого 11 тысяч человек поднялись со своих мест и начали скандировать слова «Единая Россия», отбивая ладонями ритм. В это время Путин спустился со сцены и обнял Дмитрия Медведева. Сопровождаемый новой волной оваций, Президент выступил с ответным словом, после чего тоже обнял Владимира Путина. Потом к тандему присоединился Борис Грызлов, который чувственно пожал руки одному и другому.

А казачок-то засланный!

Слегка омрачили радостную атмосферу съезда лишь результаты голосования за федеральный список кандидатов на парламентские выборы.

— Я надеюсь, успели внести фамилию «Медведев»? спросил премьер, пока в зале устанавливали специальные кабинки с урнами для бюллетеней. Мы оставляли прочерк, должны были спросить мнение съезда.

На самом деле внести Дмитрия Анатольевича никуда не успели, и партийцы голосовали за жирную черную черточку. Но никого это особо не смутило.

После перерыва Владимир Владимирович решил лично объявить итоги голосования. Изначально говорилось, что всего в съезде участвовали 639 делегатов. Однако за предложенный список проголосовали лишь 582 человека, четыре бюллетеня оказались недействительны, а один партиец высказался против. Куда делись еще 52 делегата, так и осталось невыясненным. Равно как и не удалось узнать фамилию неожиданного противника партийного курса. Когда дошло дело до утверждения результатов голосования, все без исключения делегаты подняли руки в знак одобрения.

— А где? Где этот… диссидент? — заметил Владимир Путин.

Зал встретил шутку премьера аплодисментами и дружным смехом, хотя все присутствующие начали незаметно озираться в поисках отступника. Мало кому хотелось, чтобы досадный «протестующий» бюллетень приписали именно ему, и дабы этого не произошло, каждый старался смеяться как можно громче и беззаботнее. Премьер выждал время, однако противник списка так и не объявился.

— Ну и зря, — с досадой заметил премьер. — Показался бы хоть.

Делегаты облегченно вздохнули: инцидент был исчерпан.

На этой патриотической ноте в работе XII съезда «Единой России» был объявлен перерыв. Его вторая часть состоится в декабре, после парламентских выборов.

Цвет победы

Очень символично, что та «традиция», о которой упомянул премьер, предлагая Медведеву возглавить предвыборный список партии, зародилась именно здесь, в Лужниках. Напомним, в 2007 году в этом же зале Малой ледовой арены был дан старт предвыборной кампании «Единой России», лицом которой предстояло стать тогда еще Президенту Владимиру Путину. Правда, в тот раз все проводилось с куда меньшим размахом — всего пять тысяч гостей, порядка тысячи журналистов и пока еще аполитичный, сдержанный в высказываниях Путин. Помнится, открывая ту памятную встречу, он отмечал, что никогда ранее в подобных кампаниях участия не принимал, и даже слегка поморщился, заявив, что «политическая реклама» ему не всегда нравится. Более того, ради общего дела ему, по его собственным словам, пришлось во многом «буквально переступить через себя».

— Но мы не имеем права допустить, чтобы Государственная Дума превратилась в сборище популистов, парализованное коррупцией и демагогией, чтобы не повторилась ситуация, которая уже была в нашей стране, — заявил тогда Путин, стоя перед плакатом со своей фамилией. Ровно так же, как и в этом году, он докладывал со сцены Лужников о своих успехах в экономике и соцсфере, обещал увеличить пенсии, обеспечить ветеранов жильем и ввести Россию в пятерку самых развитых стран мира. Пожалуй, единственным заметным отличием нынешнего Путина от Путина прежнего стало то, что сейчас он и словом не упомянул оппонентов, тогда как еще четыре года назад посвятил им едва ли не большую часть своего выступления. Да и нынче на премьере была не безликая водолазка, а белая рубашка и галстук темно-лилового цвета. Как утверждают стилисты — выбор человека смелого, уверенного в своих силах и настроенного на победу.

Светлана Гетало, “Время” (03.10.2011)