Протест по привычке
«
Отголоски прошлого
Сама политическая доктрина современных коммунистов представляет из себя некую ретроспективу – смесь революционных лозунгов 1917 года и традиционных советских прокламаций более позднего периода, немного припудренных и задрапированных современными демократическими идеями. В первую очередь, чтобы не оттолкнуть потенциальный электорат, еще помнящий, что и в советское время людям в нашей стране жилось далеко не как в сказке. Хотя, если верить словам саратовских коммунистов, не было ни перестроечных очередей, ни сталинских репрессий, ни экономического застоя…
Вместо этого они продолжают говорить о национализации части предприятий, необоснованных снижениях цен, жестком государственном контроле за экономическими процессами и прочем, что попросту невозможно в формате рыночной экономики и зачастую прямо противоречит Конституции. Причем подобные слова звучат из уст довольно харизматичных людей – таких, как руководитель Саратовского обкома и Московского горкома КПРФ, госдеп Валерий Рашкин или секретари обкома и региональные парламентарии Ольга Алимова и Сергей Афанасьев. При этом сами они – персонажи положительные, их любят журналисты, регулярно выпивающие в «красном уголке» штаба коммунистов по разным поводам, им симпатизируют старушки, помнящие еще выступления советских генсеков. Рашкин – непревзойденный оратор, который может пламенной речью зажечь толпу манифестантов буквально за несколько минут, тем более что толпа эта готова внимать каждому его слову.
Талант Алимовой – остроумие, и еще она прекрасный кулинар. Афанасьев – примерный семьянин и хороший собеседник. Однако, как известно, внешнее поведение и пламенные слова на публику бывают обманчивы. Коммунисты, прежде всего, политики, а тут главное – холодный расчет и прагматизм. Там хороших людей не бывает по сути этой профессии. Мы знаем маргинальные политические организации, которые, не стесняясь, кормятся от бизнесменов с темным преступным прошлым. И понимаем, что имидж и репутация этих структур соответствует тем, кого они политически обслуживают.
Но вот позиция коммунистов в плане финансирования еще более цинична, так как априори должна противоречить их моральным и идейным принципам. Общественности прекрасно известен источник денег Саратовского обкома КПРФ – финансово-промышленная группа «АСТЭК-С», возглавляемая бизнесменом Алексеем Еруслановым – человеком, мягко говоря, с сомнительной репутацией и весьма неоднозначным прошлым. Почему коммунисты берут средства от столь одиозного типа? Неужели они не могли найти других спонсоров, которые не марали бы имидж «народной» партии? И как это вообще соотносится с коммунистическим учением? Почему Вячеслав Володин, который находит спонсоров и лоббирует средства в федеральном бюджете, чтобы реализовывать областные программы, – плохой, а Ерусланов, загребающий преимущественно только под себя, – хороший?
Вот Алимова придумала политический пиар-ход: она идет в гордуму, чтобы в случае успеха КПРФ стать главой Саратова. Вообразите, что это произошло. Алимова начнет выполнять представительские функции, а реальная власть и управление городским хозяйством окажутся в руках ее спонсоров. Со всеми вытекающими печальными последствиями. Тогда злополучный Аксененко покажется просто агнцем. К этому ведут коммунисты, маскируясь под лозунг защиты народных интересов? Но, слава Богу, такое «народовластие», или точнее красная олигархия, даже в случае весьма призрачной победы КПРФ на выборах нашему городу не грозит.
Депутатское прикрытие
Конечно, сами коммунисты, скорее всего, будут отрицать свою связь с олигархическими структурами. Однако есть факты, прямо говорящие об обратном. Например, если вспомнить прошлые выборы в Саратовскую областную думу, можно увидеть, что Ерусланов едва не получил депутатский мандат. Помешало только то, что политические оппоненты КПРФ грамотно сыграли на мрачном прошлом предпринимателя, вызвав серьезную волну общественного протеста. Это не сильно шокировало самих коммунистов, но привело к определенному оттоку электората. Возможно, именно по такой причине они получили всего два мандата, и шедший третьим в списке Ерусланов временно оказался не у дел. Однако, если Алимова останется работать в гордуме и претендовать на место ее спикера, мандат Ольги Николаевны опять перейдет к Ерусланову, что она также не стала скрывать.
Местного красного лидера Рашкина с Еруслановым связывает много общего. Начать с того, что последний долгое время являлся формально его помощником как депутата Госдумы, видимо, чтобы иметь соответствующие преференции. Но, как говорят документы, скорее Рашкин был у Ерусланова помощником: поддерживал его во многих делах и решении различных проблем. Преимущественно он это осуществлял через многочисленные депутатские запросы, направляемые во все мыслимые структуры – от правоохранительных органов разных уровней до президента. В значительном количестве случаев это Ерусланову помогало избежать ответственности.
Одной из самых «замечательных» таких услуг стало «отмазывание» спонсора от проверок милиции во время расследования дела о нападении на Вадима Рогожина, тогда генерального директора медиахолдинга «Взгляд», а ныне главного редактора газет «Резонанс» и «Четвертая власть». Основной обвиняемый Виталий Павлов, не так давно осужденный на 13 лет колонии строгого режима, по оперативной информации, был связан с Еруслановым. Который в ходе следствия подозревался в заказе нападения на журналиста (официально обвинение ему так и не предъявили) – тому есть, к сожалению, только косвенные улики и некий мотив. В связи с этим правоохранительные органы начали проверку в структурах «АСТЭКа». Павлова задержали и арестовали. Однако тут же появилось депутатское обращение к президенту Медведеву за авторством Рашкина, где парламентарий требовал прекратить следственные действия в отношении Ерусланова и отпустить Павлова. Хорошо, что давление на следствие – а письмо депутата можно охарактеризовать и так – в полной мере не достигло своих целей. Напавший на журналиста бандит осужден. Однако преследование Ерусланова прекратилось. Так что заказчик до сих пор официально не найден. Хотя кто он (а точнее, они), сомнений почти не осталось.
Красные деньги пахнут кровью
В гордуме в глаза коммунистам, не стесняясь, говорят, что их депутатская группа – карманная фракция Ерусланова, который ею понукает. Для лучшего внутреннего управления парламентарием по списку КПРФ ввели одного из топ-менеджеров «АСТЭКа» Льва Бейлина. Сей «красный буржуй» тоже недавно отличился на поприще лоббирования сомнительной деятельности одиозных бизнесменов. Но об этом в следующий раз. Сейчас господин-товарищ Бейлин опять идет в гордуму, замыкая первую тройку партийного списка.
Впрочем, саратовские коммунисты в путях своего финансирования не открыли ничего нового. Примером для них служит их символ и гордость – Ленин. Уже не вызывает сомнения, что его, кстати, тогда тоже оппозиционная партия финансировалась немецким государством, дабы с помощью ее террористической деятельности и провокаций склонить Россию, выигрывающую войну с Германией, к позорному миру. Что и произошло, когда большевики захватили власть. А ближайший соратник Ленина Лев Троцкий и вовсе финансировался американскими банкирами-сионистами. Так что саратовская КПРФ лишь использует опыт революционной борьбы своих кумиров.
— Насколько я знаю коммунистов, они всегда во всем мире и у нас в России также были связаны с представителями крупного капитала. Еще большевики существовали на средства крупных промышленников и купцов. Понятно, что для партийной работы нужны деньги, понятно, что они есть у того, у кого есть. Я не знаю ни одной политической силы, которая не связана с теми, кто имеет достаточно серьезные деньги. Их можно называть или не называть олигархами – это дело вкуса. Здесь ничего нового не происходит. Мне как избирателю не так интересно, где они берут деньги на свое существование. Мне больше интересно, что они делают для защиты моих интересов. Да, прямые выборы мэра и доступ к Волге – вещи хорошие, но не главные. Вместо этого им стоило бы бороться с теми, кто на ЖКХ делает огромные деньги. И отсутствие этого меня напрягает куда больше, чем их связи с крупным бизнесом, – рассказал «Резонансу» политолог Дмитрий Олейник.
Вот и получается, что бессребреники и борцы против капитализма, ратующие за национализацию, фактически занимаются обслуживанием интересов олигархических структур. По крайней мере, об этом говорят многие доказанные факты.
В надежде на протест
Аксиома, что основной электорат КПРФ – люди пенсионного возраста, традиционно придерживающиеся коммунистической идеологии. Также после изменения российского избирательного законодательства и отмены графы «против всех» многие стали голосовать за КПРФ просто в знак протеста действиям правящей партии. И не только за коммунистов, но и за другие политические объединения, традиционно считающиеся оппозиционными существующей власти. Вот тут, вполне возможно, и развернутся основные политические баталии – каждая из представленных на выборах «малых партий» будет стараться максимально привлечь протестный электорат на свою сторону. А зная довольно предсказуемые предвыборные шаги КПРФ, неизменные уже в течение многих лет, понимаешь: отхватить свой кусок этого пирога «красным» будет довольно сложно.
— Многие люди сегодня голосуют за КПРФ, даже не будучи левых взглядов, а просто потому, что они недовольны ситуацией в том или ином регионе или городе и таким образом выражают свой протест. Вообще, на сегодняшний день протестный электорат в России в значительной степени деидеологизирован. Один и тот же избиратель может проголосовать и за коммунистов, и за «Справедливую Россию», и за какую-то иную оппозиционную партию. И голосование за КПРФ – лишь один из сценариев возможного протестного голосования» — поделился политолог Александр Кынев.
Очень серьезно на снижение шансов коммунистов на грядущих выборах может повлиять и малое количество самостоятельной и инициативной молодежи в их списках. Комсомолец Тимур Коньков не в счет, поскольку самостоятельной фигурой не является и всегда находится в тени своих старших товарищей. Да и завсегдатаи городской думы, привыкшие к бурным выступлениям представителей компартии, вряд ли смогут вспомнить хотя бы один случай, когда он комментировал какие-то высказывания или задавал вопросы.
— Что касается саратовских коммунистов, они отыгранные козыри. Среди них нет новых лиц, и, что самое главное, не предвидится их появление в ближайшее время. Если они какие-то голоса и получат, то только за счет протестного электората. Но если бы в России осталась графа «против всех», то они остались бы не у дел. А сейчас заменой этой графы служат оппозиционные партии, например КПРФ или ЛДПР. В принципе, в политическом отношении коммунисты – битая карта. Если они держатся, то только за счет того, что живы многие пожилые люди, голосующие за них по привычке, а также за счет протестных настроений в обществе, — считает политолог Александр Пантелеев.
Так что саратовским коммунистам, известным более громкими высказываниями и шумными акциями, чем реальными делами, остается надеяться на традиционное недовольство русского народа властями. Да грезить о новой революции (вскормленной деньгами бандитов), которая вознесла бы их на вершины политического Олимпа.
Неутешительные прогнозы
Многие саратовские политологи считают, что, несмотря на поистине наполеоновские планы, позиции КПРФ на грядущих выборах существенно пошатнутся. В первую очередь, из-за популистской риторики, которой очень часто подменяются реальные дела и в которой коммунисты во многом соревнуются с «жириновцами».
Понятно, что каждая партия в преддверии голосования заявляет, что будет добиваться большинства в представительном органе власти. Не стала исключением и эта кампания. О своих надеждах занять большинство мест в городской думе заявили и единороссы, и коммунисты, и даже «яблочники».
— Мне кажется, что у коммунистов есть определенное снижение поддержки среди избирателей. И связано это, в первую очередь, вовсе не с тем, что, как некоторые думают, у них вымирающий электорат, а с некоторым смещением акцентов и в их партийной работе. Если посмотреть медиаповоды, большая часть их касается депутатских запросов в различные проверяющие и контролирующие органы. То есть из левой партии, которая должна отстаивать права самых малообеспеченных людей, КПРФ превращается в некую правозащитную организацию и этим конкурирует с целым рядом других партий и объединений. И коммунистический акцент в их делах, по-моему, становится все меньше и меньше.
Именно поэтому мне кажется, что коммунисты не получат 20-25% голосов, что было бы возможно, если бы они не просто четко позиционировались как оппозиция, а как люди, защищающие беднейшие слои населения. Я думаю, что им максимум светит 15-18%. Конечно, многое зависит от явки. Их избирателей можно условно разделить на две части – тех, кто всегда голосуют за КПРФ, и тех, кто делают это из протестных соображений. Те, кто голосуют постоянно, наверное, на избирательные участки придут, особенно если не подведет здоровье и будет погожий день. А вот протестную часть своих избирателей они могут потерять, поскольку для выражения протеста могут быть выбраны другие партии. Или вообще бойкотирование выборов, – считает Олейник.
Так или иначе, реальные шансы представителей КПРФ на грядущих выборах повысить число своих депутатов в думе или даже сохранить прежнее стремятся к нулю. Во-первых, из-за «порочащих связей» саратовских коммунистов, о чем не преминут напомнить избирателям оппоненты «красных», во-вторых, из-за излишней закостенелости и отсутствия пластичности самой партийной структуры, в-третьих, из-за того, что люди устали от громких лозунгов и шумных речей, не подкрепленных делами. Так что пока прогнозы для КПРФ большинство экспертов выдает самые неутешительные. Но дело – за избирателями.
ИСТОЧНИК:http://www.4vsar.ru/articles/gazeta-rezonans/12718.html